г. Чита |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А19-14077/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
при участии в судебном заседании представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Семянникова А.С. (доверенность от 27.10.2020), Администрации муниципального образования г. Братска Семянникова А.С. (доверенность от 29.10.2020), общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр ЗМЗ" Синицыной Е.В. (доверенность от 10.01.2021), Лучко Е.А. (доверенность от 10.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело Арбитражного суда Иркутской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр ЗМЗ" к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска о признании незаконным отказа в продлении договора аренды земельного участка, изложенного в письме N Ис10978/11/20 от 19.05.2020 г. с дополнениями от 03.07.2020 г. N Ис14416/11/20, об обязании продлить срок договора аренды до 1 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр ЗМЗ" (ОГРН 1023801432203, ИНН 3810026179, далее - заявитель, общество, ООО "Региональный центр ЗМЗ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального образования г. Братска (ОГРН 1023800841382, ИНН 3803201800, далее - администрация) о признании незаконным отказа в продлении договора аренды земельного участка, изложенного в письме N Ис10978/11/20 от 19.05.2020 г. с дополнениями от 03.07.2020 г. N Ис14416/11/20, об обязании продлить срок договора аренды до 1 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 декабря 2020 года по делу N А19-14077/2020 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным судебным актом, комитет как лицо, не участвующее в деле, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Определением суда от 16.02.2021 года судебное разбирательство отложено на 10 часов 20 минут 16 марта 2021 года.
Определением суда от 17.03.2021 года суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела Арбитражного суда Иркутской области N А19-14077/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (ОГРН 1023800841382, ИНН 3803201800). Администрация муниципального образования г. Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833) исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судебное разбирательство отложено на 09 часов 20 минут 27.04.2021 года.
В судебном заседании 27.04.2021 объявлен перерыв до 09 час. 00 мин. 11.05.2021, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.01.2021, 17.02.2021, 18.03.2021, 28.04.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального образования города Братска от 06.03.2017 г. N 388 Дубынину О.В. был предоставлен земельный участок без проведения торгов площадью 31,3 м2 в аренду сроком до 18.05.2020 г.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (арендодатель) и Дубыниным О.В. (арендатор) 18.05.2017 г. заключен договор аренды земельного участка для завершения строительства N 52-17, предметом которого является земельный участок площадью 0,3612 га кадастровый номер 38:34:010501:68, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 03030000, цель аренды: для обслуживания автотранспорта, код 4,9 (размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок) гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1.
Срок аренды участка устанавливается с 19.05.2017 г. по 18.05.2020 г.
По договору купли-продажи от 10.10.2017 г. Дубынин О.В. (продавец) передал в собственность ООО "Региональный центр ЗМЗ" (покупатель) незавершенный строительством объект, кадастровый номер 38:34:010501:19 площадью 31,3 м2, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 03030101. Данный объект расположен на земельном участке площадью 0,3612 га кадастровый номер 38:34:010501:68, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 03030000.
На основании передаточного акта от 10.10.2017 г., предмет договора купли-продажи передан покупателю ООО "Региональный центр ЗМЗ".
Соглашением от 10.10.2017 г. права и обязанности по договору аренды земельного участка N 52-17 от 18.05.2017 г., перешли к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный центр ЗМЗ".
Общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр ЗМЗ" обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (исх. N 279/1704 от 17.04.2020 г.) с заявлением о продлении срока договора аренды N 52-17 от 18.05.2017 г. на срок до 4-х месяцев (до 31.08.2020 г.), либо принятии объекта и выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Станция технического обслуживания автомобилей" при наличии гарантийного письма выполнении работ по благоустройству и территории до 31.08.2020 г.
19.05.2020 г. письмом N Ис10978/11/20 с учетом дополнений от 03.07.2020 г. N Ис14416/11/20) в лице КУМИ администрации МО г. Братска отказал в удовлетворении данного заявления.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), действующей с 01.03.2015 г., в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела, на земельном участке площадью 0,3612 га с кадастровым номером 38:34:010501:68, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 03030000, находится объект незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано 15 ноября 2000 года за N 38-01/03-41/2000-215.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (арендодатель) и Дубыниным О.В. (арендатор) 18.05.2017 г. заключен договор аренды земельного участка для завершения строительства N 52-17, предметом которого является земельный участок площадью 0,3612 га кадастровый номер 38:34:010501:68, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 03030000, цель аренды: для обслуживания автотранспорта, код 4,9 (размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок) гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1).
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что срок аренды земельного участка устанавливается с 19.05.2017 г. по 18.05.2020 г.
Согласно пункту 1.1 договора земельный участок предоставляется на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Таким образом, спорный земельный участок по договору аренды N 52-17 от 18.05.2017 г. уже предоставлялся заявителю на три года однократно для завершения строительства объекта без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14-39.17 ЗК РФ.
В последующем на основании соглашения от 10.10.2017 г. права и обязанности по договору аренды земельного участка N 52-17 от 18.05.2017 г. перешли к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный центр ЗМЗ".
