г. Чита |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А19-11436/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года по делу N А19-11436/2020 по исковому заявлению Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820) к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области (ОГРН 1053818028351, ИНН 3818019350) о взыскании субсидии в размере 1 901 863,29 руб.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее - истец, Министерство) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании субсидии в размере 1 901 863, 29 руб. (объем средств соответствующий 10% от суммы субсидии предусмотренного на год, в котором допущены нарушения обязательств).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года по делу N А19-11436/2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, истец не согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для возврата субсидии в связи с завершением строительства объекта - водовода в установленный срок, поскольку основаниями для возврата полученной субсидии является неисполнение Администрацией обязательств, предусмотренных пп. 4.3.5 и 4.3.6 пункта 4.3. Соглашения, в соответствие с которыми показатели результативности по достижению технической готовности объекта на конец 2019 года должны составлять 70%. Вместе с тем, согласно отчету Администрации от 09.12.2020 значение показателя составило 54%. Кроме того, отступление от графика выполнения работ, является нарушением пункта 4.3.6 Соглашения, также подтверждается письмом главы муниципального образования "город Усть-Кут" А.В. Душиным от 24 декабря 2019 года N 3307.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором ответчик с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 10.04.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Ответчик просил о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с Законом Иркутской области от 12 июля 2018 года N 52-ОЗ "О внесении изменений в статью 4 Закона Иркутской области "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты" постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2018 г. N 675-пп утверждены Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области.
На основании Бюджетного кодекса РФ, Закона Иркутской области от 17.12.2018 N 131-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2018 г. N 675-пп, между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность от 13 сентября 2019 года N 723 (далее - Соглашение), в целях предоставления субсидии на строительство водозабора от водозабора "Федотьевский" до котельной по ул. Балахня, строение 1, протяженностью 3,3 км в городе Усть-Куте Иркутской области (далее - мероприятие) в рамках подпрограммы "Чистая вода" на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области" на 2019-2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2018 года N 915-пп.
В соответствии с п. 2.1 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемым местным бюджетом на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году - 26 865003 руб. 75 коп., в 2020 году 11 513 572, 80 руб. - в 2020 году.
Одним из условий предоставления перечисления субсидии является - документы, подтверждающие выполнение условий предоставления субсидии.
В соответствии с Соглашением Администрация обязалась:
1) достигнуть значения показателей результативности (результатов), установленных в соответствии с приложением 4 к Соглашению в срок не позднее 31 декабря 2019 года (подпункт 4.3.5 пункта 4.3 Соглашения);
2) соблюдать график реализации мероприятия в соответствии с приложением 5 к Соглашению (подпункт 4.3.6 пункта 4.3 Соглашения);
3) представлять в Министерство отчеты, документы (материалы), необходимые для осуществления контроля за исполнением условий Соглашения (подпункт 4.3.8 пункта 4.3 Соглашения);
4) исполнять требования Министерства по возврату средств в областной бюджет, а также его запросы о предоставлении информации (сведений, документов, материалов) в установленные в указанных требовании, запросе сроки (подпункт 4.3.11 пункта 4.3 Соглашения);
5) возвратить в областной бюджет субсидию в объеме, рассчитанным в соответствии с Положением, в случае одновременного нарушения обязательств, предусмотренных подпунктами 4.3.5, 4.3.6 пункта 4.3, не позднее срока, установленного законодательством (подпункт 4.3.13 пункта 4.3 Соглашения).
В соответствии с приложениями 4 и 5 к Соглашению Администрация обязалась обеспечить в 2019 году техническую готовность объекта на конец года - 70%, использовав средства областного бюджета в размере 24 715 803,45 руб.
Согласно представленным отчетам по состоянию на 1 января 2020 года результат "Техническая готовность объекта на конец года" равен 54% (вместо 70%), средства областного бюджета использованы в размере 19 018 632,91 рубля (вместо 24 715 803,45 рублей) (прилагаются).
24.12.2019 Администрация истцу сообщило, что на 20.12.2019 использовано 20 109 561,29 руб., из них: 18 500 796, 38 руб. - из средств областного бюджета, 1608 764,91 руб. из средств местного бюджета. Данным письмом просила остаток денежных средств выделенной субсидии на 2019 год перенести на 2020год в сумме 5 697 170, 55 руб. в связи с невозможностью проведения работ из-за низких температур.
