г. Пермь |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А50-24945/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Ивановой Н.А., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии представителя ответчика, Пермского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края - Хафизова И.Ф., по доверенности от 14.12.2020;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Пермского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 марта 2021 года
по делу N А50-24945/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новый город" (ОГРН 1145958079013, ИНН 5903956212)
к Пермскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (ОГРН 1185958067426, ИНН 5902051147), Государственному казенному учреждению "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" (ОГРН 1145958088649, ИНН 5902000576)
третьи лица: Министерство строительства Пермского края, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества, жилищно-коммунальные услуги в целях содержания общего имущества в отношении квартиры,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новый город" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с Пермского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (далее - ответчик1) 2 451 руб. 16 коп. за период с 01.11.2018 по 09.01.2019 с Государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" (далее - ответчик2) 1 253 руб. 50 коп. за период с 10.01.2019 по 28.02.2019 задолженности за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Цимлянская, 17 (с учетом удовлетворенного ходатайства об уточнении исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства Пермского края, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
Определением от 10.12.2020 судом в качестве второго ответчика привлечено ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края", поскольку в выписке из ЕГРН содержится запись о регистрации права оперативного управления с 10.01.2019 в отношении спорной квартиры.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 марта 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик1, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части требований к ответчику1, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что Пермский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу. Ведомственной структурой расходов краевого бюджета на 2018, 2019 годы, являющейся приложением к Закону Пермского края от 07.12.2017 N 152-ПК и Закону Пермского края от 29.11.2018 N 303-ПК бюджетные ассигнования на содержание жилых помещений, приобретенных в государственную собственность Пермского края для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из их числа, предусмотрены Министерству строительств Пермского края.
Указывает на то, что право собственности на указанное жилое помещение за Пермским краем зарегистрировано 20.10.2018, 20.11.2018 включено в специализированный жилищный фонд Пермского края и закреплено на праве оперативного управления за ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края". Пермский край был собственником указанного жилого помещения в период с 20.10.2018 по 20.11.2018. В то время как Министерство ЖКХ было образовано только 26.11.2018. Таким образом, на момент образования задолженности Министерство ЖКХ, как самостоятельный орган, не существовало и бюджетные ассигнования не предусматривались.
Судом не конкретизирован период взыскания. По тексту судебного акта указан период взыскания с ноября 2018 года по февраль 2019 года, без указания конкретных дат.
Представитель ответчика1 поддержал в судебном заседании ранее изложенную в апелляционной жалобе позицию. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в в размере 2 451 руб. 16 коп.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.10.2015 истец в спорный период являлся управляющей организацией в отношении МКД по ул. Цимлянская, 17.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на квартиру N 115 по ул. Цимлянская, 17 зарегистрировано за Пермским краем 20.10.2018.
10.01.2019 в отношении вышеназванной квартиры зарегистрировано право оперативного управления за ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края".
Ссылаясь на то, что за период с 01.11.2018 по 09.01.2018 (Пермский край в лице МинЖКХ Пермского края) за период 10.01.2019 по 28.02.2019 (ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края") за домом расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 17 у ответчиков имеется задолженность за содержание и текущий ремонт в размере 2 451 руб. 16 коп. и 1 253 руб.50 коп. соответственно, истец обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 214, 125, 210, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из наличия у ответчиков в силу закона обязанности по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома; правильности расчета истцом размера обязательств ответчиков; отсутствия доказательств внесения ответчиками платы в сумме 2 451 руб. 16 коп, 2018 (Пермский край в лице МинЖКХ Пермского края), и 1 253 руб. 50 коп. (ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края"), Пермский край в лице МинЖКХ Пермского края является надлежащим ответчиком по делу.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителя ответчика, МинЖКХ Пермского края в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в здании собственника помещения в этом здании пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно положениям статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Данные расходы состоят, в том числе, из расходов на текущий и капитальный ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирном доме, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Как следует из пункта 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В силу пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 содержания общего имущества в МКД собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
На основании части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
На основании части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, плату за помещение вносят этой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Исходя из смысла статей 210, 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами ответчика, жилое помещение, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Цимлянская, 17 находится на праве оперативного управления у ответчиков за период с 01.11.2018 по 09.01.2018 за Пермским краем в лице МинЖКХ Пермского края, за период с 10.01.2019 по 28.02.2019 за ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края".