На основании пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
В свою очередь пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр ЗМЗ" обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (исх. N 279/1704 от 17.04.2020 г.) с заявлением о продлении срока договора аренды N 52-17 от 18.05.2017 г. на срок до 4-х месяцев (до 31.08.2020 г.), либо принятии объекта и выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Станция технического обслуживания автомобилей" при наличии гарантийного письма выполнении работ по благоустройству и территории до 31.08.2020 г.
19.05.2020 г. письмом N Ис10978/11/20 с учетом дополнений от 03.07.2020 г. N Ис14416/11/20) в лице КУМИ администрации МО г. Братска отказал в удовлетворении данного заявления.
Оспариваемый отказ мотивирован возможностью только однократного предоставления спорного земельного участка для завершения строительства без проведения торгов собственнику такого объекта сроком не более трех лет, что было ранее реализовано таким собственником, со ссылкой на положения подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ.
При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций представитель заинтересованного лица в возражениях и дополнительных пояснениях подтвердил изложенную правовую позицию в обоснование оспариваемого отказа.
Между тем такое решение заинтересованного лица нельзя признать правомерным, поскольку положения подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ неприменимы к рассматриваемому делу.
Ответчиком не учтено, что в силу прямого указания закона условием применения данной нормы права является истечение срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, и не заявление в суд требования уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока такого договора об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо отказ судом в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах
Между тем, как следует из материалов дела, общество обратилось с заявлением 17.04.2020, т.е. до истечения срока действия спорного договора 18.05.2020.
При этом ссылка представителя комитета на условие о том, что такой земельный участок не должен был быть предоставлен для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта, относима при предоставлении земельного участка в аренду без аукциона только в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ, о чем прямо указано в рассматриваемой норме.
Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, установлены пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
Как следует из материалов дела, оспариваемый отказ применительно к названным условиям реализации такого права не мотивирован, что свидетельствует о его незаконности.
Кроме того, как следует из материалов дела, на спорном земельном участке находится объект незавершенного строительства Станция технического обслуживания с готовностью 100%, что представителем комитета и администрации не оспаривалось (аудиопротокол судебного заседания 27.04.2021).
В заявлении от 17.04.2020 общество, помимо продления договора аренды, просило в альтернативном порядке рассмотреть вопрос о принятии объекта и выдаче разрешения на акт ввода в эксплуатацию при наличии гарантийного письма с выполнением работ по благоустройству территории до 31.08.2020.
Из пояснений заявителя следует, правовые ожидания при разрешении вопроса о продлении договора аренды сводятся к возможности получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в выдаче которого заявителю было отказано решением от 17.03.2020 N Ис-5870/05/20 (т.1 л.д.46-47) на том основании, что представленная схема объекта капитального строительства не соответствует проектной документации - отсутствует благоустройство и не выполнены мероприятия по доступу маломобильных групп населения.
Между тем согласно пунктам 10, 13, 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ):
- объекты незавершенного строительства - объекты, строительство которых не завершено;
- строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
- благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
- элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Таким образом, применительно к положениям ГрК РФ понятия строительство и благоустройство территории, как и элементы благоустройства, имеют разное содержание.
В этой связи ссылка комитета на положения подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ также несостоятельна, поскольку по указанному основанию земельный участок предоставляется исключительно в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства, однако в настоящем деле строительство такого объекта было полностью завершено, что было признано представителем комитета в судебном заседании (аудиопротокол судебного заседания 27.04.2021).
Более того, судом установлено, что комитет в указанной части заявление оставил без ответа, не приведя каких-либо оснований, т.е., по сути, рассматриваемое заявление немотивированно оставлено комитетом без рассмотрения, что также свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии Земельному кодексу Российской Федерации оспариваемого решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, изложенного в письме N Ис10978/11/20 от 19.05.2020 г. (с дополнениями от 03.07.2020 г. N Ис14416/11/20).
С учетом того, что заявитель является собственником объекта капитального строительства, расположенного на спорном земельном участке, оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Ссылка представителя комитета на пропуск заявителем срока на обращение в суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на момент перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, не основана на нормах права и подлежит отклонению.
При таких установленных обстоятельствах оспариваемое решение подлежит признанию недействительным с обязанием Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением от 17.03.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела Арбитражного суда Иркутской области N А19-14077/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Судом установлено, что оспариваемое в настоящем деле решение об отказе в продлении договора аренды земельного участка, изложенный в письме N Ис10978/11/20 от 19.05.2020 г. с дополнениями от 03.07.2020 г. N Ис14416/11/20, принято Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, который к участию в деле не привлечен.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 3 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта по существу спора об удовлетворении заявленных требований.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей возлагаются на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 декабря 2020 года по делу N А19-14077/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (ОГРН 1023800841382, ИНН 3803201800) об отказе в продлении срока договора аренды земельного участка N 52-17 от 18.05.2017, изложенное в письме N Ис10978/11/20 от 19.05.2020 (с учетом дополнения от 03.07.2020 N Ис14416/11/20).
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (ОГРН 1023800841382, ИНН 3803201800) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (ОГРН 1023800841382, ИНН 3803201800) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр ЗМЗ" (ОГРН 1023801432203, ИНН 3810026179) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14077/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА, ООО " Региональный центр ЗМЗ "
Ответчик: Администрация муниципального образования города Братска