04.02.2020 в адрес Администрации направлено требование о возврате субсидии, поскольку ответчиком в 2019 году допущены нарушения обязательств предусмотренных п. 4.3.4 - 4.3.6 Соглашения, а именно не достигнуто значение показателей результативности использования субсидии и не соблюден график выполнения мероприятий, предусмотренного приложениями 4,5 Соглашения.
26.02.2020 Администрация письмом на требование о возврате субсидии сообщило Министерству, что срок выполнения работ по строительству водовода - до 31.10.2020, Администрация намерена завершить реализацию данного мероприятия в срок. Так же, Администрация сообщила, что осуществить возврат субсидии не предоставляется возможным, так как бюджет Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на 2020 год утвержден с дефицитом в сумме 53 793 371, 69 руб., дополнительных доходных источников не определено. Дополнительно, ответчик просил внести изменения планового значения показателя результативности на 2019 год с 70% по 53,86%.
27.05.2020 Министерством в адрес Администрации направлено повторное требование о необходимости возврата в областной бюджет суммы субсидии в размере 1901863,29 руб., при этом отказано во внесении изменений в показания результативности на 2019 год со ссылкой на п. 7.4 Соглашения.
Администрация письмом от 10.06.2020 сообщило Министерству о дефиците бюджета на 2020 год и реализации мероприятий по строительству водовода к 31.10.2020.
Невыполнение Администрацией требования о возврате субсидии в размере 1 901 863, 29 руб., послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, верно применены нормы права.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с Законом Иркутской области от 12 июля 2018 года N 52-ОЗ "О внесении изменений в статью 4 Закона Иркутской области "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты" постановлением Правительством Иркутской области от 24 сентября 2018 г. N 675-пп утверждены Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий, местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области.
Согласно Правилам в случае, если муниципальным образованием Иркутской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидий допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 5 пункта 9 настоящих Правил, и если в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам от предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, размера субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, и (или) приобретению объектов недвижимого имущества без учета размера остатка субсидии по указанным объектам муниципальной собственности, не использованного по состоянию на 1 января года, следующего за годом предоставления субсидий, подлежит возврату из местного бюджета в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидий. В случае одновременного нарушения муниципальным образованием Иркутской области обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами 3, 5 пункта 9 настоящих Правил, возврату подлежит объем средств, соответствующий размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, определенный в соответствии с абзацем первым настоящего пункта (п. 25 Правил).
На основании Бюджетного кодекса РФ, Закона Иркутской области от 17.12.2018 N 131-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2018 г. N 675-пп, между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Усть-Кутского муниципального образования (городского полселения) на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность от 13 сентября 2019 года N 723 (далее - Соглашение), в целях предоставления субсидии на строительство водозабора от водозабора "Федотьевский" до котельной по ул. Балахня, строение 1, протяженностью 3,3 км в городе Усть-Куте Иркутской области (далее - мероприятие) в рамках подпрограммы "Чистая вода" на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области" на 2019-2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2018 года N 915-пп.
В п. 4.3.13 Соглашения определены условия возврата субсидии, в том числе: возвратить в областной бюджет субсидию в объеме, рассчитанном в соответствии с Положением, в случае одновременного нарушения обязательств, предусмотренных подпунктами 4.3.5, 4.3.6 пункта 4.3, не позднее срока, установленного законодательством (подпункт 4.3.13 пункта 4.3 Соглашения).
В приложении N 4 и N 5 к Соглашению согласованы показатели результативности использования субсидии и график реализации мероприятий для капитального строительства.
Основанием для взыскания с ответчика субсидии в размере 1 901 863, 29 руб. (объем средств, соответствующий 10 процентам от предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств) послужили выявленные Министерством на 31.12.2019 года нарушения показателей результативности, установленных в приложении N 4 и N 5 к Соглашению, а именно: Администрация не обеспечила в 2019 году техническую готовность объекта на конец года - 70%, использовав средства областного бюджета в размере 24 715 803,45 руб.
Истец, руководствуясь п. 25 Правил, рассчитал объём средств, соответствующий 10 процентам от предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств - 1 901 863, 29 руб.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик для выполнения взятых на себя обязательств по соглашению от 13.09.2019 N 723, заключил с ООО "Партия" муниципальный контракт N 34/ЭА от 17.12.2019 на строительство водовода от водозабора "Федосеевский" до котельной по ул. Балахня, строение 1 протяжении 3,3 км. в городе Усть-Куте Иркутской области. Согласно акту приемки выполненных работ N 1 от 20.12.2019 работы выполнены на сумму 20 109 561, 29 руб. Перечисление денежных средств ООО "Партия" подтверждается платежным поручением от 25.12.2019 N798251.
