Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 августа 2021 г. N Ф06-6951/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А12-29606/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, Ю.А. Комнатной,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 13, ИНН 3445045202, ОГРН1023403844441)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2021 года по делу N А12-29606/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 13, ИНН 3445045202, ОГРН1023403844441)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400005, Волгоградская область, г. Волгоград, проспект им В.И. Ленина, д. 50 Б, ИНН 3444121098, ОГРН 1053444025920)
о признании незаконным и отмене постановления от 16.11.2020 N 1479 о назначении административного наказания;
об отмене представления от 16.11.2020 N 06-13-1479-20 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
заинтересованные лица: Кондрамашев Денис Анатольевич (г. Волгоград), государственное казенное учреждение Волгоградской области "Управление капитального строительства" (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, им. Скосырева, ул., д. 7, оф. 106, ИНН 3445127712, ОГРН 1123460005789), прокуратура Волгоградской области (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 124),
без участи сторон
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - заявитель, ООО Газпром межрегионгаз Волгоград", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление Роспотребнадзора) от 16.11.2020 N 1479 о назначении административного наказания в отношении юридического лица ООО Газпром межрегионгаз Волгоград, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (в рамках дела N А12-29606/2020).
ООО Газпром межрегионгаз Волгоград" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене Представления Управления Роспотребнадзора N 06-13-1479-20 от 16.11.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (в рамках дела N А12-31396/2020).
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 января 2021 года дела N А12-29606/2020 и N А12-31396 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения под номером N А12-29606/2020.
Решением суда первой инстанции от 27.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что квалификация действий Общества по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ является неверной. По мнению заявителя, не заключение с гражданином договора поставки газа в письменной форме не относится к качеству оказываемых услуг.
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области и Прокуратура Волгоградской области возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, предоставленных в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 28.12.2019 между государственным казённым учреждением Волгоградской области "Управление капитального строительства" (далее - ГКУ ВО "Управление капитального строительства") и Кондрамашевым Денисом Анатольевичем (далее - Кондрамашев Д.А.) заключён договор N 1575/2019 найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - квартиры N 85 в многоквартирном доме N 10 по ул. 70-летия Победы в Волгограде, Волгоградской области (т.1 л.д.68 обратная сторона -71).
28.12.2019 между сторонами подписан акт приёма-передачи жилого помещения (т.1 л.д.71 обратная сторона).
В целях газоснабжения жилого помещения Кондрамашевым Д.А. в ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" подано заявление о заключении договора поставки газа.
Письмом начальника абонентского отдела г. Волгограда ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" от 21.02.2020 N 0001749/58/2 Кондрамашеву Д.А. отказано в заключении договора поставки газа по причине того, что, по мнению газоснабжающей организации, стороной по договору газоснабжения должно выступать ГКУ ВО "Управление капитального строительства", как наймодатель (т.1 л.д.72).
При этом ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в отказе Кондрамашеву Д.А. не приведены правовые основания, препятствующие заключению договора поставки газа.
Посчитав отказ ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в заключении договора поставки газа незаконным, Кондрамашев Д.А. обратился в Прокуратуру Волгоградской области с заявлением о проведении проверки в отношении Общества (т.1 л.д.67).
Учитывая, что действующее законодательство не содержит запрета на заключение нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот договоров поставки газа непосредственно с газоснабжающими организациями, Прокуратура Волгоградской области обратилась в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с исковым заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с требованием об обязании ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" заключить с Головцовой А.Ю. договор поставки газа.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 11.06.2020 по делу N 2-1036/2020 требования прокуратуры удовлетворены (т.1 л.д.76-80).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградской области от 02.09.2020 вышеуказанного решение суда оставлено без изменения.
27 июля 2020 года прокуратурой области материалы проверки направлены в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области для решения вопроса о принятии в отношении Общества мер административно-правового характера (т.1 л.д.63-35).
По результатам рассмотрения полученных материалов, действия ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" квалифицированы административным органом по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
28 октября 2020 года Управлением в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в присутствии его представителя Гончаровой А.П., действующей на основании доверенности от 15.10.2020 N 385/11, составлен протокол N 1475 об административном правонарушении (т.1 л.д.59-60). О месте и времени составления протокола общество извещено надлежащим образом.
