Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 августа 2021 г. N Ф04-4815/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А46-21663/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2891/2021) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2021 по делу N А46-21663/2020 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (ИНН 5503245214, ОГРН 1135543040742, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Певцова, дом 13) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Булатова 68) о признании незаконным и отмене постановления от 16.11.2020 N 1-549/М по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственной жилищной инспекции Омской области - представитель Мерзлых Татьяна Сергеевна (по доверенности N 2ю от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021);
от закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" - представитель Лебедев Денис Владимирович (по доверенности N 29 от 01.12.2020 сроком действия по 31.12.2021); Павленко Александра Сергеевна, представитель по доверенности от 11.01.2021 N 6, сроком действия до 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Левобережье" (далее - заявитель, ЗАО "УК "Левобережье", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Госжилинспекция Омской области, Инспекция) от 16.11.2020 N 1-549/М по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.02.2021 по делу N А46-21663/2020 требования заявителя удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление от 16.11.2020 N 1-549/М, которым ЗАО "УК "Левобережье" было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Возражая против принятого по делу решения, административный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Госжилинспекция Омской области ссылается на то, что Обществом не проведения испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, выполняемые в целях содержания систем теплоснабжения. Допущенные нарушения установлены на основании (промежуточных) актов.
От ЗАО "УК "Левобережье" поступил отзыв.
От Госжилинспекции Омской области поступили дополнения к жалобе, согласно которым основанием для проведения проверки явились обстоятельства того, что ЗАО "УК "Левобережье" не выполнило мероприятия по подготовке многоквартирных домов (далее - МКД) к отопительному сезону 2020/2021, не устранило нарушения выявленные АО "ОмскРТС".
К дополнениям к апелляционной жалобе приложены акты обследования системы теплопотребления абонента от 01.04.2021 N МА-008, от 01.04.2021 N МА-009, от 02.04.2021 N МА-010, от 02.04.2021 N МА-011, приказ от 19.03.2021 N 131 "О привлечении к дисциплинарной ответственности", письмо от 19.05.2020, письмо от 22.05.2020, постановление Администрации г. Омска от 18.06.2020 N 340-п, приказ от 14.07.2020 N 301 с приложением.
От ЗАО "УК "Левобережье" поступили возражения на дополнения.
11.05.2021 от ЗАО "УК "Левобережье" поступили вторые возражения на дополнения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представителем Госжилинспекции Омской области было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: факсограммы от 25.01.2021, письма от 18.09.2020 N 26-03-07/2954 с приложением списка объектов с указанием причин неготовности к отопительному периоду 2020-2021 по состоянию на 18.09.2020.
Судом апелляционной инстанции ходатайство удовлетворено в целях всестороннего и полного рассмотрения дела. Все представленные документы приобщены к материалам дела.
Представитель Госжилинспекции Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе с учетом дополнений, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ЗАО "УК "Левобережье" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу с учетом дополнений, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, дополнения к ней, возражения (с учетом дополнений), исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Госжилинспекции Омской области от 29.09.2020 N 000000812 начальником первого территориального отдела Инспекции Токаревым А.Г проведена внеплановая документарная проверка ЗАО "УК "Левобережье" (том 1 л. д. 36-39).
В распоряжении указано, что проверка лицензионных требований проводится в рамках обращения от 22.09.2020 вх. 7835.
По итогам проверки 23.10.2020 составлен акт N 05-03-05/27 (том 1 л. д. 33-35), в котором зафиксировано, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, а именно подпункта "б" пункта 4(1) постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение N 1110), что выразилось в непроведении испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) на многоквартирных домах в городе Омске по адресам:
ул. Ватутина д. 7 Б - не опрессована система отопления;
ул. Ватутина д. 5 - не опрессован теплообменник системы горячего водоснабжения, не опрессован розлив системы горячего водоснабжения;
ул. Волгоградская д. 14 - не опрессован водонагреватель системы горячего водоснабжения, не опрессован розлив системы горячего водоснабжения;
ул. Волгоградская, д. 44 - не опрессован розлив системы горячего водоснабжения.
По данному факту должностным лицом Инспекции в отношении ЗАО "УК "Левобережье" 23.10.2020 составлен протокол N 3 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ (том 1 л. д. 41-42).
16.11.2020 Госжилинспекцией Омской области вынесено постановление N 1-549/М, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. (том 1 л. д. 11-14).
Считая постановление не основанным на законе, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Заявление судом первой инстанции удовлетворено, с чем Инспекция не согласилась, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований в виде наложения административно штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 51 статьи 12, статьей 1 Федерального закона N 99-ФЗ предусматривается, что предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию, с учетом особенностей лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, установленных федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
Подпунктом "б" пункта 4 (1) Положения N 1110 к грубым нарушениям лицензионных требований относится, в частности нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах.
В силу пункта 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием, в том числе, паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.
Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103) установлено, что:
- проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются в том числе органами местного самоуправления поселений, городских округов (пункт 5),
- результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки (пункт 7),
- паспорт готовности к отопительному периоду составляется и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду (пункт 9).
Согласно пункту 10 Правил N 103 сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Таким образом, паспорт готовности к отопительному периоду является нормативно установленным итоговым документом, подтверждающим готовность объекта к отопительному сезону.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что исполнение обязанности по подготовке жилых домов к отопительному периоду 2020-2021 подтверждается представленными в материалы дела паспортами готовности на МКД, расположенные по адресам: г. Омск, ул. Ватутина 7Б, Ватутина 5, Волгоградская 14, Волгоградская 44, составленными на основании актов проверки от 15.09.2020, а, следовательно, отсутствие факта совершения Обществом действия, вмененного ему Инспекцией в виде правонарушения.
