Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 августа 2021 г. N Ф02-3978/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А33-926/2021 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Бабенко А.Н.,
Рассмотрев апелляционную жалобу ООО "РосТех"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" апреля 2021 года по делу N А33-926/2021, рассмотренному в порядке
упрощённого производства
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РостТех" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Вектор" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО по договору N 01-000006488 от 23.03.2020 за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 и с 01.08.2020 по 31.10.2020 в размере 96 040,99 руб.
Определением от 25.01.2021 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
17.03.2021 судом вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу, в соответствии с которой, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО по договору N 01-000006488 от 23.03.2020 за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 и с 01.08.2020 по 31.10.2020 в размере 80 034,15 руб. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
01.04.2021 судом было изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, с учетом дополнительных пояснений, заявитель ссылается на то, что тарифы на 2020-2022 годы утверждены с учетом НДС, а указаны без учета НДС (для прочих потребителей), так как в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При этом вне зависимости от того, кто является покупателем товаров (работ, услуг), истец осуществляет реализацию услуг по тарифу с учетом НДС.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости от 15.01.2021 N 99/2021/369839015, от 15.01.2021 N 99/2021/369840049 ООО "Компания КиК" (ИНН 2465067354) в настоящее время ООО "Компания Вектор" с 15.10.2001, с 26.9.2013 является собственником нежилых помещений N 161, 167, площадью 613,1 м2 и 274,5 м2 соответственно, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Красноярск, ул.Щорса, д. 49.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 6.08.2018 N 1/1576-од обществу "РостТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 974-в от 27.12.2018 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "РостТех" на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края в следующем размере 1 139,17 руб. за 1 куб.м. с НДС.
В соответствии с Приказом N 1182-в от 19.12.2019 тариф утвержден в том же размере до 01.01.2021.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 136-в от 18.09.2020 внесены изменения в Приказ Министерства тарифной политики N 1182-в от 19.12.2019 в соответствии с которым с 01.10.2020 тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "РостТех" на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края составляет 1 082,15 раб. за 1 м.куб. с учетом НДС.
В соответствии с Приказом N 77-2184-од от 31.12.2019, N 77-673-од от 30.04.2020 норматив накопления ТКО применяется в зависимости от категории объекта.
Региональным оператором в адрес ответчика направлялся договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 01-000006488 от 23.03.2020, счета и универсальные передаточные документы за период март, июнь 2020 года, а также с 01.08.2020 по 31.10.2020. Согласно описи вложения и списка отправлений 15.09.2020 региональный оператор направил ответчику требование о заключении договора, договор N 01-000006488, дополнительное соглашение N 1 к договору, счета на оплату, УПД.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления (почтовый идентификатор 80087552921683) документы получены ответчиком 01.10.2020.
В подтверждение оказания ответчику услуг истец представил в материалы дела подписанные в одностороннем порядке универсальные передаточные документы N 9664/1 от 31.03.2020 на сумму 20 222,58 руб., N 14362/1 от 30.04.2020 на сумму 20 222,58 руб., N18006/1 от 31.05.2020 на сумму 15 656,78 руб., N 21090/1 от 30.06.2020 на сумму 10111,30 руб., N 32282/1 от 31.08.2020 на сумму 10 111,30 руб., N 37260/1 от 30.09.2020 на сумму 10 111,30 руб., N 43674/1 от 31.10.2020 на сумму 9 605,15 руб., выписку из системы ГЛОНАС движения мусоровозов.
Региональный оператор направил ответчику претензию N 2020/7177 от 26.11.2020 об оплате задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 96 040,99 руб., что подтверждается описью вложения и списком отправлений от 30.11.2020. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления (почтовый идентификатор 80095353673120) претензия 02.12.2020 прибыла в место вручения, но ответчиком не получена.
Ссылаясь на возникновение между сторонами договорных отношений, оказание ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 96 040,99 руб. задолженности за оказание услуг с марта по июнь 2020 года, а также с августа по октябрь 2020 года.
