17 мая 2021 г. |
Дело N А49-8263/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 февраля 2021 года по делу N А49-8263/2020 (судья Лапшина Т.А.)
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680; ИНН 5836013690)
Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области (ОГРН 1175835015290; ИНН 5836684144)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сольди" (ОГРН 1025801207410; ИНН 5835026199)
о взыскании 9 744 руб. 92 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к ООО "Сольди" о взыскании ущерба в сумме 9 744 руб. 92 коп., возникшего в результате излишней выплаты страховой пенсии в связи с несвоевременностью представления ответчиком сведений о застрахованных лицах.
Определением арбитражного суда от 31.08.2020 исковое заявление принято к производству суда с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.
Определением арбитражного суда от 14.10.2020 дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства, а также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области.
Арбитражный суд определением от 17.12.2020 привлек к участию в деле в качестве соистца ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области, исключив его из числа третьих лиц.
В судебном заседании представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области заявил отказ от исковых требований в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18 февраля 2021 года прекращено производство по иску государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, поскольку истец отказался от иска, и отказ принят арбитражным судом. Исковые требования государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что непредставление ООО "Сольди" сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за июль 2019 года повлекло неправомерную выплату пенсии в завышенном размере и причинение материального ущерба Пенсионному фонду на общую сумму 9744,92 руб.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Сольди" зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ 17.01.1997 за N 068002008317.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М.
За июль 2019 года срок предоставления сведений по форме СЗВ-М - до 15.08.2019 включительно. В указанный срок сведения ответчиком не представлены, в связи с чем, пенсионный фонд расценил указанные действия ответчика как прекращение работающим пенсионером Дугушкиным Юрием Николаевичем трудовой деятельности.
09.09.2019 ответчиком предоставлены сведения по форме СЗВ-М за июль 2019 года, согласно которым Дугушкин Ю.Н. не прекращал трудовую деятельность в июле 2019 года и не имел права на получение страховой пенсии с учетом индексации.
12.09.2019 пенсионным фондом принято решение о выплате сумм страховой пенсии N 190000150202/В/М Дугушкину Ю.Н. с учетом индексации за период с 01.07.2019 по 31.10.2019 (л.д. 84). Платежные документы сформированы 20.09.2019 - о доплате за июль-сентябрь 2019 года, 25.09.2019 - о выплате пенсии с учетом индексации за октябрь 2019 года (л.д. 11).
21.10.2020 пенсионным фондом принято решение N 1305 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных выплат (л.д. 13), в результате чего за период с 01.07.2019 по 30.10.2019 возникла переплата страховой пенсии Дугушкину Ю.Н. в размере 9 744 руб. 92 коп., которую истец расценивает как ущерб, причиненный пенсионному фонду в порядке ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закона N 400-ФЗ).
Направленная в адрес ответчика претензия от 25.11.2019 с требованием о возмещении ущерба в размере 9 744 руб. 92 коп., оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Положением, денежные средства которого находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Из положений Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) следует, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, положениями Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
В статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В силу части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
В части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 -3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В части 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция, действующая в момент спорных правоотношений).
Согласно п. 31 Инструкции датой представления индивидуальных сведений на бумажном носителе при представлении страхователем лично (его представителем) считается дата фактического представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании п. 35 Инструкции территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Из приведенных норм следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение об этом принимает территориальный орган фонда.
Как следует из материалов дела, сведения о работающих застрахованных лицах (в том числе о Дугушкине Ю.Н.) по форме СЗВ-М за июль 2019 года ООО "Сольди" представило 09.09.2019, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем решение о выплате Дугушкину Ю.Н. пенсии с учетом индексации принято пенсионным фондом 12.09.2019.
Таким образом, на момент принятия решения о выплате с 01.07.2019 застрахованному лицу сумм страховой пенсии с учетом индексации пенсионным фондом уже были получены сведения по форме СЗВ-М за июль 2019 года, подтверждающие, что Дугушкин Ю.Н. в июле 2019 года осуществлял трудовую деятельность.
Более того, как следует из материалов дела и не опровергнуто истцом, данные о застрахованных лицах в последующие периоды поданы своевременно (за август 2019 года - 01.09.2019).
Следовательно, пенсионный фонд при получении сведений 01.09.2019 за август 2019 года и 09.09.2019 за июль 2019 года имел реальную возможность обнаружить в представленных страхователем сведениях ошибки (несоответствия) и предпринять предусмотренные законом меры, а именно запросить у ответчика пояснения относительно осуществления Дугушкиным Ю.Н. трудовой деятельности в июле 2019 года.
Однако истец никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений по форме СЗВ-М в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание непринятие пенсионным фондом своевременных мер по недопущению неправомерной выплаты индексации, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел прямой причинно-следственной связи между действиями страхователя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции также верно отметил, что за нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности в соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 февраля 2021 года по делу N А49-8263/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8263/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, ГУ УПФ России в г.Пензе Пензенской области, ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области, ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ России в Пензенской области
Ответчик: ООО "Сольди"