Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 июля 2021 г. N Ф02-3444/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А33-28867/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2021 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Дамбаров С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "ВАНКОРНЕФТЬ" (ИНН2437261631, ОГРН 1042400920077)
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 декабря 2020 года (резолютивная часть решения от 27 ноября 2020 года) по делу N А33-28867/2020, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
при участии:
от истца (Министерства лесного хозяйства Красноярского края): Свежакова В.И., представитель по доверенности от 24.12.2020, паспорт, диплом ВСГ 2070325;
от ответчика (Акционерного общества "Ванкорнефть"): Горяева Т.С., представитель по доверенности от 01.09.2020 N 93, паспорт, диплом ВСВ 0271062.
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Ванкорнефть" (далее - ответчик, АО "Ванкорнефть") о взыскании 600 000 рублей неустойки по договору от 13.02.2017 N 23.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 30 сентября 2020 года иск принят к производству суда в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 декабря 2020 года по делу N А33-28867/2020 исковые требования удовлетворены. С АО "Ванкорнефть" в пользу Министерства лесного хозяйства Красноярского края взыскано 600 000 рублей неустойки по договору от 13.02.2017 N 23.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы (с учетом дополнений к ней) ответчик указывает на то, что проект освоения лесов разрабатывается на срок действия договора аренды лесного участка, то есть до 15.05.2025. Заявитель жалобы также указал, что суд первой инстанции неверно определил срок разработки и предоставления ответчиком проекта освоения лесов для проведения экспертизы по договору (09.02.2017) с учетом даты принятия приказа министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.02.2018 N 1462-од, который вступил в законную силу 01.01.2019, а также даты утверждения на основании Указа Губернатора Красноярского края от 21.12.2018 N 332-уг лесного плана. Кроме того, ответчик указывает на то, что подлежащая уплате на основании решения суда первой инстанции неустойка в силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации является несоразмерной последствиям нарушения ответчиком обязательства.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края в материалы дела представило отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, в связи с чем просит оставить решение Арбитражного суда Красноярского края по настоящему делу без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.01.2021 апелляционная жалоба оставлена без движения, поскольку была подана с нарушением требований статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 12.02.2021.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 13.02.2021 где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Лицам, участвующим в деле, установлен срок для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - до 12.03.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В соответствии с абзацем 3 пункта 47 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", судебное заседание проводится с ведением протокола в письменной форме и осуществлением протоколирования с использованием средств аудиозаписи в том случае, если с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционных жалобы, представления и возражений относительно них суд вызывает лиц, участвующих в деле, в судебное заседание (часть 1 статьи 272.1 АПК РФ).
Определением от 07.04.2021 назначено судебное заседание с вызовом в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Представитель АО "Ванкорнефть" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При повторном рассмотрении настоящего дела в порядке апелляционного производства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и АО "Ванкорнефть" (далее - арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 13.02.2017 N 23 (далее - договор), по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование определенный пунктом 2 договора лесной участок площадью 0,2344 га; местоположение: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Таймырское лесничество, Дудинское участковое лесничество, квартал 457 (часть выдела 5), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 84:00:0000000:3 (учетный номер части 587) и номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-03724-2016-12-13622-13.
Границы лесного участка определены в кадастровом паспорте, а также указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением N 1 к договору. Характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 к договору (пункты 1, 2, 3).
Пунктом 4 договора предусмотрено, что лесные участки предоставлены для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (Промысловые трубопроводы. Участок К19 - Т. 17С ).
Срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации права аренды лесного участка в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю до 15.05.2025 (пункт 23 договора).
Арендодатель обязался передать лесной участок арендатору по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением N 5 к договору, в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора (подпункт "а" пункта 10 договора).
В подпункте "г" пункта 12 договора арендатор обязался в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы; не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.
Факт передачи истцом ответчику лесных участков по договору подтверждается актом приема-передачи (приложение N 5 к договору), подписанным сторонами.