Согласно расчету истца задолженность ответчиков за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Цимлянская, 17, составляет 2 451 руб. 16 коп. за период с 01.11.2018 по 09.01.2019 (Пермский край в лице МинЖКХ Пермского края) 1 253 руб. 50 коп. за период с 10.01.2019 по 28.02.2019 (ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края").
Представленный истцом расчет задолженности по оплате за оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома проверен арбитражными судами и признан верным, соответствующим требованиям действующего законодательства, нормам Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы были исследованы судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
МинЖКХ Пермского края образовано Указом Губернатора Пермского края от 17.10.2018 N 99 (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 Указа Губернатора Пермского края от 17.10.2018 N 99 МинЖКХ Пермского края переданы функции Региональной службы по тарифам Пермского края в сфере управления жилищным фондом Пермского края в части капитального ремонта, мониторинга управления и технического состояния, формирования комфортной городской среды, коммунальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг, энергосбережения, развития газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 2 Указа Губернатора Пермского края от 17.10.2018 N 99 в соответствии с пунктом 9 вступает в силу со дня вступления в силу Постановления Правительства Пермского края, утверждающего Положение о МинЖКХ Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 630-п утверждено Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (далее - Положение N 630-п).
В пункте 3 указано, что Постановление Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 630-п вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее даты государственной регистрации МинЖКХ Пермского края в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 3).
На официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru Постановление Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 630-п опубликовано 26.10.2018, в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов Губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края - 29.10.2018.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МинЖКХ Пермского края создание юридического лица зарегистрировано 26.11.2018.
Согласно пункту 3.1.5 Положения N 630-п МинЖКХ Пермского края осуществляет полномочия собственника по вопросам владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом Пермского края в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, за исключением жилых помещений, переданных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Заявленные требования основаны на положениях, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.10.4 Положения N 630-п МинЖКХ Пермского края осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджетов, администратора доходов бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
Третье лицо Министерство строительства Пермского края в отзыве на иск, указало с ноября 2018 полномочия собственника по вопросам владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом Пермского края осуществляет ответчик 1 Министерство ЖКХ. Ссылается на Указ Губернатора Пермского края от 17.10.2018 N 99, в котором содержится, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края является правопреемником Региональной службы по тарифам Пермского края в части, касающейся, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений. С 01.06.2017 Министерство не осуществляет полномочия в сфере управления жилищным фондом Пермского края.
Ссылка МинЖКХ Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.08.2019 по делу N А50-1277/2019 не обоснована, так как в данном деле рассматривались требования о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в период с 27.12.2016 по 21.03.2017, в который Министерство строительства Пермского края осуществляло полномочия собственника по вопросам владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом Пермского края.
Таким образом, на начало спорного периода - 01 ноября 2018 года МинЖКХ уже было образовано и ему переданы полномочия управления жилищным фондом Пермского края.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в спорный период полномочия собственника в отношении жилых помещений осуществляло МинЖКХ Пермского края.
Следует отметить, что к участию в деле в качестве ответчика привлечено не МинЖКХ Пермского края, а Пермский край в лице МинЖКХ Пермского края, к полномочиям которого отнесено осуществление полномочий собственника жилищного фонда Пермского края. Взыскание долга будет производиться за счет средств бюджета Пермского края, указание конкретного государственного органа решающего правового значения не имеет. Оплата в конечном итоге осуществляется за счет средств бюджета субъекта, поставщик надлежаще выполнивший свои обязательства не должен становиться заложником спора между органами власти одного субъекта Российской Федерации, в связи с чем его требованию обоснованно удовлетворены судом первой инстанции с учетом установленных полномочий ответчика.
Доводы апеллянта об отсутствии указания в судебном акте на конкретный период за который взыскивается задолженность, подлежит отклонению. Из обжалуемого решения и материалов дела однозначно следует, что задолженность взыскана за периоды с 01.11.2018 по 09.01.2019 и 10.01.2019 по 28.02.2019.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Суд первой инстанции, вопреки доводам ответчика, правильно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца документально подтверждены и подлежат удовлетворению в заявленном размере.
С учетом изложенного решение является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 марта 2021 года по делу N А50-24945/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24945/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НОВЫЙ ГОРОД"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ", МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство по управлению имуществом и градосторительной деяттельности Пермского края, МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