город Омск |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А46-20376/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2736/2021) общества с ограниченной ответственностью "Труд" на решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2021 по делу N А46-20376/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по исковому заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1) к обществу с ограниченной ответственностью "Труд" (ИНН 5505219523, ОГРН 1135543057407, адрес: 644121, Омская область, город Омск, улица Чайковского, дом 66), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Дом-Уют", о взыскании 138 043 руб. 70 коп. субсидии, предоставленной из бюджета города Омска на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - Базылюк Ирина Юрьевна, представитель по доверенности от 25.08.2020 N 14, сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Труд" (далее - ответчик, Общество, ООО "Труд") о взыскании 138 043 руб. 70 коп. в порядке возврата субсидии, предоставленной из бюджета города Омска на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Определением от 15.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена управляющая компания общество с ограниченной ответственностью "Дом-Уют" (далее - УК ООО "Дом-Уют").
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.02.2021 по делу N А46-20376/2020 требования Департамента удовлетворены. С ООО "Труд" в пользу Департамента взысканы денежные средства в размере 138 043 руб. 70 коп. в порядке возврата субсидии, предоставленной из бюджета города Омска на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Этим же судебным актом с ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5 141 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Труд" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ООО "Труд" ссылается на то, что акт о приемке работ по форме КС-2 подписан заказчиком без замечаний. Акт контрольного обмера от 25.03.2020 составлен в одностороннем порядке, представитель подрядчика на проведение обмеров не вызывался.
ООО "Труд" полагает, что судом было необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства Общества о проведении строительной экспертизы. Заявление о фальсификации акта контрольного обмера от 25.03.2020 не проверено судом в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От Департамента поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От УК ООО "Дом-Уют" также поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому третье лицо просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Труд", УК ООО "Дом-Уют", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителя Департамента, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Положение о предоставлении субсидий).
Пунктом 2 Положения о предоставлении субсидий предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - капитальный ремонт), в том числе на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (далее - мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области), а также многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - многоквартирные дома вдоль гостевого маршрута).
Субсидия предоставляется в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение функционирования и развития объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство и озеленение" муниципальной программы города Омска "Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, благоустройство территории городского округа", утвержденной постановлением Администрации города Омска от 14.10.2013 N 1171-п.
На основании указанного Положения о предоставлении субсидий между Департаментом городского хозяйства и ООО "Труд" заключено соглашение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Соглашение) от 04.06.2019 N 907-143/2019 на сумму 13 194 911 руб. 85 коп. (л. д. 14-18).
Согласно пункту 1 Соглашения его предметом является предоставление из бюджета города Омска в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат Общества, связанных с проведением капитального ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Омск, ул. Лобкова, дом 3.
24.06.2019 между ООО "Труд" (заказчик) и УК ООО "Дом-Уют" (подрядчик) подписан договор N 124, в соответствии с которым заказчик поручает подрядчику выполнить собственными силами, средствами и из своих материалов работы по капитальному ремонту многоквартирного дома (л. д. 81-92).
Пунктом 1.2 договора от 24.06.2019 N 124 предусмотрено, что оплата по договору осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из бюджета г. Омска по Соглашению от 04.06.2019 N 907-143/2019. Стоимость работа согласована сторонами на сумму 13 194 911 руб. 85 коп.
Позднее объем предоставленной субсидии скорректирован на сумму фактически сложившихся затрат и составил 12 339 504 руб. 56 коп.
Между ООО "Труд" и УК ООО "Дом-Уют" 17.12.2019 подписан акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 (л. д. 20-24).
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 17.12.2019 N 1, подписанной между ООО "Труд" и УК ООО "Дом-Уют", работы выполнены на сумму 12 339 504 руб. 56 коп. (л. д. 25).
20.03.2020 Администрацией г. Омска принято распоряжение N 47-р о проведении обследования многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута, на которых выполнялся капитальный ремонт в рамках подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форум межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации, (л. д. 28-30).
Рабочей группой по обследованию многоквартирных домов проведены обмеры объемов выполненных работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 3 по улице Лобкова в натуральном выражении, по итогам которого составлен отчет (л. д. 31-45), акт контрольного обмера от 25.03.2020 (л. д. 46-47), согласно которому установлено включение в акт формы N КС-2 от 17.12.2019 N 1 фактически невыполненных объемов работ, предусмотренных локально-сметным расчетом, а именно:
- закрытие окон полиэтиленовой пленкой - 604,9 кв. м;
- огрунтовка ранее окрашенных фасадов под окраску перхлорвиниловыми красками простых с земли и лесов (перед штукатуркой) (откосы) - 80 кв.м;
- шпатлевка ранее окрашенных фасадов под окраску перхлорвиниловыми красками простых с земли и лесов (откосы) - 80 кв. м;
- окраска фасадов акриловыми составами с лесов краскопультом по подготовленной поверхности - 80 кв. м;
- устройство желобов подвесных - 53,9 п.м.;
- устройство металлической водосточной системы прямых звеньев труб - 452 п.м.;
- устройство металлической водосточной системы колен и отливов - 62 шт.