Договор прошел государственную регистрацию.
Подпунктом "б" пункта 14 договора установлено, что арендатор уплачивает арендодателю неустойку за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы, предусмотренного подпунктом "г" пункта 12 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов - 50 тыс. рублей (для физического лица или индивидуального предпринимателя) или 150 тыс. рублей (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока
В рамках заключенного договора аренды лесного участка АО "Ванкорнефть" подготовлен проект освоения лесов от 2017 года N 62-17.
В соответствии вводной частью проекта освоения лесов он действует в течение срока действия лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 125-0, т.е. до 22.12.2018.
Приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.02.2018 N 1462-од "Об утверждении лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества" утвержден новый лесохозяйственный регламент, вступивший в силу с 01.01.2019.
Ссылаясь на то, что первоначальный проект освоения лесов утратил силу в связи с утверждением нового лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества, а АО "Ванкорнефть" своевременно не обеспечило повторную подготовку и утверждение проекта освоения лесов, Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском о взыскании неустойки в соответствии с положениями подпункта "г" пункта 12 и подпункта "б" пункта 14 договора.
Суд первой инстанции, установив факт просрочки срока разработки и предоставления проекта освоения лесов арендодателем, пришел к выводу о наличии оснований для начисления ответчику неустойки, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (пункт 2 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Министерство лесного хозяйства Красноярского ссылается на нарушение арендатором положений подпункта "г" пункта 12 договора, предусматривающего необходимость представления проекта освоения лесов после заключения договора, а также за 6 месяцев до окончания срока действия ранее утвержденного проекта освоения лесов.
Между тем, из материалов дела следует, что проект освоения лесов в рамках договора аренды был подготовлен и утвержден АО "Ванкорнефть" в установленном порядке в соответствии с требованиями лесного законодательства и условиями заключенного договора.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1). Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Порядок составления проекта освоения лесов регламентируется Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ от 29.02.2012 N 69).
В соответствии с пунктом 30 Приказа от 29.02.2012 N 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
В соответствии с приведенными нормами Приказа от 29.02.2012 N 69 проект освоения лесов в отношении видов его использования, установленных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, составляется однократно и применяется к отношениям сторон в течение всего срока действия соответствующего договора аренды.
По смыслу положений лесного законодательства исключение из общего правила об ограничении срока действия проекта освоения лесов периодом действия лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) установлены для видов использования лесного участка, установленных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации с учетом специфики хозяйственной деятельности и режима соответствующего лесопользования.
Из условий заключенного договора следует, что он заключен для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Следовательно, лесной участок предоставлен с учетом вида использования лесов, установленного статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Поскольку лесной участок представлен для целей, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов, оснований считать, что ранее утвержденный проект освоение лесов утратил силу в связи с самим фактом прекращения действия лесохозяйственного регламента лесничества не имеется.
Поскольку положения лесного законодательства (Приказ от 29.02.2012 N 69) в силу особенностей правового регулирования и наличия публичного элемента, определяющего порядок составления документации, касающейся режима лесопользования, непосредственно применяются к правоотношениям сторон договора, вопрос о сроке действия проекта освоения лесов подлежит разрешению с учетом указанных правовых норм, независимо от формулировок, которые были использованы в вводной части данного проекта.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края, как публичный орган, осуществляющий функции в сфере лесопользования, не мог не знать о наличии в законодательстве специальных требований о сроке действия проекта освоения лесов применительно к указанному виду использования лесов.
Из имеющейся в деле переписки Министерства лесного хозяйства Красноярского края и Федерального агентства лесного хозяйства усматривается, что указанное положение о сроке включено в проект освоения лесов по инициативе истца.
Учитывая, что действие ранее утвержденного проекта освоения лесов, исходя из цели предоставления лесного участка АО "Ванкорнефть", не прекращается в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента, ответчик, вопреки позиции Министерства лесного хозяйства Красноярского края, не может быть признан нарушившим обязанность, которая предусмотрена подпунктом "г" пункта 12 договора (предоставление нового проекта освоения лесов).
