г. Москва |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А40-157528/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-157528/20, по исковому заявлению Департамента городского имущества г. Москвы к ПАО "МОЭК" о взыскании задолженности, пени,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Седов И.В. по доверенности от 29.12.2020, диплом N 107704 0187626 от 03.12.2019;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ПАО "МОЭК" о взыскании задолженности по оплате арендной платы за период с 01.01.2018 по 30.09.2019 в сумме 23 995 руб. 93 коп., пени за период с 06.10.2018 по 30.09.2019 в сумме 2 111 руб. 94 коп. по договору аренды земельного участка от 26.10.2015 N М02-047924.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Ответчик, уведомленный судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явился, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2021 года, подлежит отмене, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между Департаментом городского имущества г.Москвы (арендодатель) и ПАО "МОЭК" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N М-02-047924.
Согласно п. 1.1. договора предметом договора является земельный участок, имеющий адресные ориентиры: 127282, Москва, район Северное Медведково, ул. Тихомирова, дом 2, строение 2, помещение I, площадью 303 кв. м., предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации нежилого здания ЦТП.
Договор заключен сроком до 28.05.2064.
В соответствии с п. 3.2. договора предусмотрена обязанность арендатора вносить арендную плату за объект аренды ежеквартально, не позднее 5 числа первого месяца каждого отчетного квартала.
Размер платы устанавливается приложением N 2 к Договору и в случае изменения кадастровой стоимости участка определяется ПАО "МОЭК" самостоятельно на основании уведомления Департамента городского имущества г. Москвы.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату); порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Мотивируя заявленные исковые требования, истец ссылается на то, что в нарушение условий договора, ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по внесению арендной платы, в связи с чем, за период с с 01.01.2018 по 30.09.2019 за ним образовалась задолженность в сумме 23 995 руб. 93 коп.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени), установленную договором.
В соответствии с п. 7.2 Договора при неуплате арендатором арендных платежей в установленные договором сроки начисляются пени в размере 1/300 (одной трехсотой) действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
В связи с просрочкой оплаты по Договору, руководствуясь п. 7.2 договора и положениями ст. 330 ГК РФ, истцом начислены пени за период с 06.10.2018 по 30.09.2019 в сумме 2 111 руб. 94 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции указал, что уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.12.2016 N 33-А-40516/16-(0)-0 годовая арендная плата с 01.01.2017 г. установлена в размере 10 939 руб. 50 коп., а от 19.04.2019 N 33-6-218474/19-(0)-0 годовая арендная плата с 01.01.2019 г. установлена в размере 21 033 руб. 79 коп., при этом, в материалы дела представлены платежные поручения и расчет, подтверждающие оплату арендных платежей ПАО "МОЭК" по договору в размере, установленном договором, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между Арендодателем и Арендатором - заключен договор от 26.10.2015 N М-02-047924 на аренду земельного участка, имеющего адресные ориентиры: 127282, Москва, район Северное Медведково, ул.Тихомирова, дом 2, строение 2, помещение I, площадью 303 кв. м., предоставляемого в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации нежилого здания ЦТП.
Пунктом 3 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившим в законную силу с 1 марта 2015, предусмотрено, что, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 ст. 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N 582.
Согласно п. 5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития во исполнение данного пункта Правил N 582 издало Приказ от 23 апреля 2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Поскольку спорный земельный участок, находящийся в собственности субъекта, использовался ответчиком в период действия договора аренды для целей эксплуатации нежилого здания ЦТП, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения данного объекта, указанного в подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, с 1 марта 2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26 июня 2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 7), сформулирована следующая правовая позиция: Правила N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности, на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Поскольку п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
17 октября 207 г. Правительство Москвы в лице Департамента городского имущества г. Москвы издало распоряжение N 34548 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0004006:5751, где "установить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:02:0004006:5751 - коммунальное обслуживание (3.1)".