- устройство металлической водосточной системы воронок - 24 шт.
На основании акта контрольного обмера Департаментом произведен расчет стоимости невыполненных работ, размер которой составил 537 106 руб. 70 коп.
Истцом письмом от 23.04.2020 N Исх-ДГХ/01-11/1395 направлена претензия ООО "Труд" с требованием вернуть сумму субсидии в размере 537 106 руб. 70 коп. (л. д. 51-52).
В ответе на претензию (письмо от 08.05.2020, л. д. 54) ООО "Труд" указало на несогласие с предъявляемыми требованиями.
13.05.2020 между ООО "Труд" и УК ООО "Дом-Уют" подписан акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2, уменьшенные на стоимость работ в размере 399 063 руб. 00 коп. (л. д. 79-80).
14.05.2020 ООО "Труд" произвело частичный возврат субсидии в размере 399 063 руб. 00 коп. по платежному поручению от 14.05.2020 N 580 (л. д. 55).
В связи с тем, что оставшаяся сумма субсидии в размере 138 043 руб. 70 коп. Обществом возвращена не была, Департамент обратился в суд с настоящим требованием.
Требования Департамента удовлетворены судом первой инстанции, с чем ответчик не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта в части удовлетворенных требований.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Как было выше сказано, постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" было утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Пунктом 4 Положения о предоставлении субсидий предусмотрено, что к категориям получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, относятся:
1) юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению и (или) обслуживанию многоквартирных домов (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области);
2) юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), соответствующие одновременно следующим критериям (в случае проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области):
- членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО);
- регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) произведена не позднее, чем за три календарных года до даты инициирования отбора в соответствии с пунктом 8.1 настоящего Положения;
- отсутствие сведений о юридическом лице в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - получатели субсидии).
Пунктом 5 Положения о предоставлении субсидий предусмотрено, что условиями предоставления субсидий являются:
1) осуществление получателем субсидии деятельности по управлению и (или) обслуживанию многоквартирных домов (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которых осуществляется в рамках государственных программ Омской области);
2) предоставление получателем субсидии документов, указанных в пункте 7 настоящего Положения;
3) согласование перечня видов работ и объема затрат по капитальному ремонту, подлежащих финансированию за счет субсидий, с департаментом (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области);
4) наличие проектно-сметной (сметной) документации на капитальный ремонт, составленной в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов, согласованной с департаментом финансов и контроля Администрации города Омска (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, и многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута), а в случаях проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, и многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута - прошедшей соответствующую экспертизу сметной документации в лицензированной организации, в том числе с учетом федеральных единичных расценок;
5) отсутствие у получателя субсидии просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом города Омска.
Аналогичные условия предоставления субсидии изложены в заключенном между истцом и ответчиком соглашением (пункт 3).
Согласно пункту 22 Положения о предоставлении субсидий Департаментом, Департаментом финансов и контроля Администрации города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска в обязательном порядке проводятся проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Пунктом 23 Положения о предоставлении субсидий предусмотрено, что в случае установления Департаментом, Контрольно-счетной палатой города Омска, Департаментом финансов и контроля Администрации города Омска факта (фактов) нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидий департамент в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии.
Как следует из материалов дела, между Департаментом городского хозяйства и ООО "Труд" заключено соглашение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 04.06.2019 N 907-143/2019 на сумму 13 194 911 руб. 85 коп.
Согласно пункту 1 Соглашения его предметом является предоставление из бюджета города Омска в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат Общества, связанных с проведением капитального ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Омск, ул. Лобкова, дом 3.
Позднее объем предоставленной субсидии скорректирован на сумму фактически сложившихся затрат и составил 12 339 504 руб. 56 коп.
20.03.2020 Администрацией г. Омска принято распоряжение N 47-р о проведении обследования многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута, на которых выполнялся капитальный ремонт в рамках подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форум межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации.
Рабочей группой по обследованию многоквартирных домов проведены обмеры объемов выполненных работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 3 по улице Лобкова в натуральном выражении, по итогам которого составлен отчет, акт контрольного обмера от 25.03.2020, согласно которому установлено включение в акт формы N КС-2 от 17.12.2019 N 1 фактически невыполненных объемов работ, предусмотренных локально-сметным расчетом, а именно:
- закрытие окон полиэтиленовой пленкой - 604,9 кв. м;
- огрунтовка ранее окрашенных фасадов под окраску перхлорвиниловыми красками простых с земли и лесов (перед штукатуркой) (откосы) - 80 кв.м;
- шпатлевка ранее окрашенных фасадов под окраску перхлорвиниловыми красками простых с земли и лесов (откосы) - 80 кв. м;
- окраска фасадов акриловыми составами с лесов краскопультом по подготовленной поверхности - 80 кв. м;
- устройство желобов подвесных - 53,9 п.м.;
- устройство металлической водосточной системы прямых звеньев труб - 452 п.м.;
- устройство металлической водосточной системы колен и отливов - 62 шт.
- устройство металлической водосточной системы воронок - 24 шт.