Ответчик - АО "Ванкорнефть" при изложенных обстоятельствах мог разумно полагаться на указанные положения действующего законодательства при исполнении условий договора аренды лесного участка, в том числе с учетом их разъяснений, приведенных в имеющемся в его распоряжении письме Федерального агентства лесного хозяйства от 03.08.2017 N НК-06-27/10799 относительно периода действия соответствующего проекта освоения лесов.
В письме от 03.08.2017 N НК-06-27/10799 Федеральное агентство лесного хозяйства сообщало Министерству лесного хозяйства Красноярского края о том, что проект освоения лесов для видов использования леса, установленных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, действует в течение всего срока действия договора аренды.
При этом, изменение лесохозяйственного регламента не влечет за собой необходимость подготовки нового проекта освоения лесов, а может быть основанием для внесения (в случае необходимости) соответствующих изменений в уже существующий проект.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
При изложенных обстоятельствах, оснований для применения к ответчику ответственности за нарушение сроков исполнения указанной обязанности не имеется.
Кроме того, из материалов дела также следует, что впоследствии АО "Ванкорнефть" по требованию Министерства лесного хозяйства Красноярского края все же разработало и представило на утверждение новый проект освоения лесов в рамках заключенного договора аренды.
Приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 11.12.2019 утверждено положительное заключение на указанный проект освоения лесов.
Из содержания указанного проекта освоения лесов с учетом пояснений, данных сторонами настоящего спора, следует, что указанный проект освоения лесов в отношении режима и условий лесопользования, соответствует ранее утвержденному в рамках договора аренды проекту освоения лесов. Таким образом, условия и порядок использования лесного участка со стороны АО "Ванкорнефть" по существу остались прежними и не изменились, а принятие нового лесохозяйственного регламента лесничества не отразилось на ранее установленном режиме лесопользования в отношении указанного лесного участка. Незначительные изменение связаны с количеством средств индивидуальной защиты в пункте сосредоточения противопожарного инвентаря, что может непосредственно определяться нормами законодательства.
Следует также отметить, что в новом проекте освоения лесов имеются положения, предусматривающие его действие в течение всего срока договора аренды. Указанное положение соответствует нормам пункта 30 Приказа от 29.02.2012 N 69.
Таким образом, Министерство лесного хозяйства Красноярского края своими последующими действиями фактически подтвердило отсутствие зависимости между сроком действия проекта освоения лесов и периодом, на который был принят лесохозяйственного регламента лесничества, применительно к цели предоставления лесного участка АО "Ванкорнефть". Кроме того, Министерство лесного хозяйства Красноярского края подписывало акты и отчеты по охране лесов, представленные АО "Ванкорнефть", подтверждая соблюдение ответчиком требований законодательства.
С учетом изложенного, предъявление Министерством лесного хозяйства Красноярского края требования о взыскании неустойки, фактически признавшим впоследствии необходимость распространение действия проекта освоения лесов на весь период действия договора аренды, носит формальный характер и не может быть признано добросовестным. Применительно к обстоятельствам настоящего дела Министерство лесного хозяйства Красноярского края, как уполномоченный орган государственной власти, своими действиями по существу давало основания считать, что АО "Ванкорнефть" не были нарушены условия заключенного договора аренды.
Ссылки Министерства лесного хозяйства Красноярского края на то, что в новом проекте освоения лесов изменен срок выполнения работ подлежат отклонению, поскольку договором предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по представлению самого проекта, как необходимого условия для обеспечения сохранности лесов.
Поскольку оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания неустойки не имеется, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
В соответствии со статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по итогам рассмотрения дела относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 декабря 2020 года по делу N А33-28867/2020 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении искового требования отказать.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) в пользу акционерного общества "Ванкорнефть" (ИНН 2437261631, ОГРН 1042400920077) расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-28867/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: АО "ВАНКОРНЕФТЬ"
Третье лицо: АО Ванкорнефть