16 ноября 2020 года Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области вынесено постановление N 1479 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
16 ноября 2020 ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" выдано представление N 06/13-1479-20 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением, Общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что действия общества правомерно квалифицированы по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, а также исходил из доказанности события административного правонарушения и вины общества, соблюдения административным органом установленной законом процедуры и срока привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определённого вида работ.
Объективная сторона административного правонарушения предполагает совершение действий по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, качество которых не соответствует требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) их оказания или продажи.
Субъектом правонарушения является лицо, оказывающее населению соответствующую услугу.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549).
Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (пункт 5 Правил N 549).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 549 для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приёме и рассмотрении оферты.
Исчерпывающий перечень причин, являющихся основанием для отказа заявителю в заключении договора поставки газа, указан в пункте 13 Правил N 549.
Согласно ответу ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" на обращение Кондрамашева Д.А. от 21.02.2020 N 0001749/58/2 (т.1 л.д.72) общество отказалось от подписания договора с абонентом ввиду того, что потребитель является нанимателем жилого помещения, тогда как наймодатель обязан обеспечить предоставление нанимателю коммунальных услуг.
Однако пунктом 3 Правил N 549 установлено, что наниматель также может являться абонентом и стороной по договору.
Вступившим в законную силу решением от 11.06.2020 по делу N 2-1036/2020 Ворошиловский районный суд г. Волгограда обязал ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" заключить с Кондрамашевым Д.А. договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. 70-летия Победы д.10 кв. N 85.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Установленные судом общей юрисдикции обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" оснований для отказа в заключении договора, предусмотренных пунктом 13 Правил N 549.
Из материалов дела следует, что 02 сентября 2020 года между ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" и Кондрамашевым Д.А. заключён договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (т.1 л.д.55-57), претензии к обществу со стороны потребителя отсутствуют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие заключённого с потребителем договора от 02.09.2020 не исключает нарушение обществом положений Правил N 549 при рассмотрении заявления Кондрамашева Д.А.
Таким образом, факт нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" Правил N 549 подтверждён материалами дела.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что квалификация административным органом указанных действий ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ является неверной.
Согласно пункту 9 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017) для привлечения лица к ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Статья 14.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований. В данной норме защищаются права лиц, являющихся получателем товаров (услуг) в целом.
Вместе с тем, отказ газоснабжающей организации в заключении с потребителем договора поставки газа не имеет отношения к качеству оказываемых обществом услуг поставки газа. Управление не доказало факт некачественного оказания Обществом услуг потребителю.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оказание ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" Кондрамашеву Д.А. услуг газоснабжения не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг в спорный период времени не подтверждено. Доказательств обратного в материалы дела не предоставлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает неустановленной и недоказанной объективную сторону вменяемого обществу правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Таким образом, основания для привлечения административным органом ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ отсутствовали.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При указанных обстоятельствах, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 16.11.2020 N 1479 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит признанию незаконным и отмене.
Статьей 29.13 КоАП предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Оспариваемое представление внесено административным органом в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 29.13 КоАП организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
Следовательно, вопрос о правомерности внесения представления связан с вопросом о законности привлечения общества к административной ответственности, установлением причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
В данном случае оспариваемое представление вынесено административным органом на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, которое признано незаконным и отменено. Законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и представления рассматривались в одном производстве (дела объединены судом).
Поскольку основания для привлечения административным органом ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ отсутствовали, представление от 16.11.2020 N 06/13-1479-20, исполнение которого имеет своей целью на будущее устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, подлежит признанию недействительным.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 16.11.2020 N 1479 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о признании недействительным представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 16.11.2020 N 06/13-1479-20.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2021 года по делу N А12-29606/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 16.11.2020 N 1479 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признать недействительным представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 16.11.2020 N 06/13-1479-20.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29606/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВОЛГОГРАД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", Кондрамашев Денис Анатольевич, ПРОКУРАТУРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