Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2021 г. N Ф05-20867/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А40-169805/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Л.А.Москвиной, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.02.2021 по делу N А40-169805/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (далее также - Управление) от 10.08.2020 N 77/017/255/2020-7977/1 и об обязании снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества.
Решением суда от 03.02.2021 заявление Департамента удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что кадастровый инженер, подготавливая Акт обследования, подтверждает факт сноса объекта недвижимости, но не проверяет законность такого сноса.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности города Москвы в отношении следующих объектов недвижимости в связи со сносом:
1) сооружения с кадастровым номером 77:18:0190922:2 площадью 2,10 кв.м по адресу: г. Москва, п. Первомайское, п. Птичное;
2) сооружения с кадастровым номером 77:18:0190922:12 площадью 13,7 кв.м по адресу: г. Москва, п. Первомайское, п. Птичное;
3) сооружения с кадастровым номером 77:18:0190922:8 площадью 324,8 кв.м по адресу: г. Москва, п. Первомайское, п. Птичное;
4) сооружения с кадастровым номером 77:18:0190922:9 площадью 110,3 кв.м по адресу: г. Москва, п. Первомайское, п. Птичное;
5) сооружения с кадастровым номером 77:18:0190922:3 площадью 4162,50 кв.м по адресу: г. Москва, п. Первомайское, п. Птичное.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 10.08.2020 N 77'/017'/255/2020-797771 сообщено об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности города Москвы по причинам:
- отсутствия в составе приложений к актам обследования уведомлений о планируемом и завершенном сносе объектов капитального строительства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п. 3 ст. 1 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее-Закон о недвижимости), государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п.1 ч,4 ст. 18 Закона о недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
21.04.2020 Департаментом в Управление Росреестра по Москве поданы заявления о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности города Москвы на указанные объекты недвижимого имущества.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 10.08.2020 N 77/017/255/2020-7977/1 сообщено об отказе в совершении учетно-регистрационных действий по причинам отсутствия в составе приложений к актам обследования уведомлений о планируемом и завершенном сносе объектов капитального строительства.
С целью проведения вышеуказанных учетно-регистрационных действий в ГБУ МосгорБТИ было заказано осуществление работ по составлению актов обследования, подтверждающих прекращение существование объектов недвижимости.
В качестве приложений к актам обследования были представлены:
-акты выполненных работ по сносу от 16.12.2019;
-распоряжение Правительства Москвы от 05.11.2019 N 619-РП "О сносе объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, пос. Первомайское, пос. Птичное (ОС Птичное)";
- проектная документация по сносу объектов.
Подпунктом 7 пункта 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" установлено, что акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Абзацем 2 пункта 3 требований прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования.
При этом позиция о том, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, а в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину в заключении, поддерживается как в письме Департамента от 07.11.2018 N ДГИ-И-80981/18, так и письме Росреестра от 07.12.2018 N 14-13485/18.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования.
Суд установил, что в данном случае материалами дела подтверждается, что решение о демонтаже объекта было принято на основании Распоряжения Правительства Москвы от 05.11.2019 N 619-РП "О сносе объектов недвижимости". Выполнение работ по сносу вышеуказанных объектов недвижимости подтверждается актами выполненных работ по сносу от 16.12.2019, согласно которым снос объектов был выполнен в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства РФ.
Глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере.
Обязанность регистрирующего органа по проверке соблюдения установленного порядка проведения работ по сносу (демонтажу) объектов недвижимости ни Требованиями к подготовке акта обследования N 861, ни Федеральным законом N 218 "О государственной регистрации" не предусмотрена.
Согласно Федеральному закону N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, наличие в ЕГРН сведений об объекте, который прекратил свое существование, приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Таким образом, Департамент предоставил надлежащий перечень документов для снятия с государственного кадастрового учета и внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности в отношении объектов недвижимости.
В тоже время отказ Управления в регистрации снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости нарушает право заявителя на публичное отражение перед третьими лицами своих гражданских правоотношений, гарантированное ст. 8.1 ГК РФ.
В связи с чем, согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, требования заявителя о признании оспариваемого решения незаконным подлежат удовлетворению.
Суд также в порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ пришел к правомерному выводу об обязании Управление в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу прекратить право собственности города Москвы на указанные объекты недвижимого имущества:
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2021 по делу N А40-169805/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169805/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