Ответчик отзыв на исковое заявление с указанием возражений относительно заявленных исковых требований в материалы дела не представил.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 6.08.2018 N 1/1576-од обществу "РостТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Суд первой инстанции в рамках настоящего дела правильно квалифицировал заключенный сторонами договор в качестве договора возмездного оказания услуг, а возникшие в рамках его отношения, регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В предмет доказывания по настоящему делу входит: установление факта оказания услуг ответчику в соответствующем объеме, подтвержденном документально, а также факта исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг с учетом условий договора о порядке и сроках оплаты.
Факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтверждается подписанными истцом в одностороннем порядке универсальными передаточными документами, представленным в материалы дела.
Ответчик факт оказания услуг в спорный период март и июнь 2020 года, а также август - октябрь 2020 года не оспорил, возражений относительно объема и стоимости оказанных услуг не заявил.
С учетом указанных обстоятельств, а также пункта 6 договора, суд первой инстанции пришел к выводу о наступлении обязанности ответчика по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно расчету исковых требований стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определена истцом, исходя из объема фактически оказанных услуг (определенного, исходя из утвержденного норматива потребления на площадь нежилого помещения), умноженного на единый тариф на услуги регионального оператора с учетом ставки НДС в размере 20 %:
плата по договору N 01-000006488 от 23.03.2020 за услуги по обращению с ТКО до 17.05.2020 включительно составляет: 0,02 (норматив) * 887,6 м.кв. (общая площадь нежилых помещений NN 161,167)*1 139,7 (тариф) = 20 222,58 руб. (в месяц);
с 18.05.2020 включительно:
0,01 (норматив) * 887,6 м.кв. (общая площадь нежилых помещений N N 161,167)*1 139,7 (тариф) = 10 111,30 руб. (в месяц);
с 01.10.2020:
0,01 (норматив) * 887,6 м.кв. (общая площадь нежилых помещений N N 161,167)*1 082,15 (тариф) = 9 605,15 руб. (в месяц);
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, посчитал определение стоимости оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из единого предельного тарифа на услуги регионального оператора с учетом НДС необоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который с 1 января 2020 года применяет освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 года вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 1182-в от 19.12.2019 для потребителей общества "РостТех" по Красноярской правобережной технологической зоне установлены единые предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые действуют с 1.01.2020 по 31.12.2022, в размере 949,31 руб. для прочих потребителей без учета НДС.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 950-в от 18.12.2020 внесены изменения в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 N 1182-в, после внесения изменений указано, что единый тариф для прочих потребителей с 1.01.2020 по 30.06.2020 составляет 949,31 руб./м3.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что начиная с 01.01.2020 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональным оператором, не подлежат налогообложению, для которых утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета налога, нормативно обоснован вывод суда первой инстанции о том, что начисление на сумму единого тарифа 20 % НДС является неправомерным.
Ссылка заявителя жалобы на положения пункта 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, подлежит отклонению на основании следующего.
Действительно, обязанности продавца, предусмотренной подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, корреспондирует право покупателя применить налоговый вычет на соответствующую сумму на основании пункта 1 стать 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, из пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, цена услуги по приему и вывозу твердых коммунальных отходов, предусмотренная договором между региональным оператором и потребителем, не может превышать сумму единого предельного тарифа на услуги регионального оператора, установленного Министерством тарифной политики Красноярского края в отношении соответствующих потребителей.
Указание заявителя жалобы на то, что тарифы утверждены Министерством тарифной политики Красноярского края с учетом НДС, а указаны без учета НДС (для прочих потребителей), не имеет под собой нормативного обоснования.
Исходя из цели издания органом регулирования тарифов нормативного акта об установлении единых предельных тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, использование в тексте акта формулировки "тарифы указываются без учета НДС" предполагает утверждение органом тарифа без учета НДС.
Разъяснения Министерства тарифной политики Красноярского края, на которые ссылается истец, не являются официальным нормативным правовым актом.
С учетом изложенного, исковые требования правомерно были признаны судом первой инстанции подлежащими частичному удовлетворению в размере 80 034,15 руб. Оснований для удовлетворения остальной части исковых требований у суда первой инстанции обосновано не имелось.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" апреля 2021 года по делу N А33-926/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-926/2021
Истец: ООО "РОСТТЕХ"
Ответчик: ООО "КОМПАНИЯ ВЕКТОР"