На основании акта контрольного обмера Департаментом произведен расчет стоимости невыполненных работ, размер которой составил 537 106 руб. 70 коп.
14.05.2020 ООО "Труд" произвело частичный возврат субсидии в размере 399 063 руб. 00 коп. по платежному поручению от 14.05.2020 N 580.
В связи с тем, что ООО "Труд" денежные средства в размере 138 043 руб. 70 коп. в добровольном порядке не возвратило, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, пришел к выводу о том, что обстоятельства включения в акт формы N КС-2 от 17.12.2019 N 1 фактически невыполненных объемов работ подтверждаются актом контрольного обмера от 25.03.2020.
В апелляционной жалобе ООО "Труд", оспаривая выводы суда, ссылается на то, что акт о приемке работ по форме КС-2 подписан заказчиком без замечаний, а акт контрольного обмера от 25.03.2020 составлен в одностороннем порядке, в связи с чем не является доказательством невыполнения заявленных работ.
Суд апелляционной инстанции признает указанные доводы несостоятельными по следующим мотивам.
Из материалов дела следует, что 24.06.2019 между ООО "Труд" (заказчик) и УК ООО "Дом-Уют" (подрядчик) был подписан договор N 124, в соответствии с которым заказчик поручает подрядчику выполнить собственными силами, средствами и из своих материалов работы по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Пунктом 1.2 договора от 24.06.2019 N 124 предусмотрено, что оплата по договору осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из бюджета г. Омска по Соглашению от 04.06.2019 N 907-143/2019. Стоимость работа согласована сторонами на сумму 13 194 911 руб. 85 коп.
Из указанного следует, что фактически строительные работы выполнялись УК ООО "Дом-Уют".
Из акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 17.12.2019 следует, что он подписан между ООО "Труд" и УК ООО "Дом-Уют", то есть приемку работ осуществляло ООО "Труд", а не Департамент.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 17.12.2019 N 1, подписанной также между ООО "Труд" и УК ООО "Дом-Уют", работы выполнены на сумму 12 339 504 руб. 56 коп.
Затем 13.05.2020 между ООО "Труд" и УК ООО "Дом-Уют" был подписан акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2, уменьшенные на стоимость работ в размере 399 063 руб. 00 коп., из которого следует, что заказчик (ООО "Труд") подтвердил, что фактически часть работ, указанная в актах КС-2 и КС-3 не была осуществлена.
ООО "Труд" настаивает на том, что данные акта контрольного обмера от 25.03.2020 недостоверны, а объем работ может быть определен только путем проведения строительной экспертизы.
Однако, как было выше сказано, строительные работы осуществлялись УК ООО "Дом-Уют", которое в отзыве на апелляционную жалобу подтвердило невыполнение объемов работ, указанных акте контрольного обмера.
Также УК ООО "Дом-Уют" подтвердило в отзыве, что присутствовало при проведении обмеров, равно как и присутствовал представитель ООО "Труд".
Доводы ООО "Труд" о том, что представитель ООО "Труд" не присутствовал при обмерах, не принимаются апелляционным судом во внимание, поскольку таковые не имеют правового значения при условии того, что лицо, осуществлявшее строительные работы, подтверждает, что работы не были выполнены.
Доводы подателя жалобы о том, что судом не было рассмотрено заявление Общества о фальсификации акта контрольного обмера в порядке статьи 161 АПК РФ, отклоняются апелляционным судом.
В соответствии со статьей 161 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства, если лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу.
Под фальсификацией доказательств законодатель понимает подделку либо фабрикацию вещественных доказательств или письменных доказательств (документов, протоколов и др.).
Процессуальный институт фальсификации применяется для устранения сомнений в объективности и достоверности доказательства, положенного в основу требований или возражений участвующих в деле лиц, в отношении которого не исключена возможность его изготовления по неправомерному усмотрению заинтересованного лица.
Обосновывая заявление о фальсификации, заявитель должен указать на иные представленные в дело доказательства, свидетельствующие с определенной долей вероятности о недостоверности представленного в материалы дела материального носителя, либо опровергающие (ставящие под сомнение) содержащуюся в нем информацию.
Из заявления ООО "Труд" следует, что ответчик утверждает не о поддельности данного документа, а о недостоверности отраженных в нем результатов замеров. Между тем, указанные обстоятельства не являются признаками фальсификации и не свидетельствуют о подделке документа по смыслу статьи 161 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как верно принято во внимание судом первой инстанции, ответчик, утверждая о том, что замеры, проведенные сотрудниками Департамента недостоверны, каких-либо доказательств в подтверждение указанному не представил, равно как и замеры самостоятельно не осуществил.
В материалы дела со стороны ответчика не представлено каких-либо доказательств, вступающих в противоречие с доказательствами, представленными истцом, в связи с чем утверждение ООО "Труд" о недостоверности результатов замеров, отраженных в акте контрольного обмера, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованное и недоказанное.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Труд" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2021 по делу N А46-20376/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20376/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Ответчик: ООО "Труд"
Третье лицо: ООО "Дом-Уют"