24.07.2018 Департамент городского имущества г. Москвы направил в адрес ПАО "МОЭК" Уведомление N 33-5-132722/17-(1)-1 об изменении кадастровой стоимости и арендной платы по договору аренды от 26.10.2015 N М-02-04724 на земельный участок по адресу: ул. Тихомирова, вл. 2 ст. 2.
Указанное уведомление вручено адресату почтальоном 27.07.2018, что подтверждается Отчетом об отслеживании с официального сайта Почты России.
24.07.2018 Департамент городского имущества г. Москвы направил в адрес ПАО "МОЭК" Уведомление N 33-6-39465/19-(0)-1 об изменении с 01.01.2019 размера арендной платы по договору аренды от 26.10.2015 N М-02-04724 на земельный участок по адресу: ул. Тихомирова, вл. 2 ст. 2.
Указанное уведомление вручено адресату почтальоном 13.02.2019, что подтверждается Отчетом об отслеживании с официального сайта Почты России.
24.07.2018 Департамент городского имущества г. Москвы направил в адрес ПАО "МОЭК" Уведомление N 33-6-39465/19-(0)-1 об изменении с 01.01.2019 размера арендной платы по договору аренды от 26.10.2015 N М-02-04724 на земельный участок по адресу: ул. Тихомирова, вл. 2 ст. 2.
Указанное уведомление вручено адресату почтальоном 13.02.2019, что подтверждается Отчетом об отслеживании с официального сайта Почты России.
На основании вышеизложенного, Департамент городского имущества г. Москвы пересчитал размер арендной платы исходя из ставки 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.
Более того, направил соответствующее уведомление, которое имеется в материалах дела (от 19.04.2019 N 33-6-218474/19-(0)-1).
Указанное уведомление вручено адресату 29.04.2019, что подтверждается Отчетом об отслеживании с официального сайта Почты России.
В этой связи, принимая во внимание, вступление в силу результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденных постановлениями Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", Распоряжение ДГИ г. Москвы от 29.11.2018 N 40557 размер годовой арендной платы по договору составил:
-с 01.01.2017 - 31.12.2018 - 2 722 040 х 0,3 % = 40 830,60 руб. (в год) / 4 = 10 207,65 руб. (в квартал).
-с 01.01.2019 - 31.12.2019 - 3 004 826,76 руб. х 0,7 % = 21 033,79 руб. (в год) / 4 = 5 258, 44 руб. (в квартал).
Как указано выше, обо всех этих изменениях ответчик уведомлялся истцом путем направления уведомлений, в тоже время оплата арендной платы, осуществлялась ответчиком без учета изменений арендной платы, исходя из расчета по договору, а потому, по мнению суда апелляционной инстанции имеет место недоплата арендной платы со стороны ответчика.
Судом апелляционной инстанции проверен расчет задолженности и пени по договору аренды, представленный истцом, указанный расчет признан судом верным.
Таким образом, поскольку задолженность подтверждена материалами дела и доказательств ее погашения ответчиком не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании задолженности и пени по договору аренды от 26.10.2015 N М-02-04724 законно, доказано и подлежит удовлетворению в сумме 26 107,87 руб., в т.ч. задолженность по оплате арендной платы за период с 01.01.2018 по 30.09.2019 в сумме 23 995 руб. 93 коп., пени за период с 06.10.2018 по 30.09.2019 в размере 2 111 руб. 94 коп.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, сложившуюся судебно-арбитражную практику по рассматриваемому вопросу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы судебная коллегия распределяет в соответствии с требованиями ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2020, по делу N А40-157528/20 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Публичного акционерного общества "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" в пользу Департамента городского имущества города Москвы задолженность по договору аренды земельного участка от 26.10.2015 N М02-047924. в сумме 26 107,87 руб., в т.ч. задолженность по оплате арендной платы за период с 01.01.2018 по 30.09.2019 в сумме 23 995 руб. 93 коп., пени за период с 06.10.2018 по 30.09.2019 в размере 2 111 руб. 94 коп.
Взыскать с Публичного акционерного общества "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 2 000 руб., государственную пошлину по жалобе в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157528/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"