Суд первой инстанции также были приняты во внимание пояснения представителя Администрации Кировского административного округа города Омска Наседкина Алексея Александровича, подтвердившего факт готовности перечисленных выше жилых многоквартирных домов к отопительному периоду 2020-2021 по состоянию на 15.09.2020.
В апелляционной жалобе Госжилинспекция Омской области, оспаривая выводы суда, настаивает на то, что Обществом не были проведения испытания на прочность и плотность узлов ввода и систем отопления, выполняемые в целях содержания систем теплоснабжения.
Заявляя о событии административного правонарушения, Инспекция ссылается на сведения, представленные АО "ОмскРТС" в ответ на запрос Инспекции от 15.09.2020 N 11642, согласно которым по состоянию на 18.09.2020 по адресу: ул. Ватутина 7Б не опрессована система отопления; по адресу: ул. Ватутина 5 не опрессован теплообменник системы горячего водоснабжения, не опрессован розлив системы горячего водоснабжения; по адресу: ул. Волгоградская 14 и адресу: ул. Волгоградская 44 не промыта система отопления.
Между тем, в материалы дела, помимо паспортов готовности, Обществом представлены справки от 12.10.2020 N N ГК-118, ГК-106, ГК-105, ГК-104, которыми подтверждается проведение гидравлических испытаний систем теплоснабжения, их опрессовки (том 1 л. д. 74-77).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции специалист АО "Омск РТС" Зверовская Светлана Александровна поясняла, что срок выдачи справок о проведенных мероприятиях по подготовке тепловых энергоустановок к отопительному периоду внутренними документами этой организации не регламентирован и на практике подобные справки выдаются позже дат фактических проверок.
В связи с указанным судом отклоняются ссылки Инспекции на то, что справки датированы октябрем 2020 года (то есть в период начала отопительного сезона), поскольку из пояснений специалиста АО "Омск РТС" следует, что проверки были проведены ранее дат изготовления справок.
Действительно, как правомерно отмечает Инспекция, указанные справки содержат замечания.
Так, справка от 12.10.2020 N ГК-118 (ул. Ватутина 7Б) содержит указание на то, что стояки ГВС не опрессованы, розлив системы ГВС опрессован давлением ниже рекомендуемого.
Справка от 12.10.2020 N ГК-106 (ул. Ватутина 5) содержит указание на то, что стояки ГВС не опрессованы, тепловая изоляция на ТЭУ установке не соответствует ПТЭ пункту 9.1.39, система отопления испытана на плотность и прочность давлением ниже рекомендуемого.
Справка от 12.10.2020 N ГК-105 (ул. Волгоградская 14) содержит указание на то, что тепловая изоляция на ТЭУ установке не соответствует ПТЭ пункту 9.1.39, система отопления испытана на плотность и прочность давлением ниже рекомендуемого.
Справка от 12.10.2020 N ГК-104 (ул. Волгоградская 44) содержит указание на то, что тепловая изоляция на ТЭУ установке не соответствует ПТЭ пункту 9.1.39, система отопления испытана на плотность и прочность давлением ниже рекомендуемого.
Между тем, суд апелляционной инстанции усматривает, что протоколом от 23.10.2020 N 3 Обществу вменены иные нарушения, а именно вменено, что по адресам:
ул. Ватутина д. 7Б - не опрессована система отопления;
ул. Ватутина д. 5 - не опрессован теплообменник системы горячего водоснабжения, не опрессован розлив системы горячего водоснабжения;
ул. Волгоградская д. 14 - не опрессован водонагреватель системы горячего водоснабжения, не опрессован розлив системы горячего водоснабжения;
ул. Волгоградская, д. 44 - не опрессован розлив системы горячего водоснабжения.
Таким образом, замечания, указанные в справках от 12.10.2020, оспариваемым постановлением в вину ЗАО "УК "Левобережье" не вменялись, в силу чего не могут быть приняты судом во внимание.
Доводы Инспекции о том, что Обществом не было представлено в материалы дела надлежащих актов опрессовки систем отопления, выявленных в актах промежуточного контроля, составленных в июле-августе 2020 года, что, по мнению административного органа, свидетельствует о неустранении выявленных нарушений к началу отопительного сезона, отклоняются апелляционным судом.
Действительно, в силу пункта 9.1.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность должны производиться после их промывки персоналом потребителя тепловой энергии с обязательным присутствием представителя энергоснабжающей организации. Результаты проверки оформляются актом.
Однако, поскольку обязательная к применению форма акта результатов проверки данным актом не установлена, суд апелляционной инстанции исходит из того, что составленные справки о проведенных мероприятиях по подготовке тепловых электроустановок к отопительному периоду 2020/2021 г.г. могут выступать в качестве данного документа, так как содержат сведения о проведенных испытаниях.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия поддерживает выводы суда о недоказанности административным органом события административного правонарушения по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ на стороне заявителя.
Отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Общества. При принятии решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ в полном объеме оценены представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2021 по делу N А46-21663/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21663/2020
Истец: ЗАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Омские распределительные сети"
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14765/2021
18.08.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4815/2021
18.05.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2891/2021
26.02.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-21663/20