Письмом 24.12.2019 Администрация сообщила Министерству, что на 20.12.2019 использовано 20 109 561,29 руб., из них: 18 500 796, 38 руб. - из средств областного бюджета, 1 608 764,91 руб. из средств местного бюджета, просила остаток денежных средств выделенной субсидии на 2019 год перенести на 2020 год в сумме 5 697 170, 55 руб. в связи с невозможностью проведения работ из-за низких температур.
Так же Администрацией своевременно представлены Министерству отчеты, по состоянию на 1 января 2020 года результат "Техническая готовность объекта на конец года" равен 54% (вместо 70%), средства областного бюджета использованы в размере 19 018 632,91 рубля (вместо 24 715 803,45 рублей).
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что на 01 января 2020 года Администрацией использована субсидия в размере 20 109 561,29 руб., что подтверждается документами, представленными в материалы дела, и не оспаривается истцом. Остаток неиспользованных средств, выделенный Администрации в размере 5 697 170, 55 руб. на 2019 год, но не использованный (не перечисленный), ответчик просил перенести на следующий год - 2020, в связи с отсутствием возможности работы строительной техники в связи с низкой температурой наружного воздуха, задержка поставки материалов.
Указанные обстоятельства не приняты во внимание Министерством, в связи с чем, в адрес Администрации направлено требование о возврате субсидии в размере 1 901 863, 29 руб. - объем средств, соответствующий 10 процентам от предусмотренного на год.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, поддерживает выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении требований Министерства, исходившего из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Соглашение от 13.09.2019 N 723 заключено между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения).
Согласно пункту 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 24 сентября 2018 г. N 675-пп, в случае если муниципальным образованием Иркутской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидий допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 5 пункта 9 настоящих Правил, и если в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, то объем средств соответствующий 10 процентам от предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, подлежит возврату из местного бюджета в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидий.
Министерство, требуя возврат субсидии в связи с допущенным Администрацией нарушением в виде не достижения результативности в размере 70% по состоянию на 31 декабря 2019 года, должно было учесть указанный пункт Правил и выяснить, устранены ли нарушения по состоянию на 01 апреля 2020 года.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, такой проверки Министерство не проводило, доказательств не устранения нарушения на 01 апреля 2020 года не представлено.
Доводы, заявленные истцом в апелляционной жалобе, не опровергают указанного обстоятельства по отсутствию доказательств по недостижению ответчиком результативности строительства в размере 70% по состоянию на 01 апреля 2020 года. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование о возврате субсидии, направленное Администрации 04 февраля 2020 года, необоснованно.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что объем средств, полученных Администрацией за 2019 год использован в полном объеме, субсидия в размере 20 109 561,29 руб. перечислена ООО "Партия". Иные средства Администрацией не использовались. Остаток денежных средств в размере 5 697 170, 55 руб., перенесенный с 2019 года, использован в 2020году. Строительство объекта - водовода завершено в 2020 году, 25.12.2020 получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
С учетом того, что строительство объекта - водовода завершено в установленный срок, субсидия использована по назначению, Администрацией своевременно принимались меры к извещению Министерства о невозможности осуществления строительства на период 31.01.2019, переносе показателей результативности - до 01.04.2020, а так же доведения сведений о невозможности возврате субсидии в размере 1 901 863,29 руб., в связи с тем, что перечисленная субсидия в размере 20 109 561,29 руб., использована в полном объеме в 2019 году, остаток денежных средств с 2019 года в размере 5 697 170,55 руб. использован в 2020 году, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что обязанности по соглашению Администрацией выполнены, полученные средства были использованы в полном объеме для достижения целей, на которые предоставлялась субсидия и по назначению, соответствующему приложению к Соглашению.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что истцом не представлено достаточных доказательств для взыскания субсидии из местного бюджета в областной бюджет, в связи с чем, оснований для взыскания с ответчика субсидии в размере 1 901 863, 29 руб. не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года по делу N А19-11436/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11436/2020
Истец: Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
Ответчик: Администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области