г. Тула |
|
18 мая 2021 г. |
А68-9253/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мосиной Е.В., судей Волковой Ю.А., Волошиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кулешовой А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сидорцовой Елены Александровны
на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2021
по делу N А68-9253/2020 (судья Литвинов А.В.),
принятое по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Сидорцовой Елены Александровны к государственному учреждению Тульской области "Тульские парки" о признании недействительным решения от 18.08.2020 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.03.2020 N ЭА 2020/0123,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сидорцова Елена Александровна (далее - ИП Сидорцова Е.А., истец, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к государственному учреждению Тульской области "Тульские парки" (далее - ГУ ТО "Тульские парки", ответчик, учреждение) о признании недействительным решения от 18.08.2020 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.03.2020 N ЭА 2020/0123.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2021, ИП Сидорцова Е.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, как принятое в неправильным применением норм материального и процессуального права, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на то, что с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 9382/11, к отношениям сторон подлежат применению нормы ГК РФ, регулирующие общие положения о подряде (§1 главы 37 ГК РФ). Кроме того, ссылается на утрату интереса заказчика к исполнению поставщиком контракта от 23.03.2020 N ЭА 2020/0123, в связи с тем, что все конструкции и декоративные элементы, которые поставлялись в рамках контракта, относились к празднованию Дня Победы 9 мая 2020 года, при этом судом не дана оценка, связанная с Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" и Указами губернатора Тульской области от 16.03.2020 N 12, от 25.04.2020 N 38, от 30.04.2020 N 41.
ГУ ТО "Тульские парки" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, истцом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.03.2020 между ИП Сидорцовой Е.А. (поставщик) и ГУ ТО "Тульские парки" (заказчик) по результатам закупки в виде электронного аукциона N 366200035620000123 был заключен контракт NЭА 2020/0123 (по ЕИС - 2710607681320000010) на поставку декоративных элементов (далее - контракт).
По настоящему контракту поставщик обязуется поставить декоративные элементы в срок, предусмотренный настоящим контрактом в соответствии со спецификацией (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим контрактом (пункт 1.1).
Товар, поставляемый в рамках предмета настоящего контракта, его наименование, цена, комплектация и количество (объем) определены в спецификации на товар (Приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (пункт 1.2).
Требования, предъявляемые к товару, определены в техническом задании на поставку товара (Приложение N 2 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (п. 1.3).
Согласно пункту 2.1 контракта цена контракта составляет 2 557 860 руб., НДС не облагается.
Пунктом 4.1 контракта сторонами согласованы следующие сроки выполнения работ: в течение 25 календарных дней с момента заключения контракта (согласно графику поставки - приложение N 5 к контракту).
Согласно пункту 4.2 контракта, поставка товара осуществляется транспортом поставщика на условиях: "Доставка до места назначения". Конечный пункт поставки расположен по адресу: Тульская область, г. Тула, Советский район, ЦПКиО им. П.П. Белоусова (территория парка).
Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются поставщиком собственными техническими средствами или (с письменного согласия заказчика) техническими средствами третьих лиц за свой счет (пункт 4.3).
В соответствии с пунктом 5.1 контракта, приемка товара осуществляется в ходе передачи товара заказчику в месте поставки и включает в себя следующие этапы:
- проверка по товарно-сопроводительным документам номенклатуры поставленного товара на соответствие спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение N 1);
- проверка полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов, в соответствии с условиями настоящего контракта;
- контроль наличия/отсутствия внешних повреждений специализированной тары;
- проверка наличия необходимых сертификатов и деклараций.
По условиям пунктов 5.4, 5.5, 5.6 контракта претензии по количеству, ассортименту товара могут быть заявлены заказчиком не позднее двадцати дней с даты поставки товара на склад заказчика, претензии по качеству могут быть заявлены заказчиком в течение всего срока годности товара. Замена некачественного товара осуществляется за счет поставщика в течение 30 рабочих дней с даты предъявления письменного требования заказчиком. Расходы, связанные с устранением недостатков товара несет поставщик. Некачественный товар, товар, не соответствующий условиям контракта об ассортименте, считается не поставленным.
Сторонами в пункте 5.9 контракта установлено, что обязательство поставщика по поставке товара считается исполненным с момента удостоверения факта надлежащей поставки товара в соответствии с условиями настоящего контракта, а именно с даты (дня) подписания сторонами акта приемки-передачи товара без замечаний.
Срок действия контракта: с момента заключения контракта по 30.06.2020 (включительно) (срок действия контракта включает срок поставки товара, период приемки результатов поставки, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств поставщиком по контракту, оплаты за поставленные товары за все партии).
В соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к контракту, поставщик должен согласовать тематическое изображение с заказчиком в течение 3 рабочих дней с момента заключения контракта, а также обязан уведомить заказчика о дате и точном времени доставки товара не менее чем за 2 рабочих дня до даты поставки товара телефонограммой или факсимильной связью.
Письмом от 26.03.2020 N 01-11/438 учреждение напомнило предпринимателю о необходимости предоставления для согласования заказчику тематических изображений. Дополнительно учреждение просило предпринимателя уведомить заказчика о точных сроках поставки всех конструкций и тематических оформлений.
Письмом от 28.03.2020 N 01-11/455 учреждение сообщило предпринимателю о согласовании представленных им с письмами от 24.03.2020 N 145, от 25.03.2020 N 148, от 27.03.2020 N 154 тематических изображений: баннеров для флаговых панель-кронштейнов (пункт 6 спецификации), баннера-изображения "Праздничное оформление входа в ЦПКиО с ул. Первомайская" (пункт 9 спецификации), баннера-изображения "Праздничное оформление сцены" (пункт 15 спецификации).
Письмом от 17.04.2020 N 202 поставщик сообщил о готовности всех конструктивных элементов и просил согласовать дату монтажа.
Письмом от 23.04.2020 N 01-11/516 учреждение, указывая на то, что по состоянию на 23.04.2020 сторонами не согласован весь объем тематических изображений, сообщает предпринимателю об ограничении действия профильных организаций - "Общественная организация Тульский городской комитет ветеранов" и "Музей военной истории", с которыми необходимо согласовать тематические изображения для выставки военных фотографий, а также о том, что в связи с распространением COVID-19 допускается изменение срока исполнения контракта, в связи с подтверждением обстоятельств непреодолимой силы.
24.04.2020 поставщик письмом N 209 направил на согласование заказчику тематические изображения по конструкции "Письмо с фронта" (пункт 4 спецификации).
Письмом от 22.05.2020 N 240 поставщик просил заказчика представить ему на согласование даты поставки и приемки готовых изделий и конструкций.
Письмом от 03.06.2020 N 01-11/719 учреждение сообщило предпринимателю о согласовании тематических изображений по конструкции "Письмо с фронта" и баннера одностороннего "Тематическое изображение к празднованию дня Победы на выставки военных фотографий" и повторно напомнило о необходимости предоставления календарного плана поставки декоративных элементов согласно приложению N 2 к контракту, дополнительно указав на нарушение поставщиком срока поставки.
11.06.2020 поставщик письмом N 301 сообщил заказчику о том, что отгрузка и отправка конструкций со склада поставщика состоится: 1-ая партия - 15.06.2020 с последующим монтажом 17-18 июня 2020 года, 2 партия - 17.06.2020 с последующим монтажом 19-20 июня 2020 года.
17.06.2020 письмом N 320 ИП Сидорцова Е.А. сообщает ГУ ТО "Тульские парки" о прибытии автомобиля с декоративными элементами 18.06.2020 до 11:00.
Письмом от 19.06.2020 N 01-11/828 учреждение сообщило предпринимателю о том, что 15 и 17 июня 2020 года поставка декоративных элементов с последующим монтажом 17-18 и 19-20 июня 2020 года не была осуществлена. 18.06.2020 поставка товара также не была осуществлена, представитель предпринимателя приезжал на встречу с руководством учреждения для решения организационных вопросов. В указанном письме учреждение сообщило предпринимателю о готовности принять товар и обеспечить содействие в его установке на территории парка в период с 22 по 26 июня 2020 года, при этом отметив, что 20-21 июня приемка товара невозможна, поскольку указанные даты являются выходными днями, а также отметив, что в соответствии с пропускным режимом учреждения въезд транспорта на территорию парка разрешен с 8.00 до 11.00 по вторникам и пятницам, с 8.00 до 10.00 по остальным дням.
22.06.2020 письмом N 331 поставщик сообщил заказчику информацию об официальном представителе предпринимателя, уполномоченном и ответственным за поставку товара, монтаж и безопасность посетителей парка во время проведения работ по установке.
Письмом от 26.06.2020 N 346 ИП Сидорцова Е.А. проинформировала учреждение о получении заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы от торгово-промышленной палаты Ростовской области и предложила увеличить срок исполнения контракта по согласованию сторон.
30.06.2020 учреждение с сопроводительным письмом N 01-11/866 направило предпринимателю дополнительное соглашение по заключенному контракту на увеличение срока поставки товара до 27.05.2020, а также претензию N 01-11/867.
Письмом от 30.06.2020 N 357 ИП Сидорцова Е.А. сообщает ГУ ТО "Тульские парки" о прибытии автомобиля с декоративными элементами 02.07.2020 с 8.00 до 11.00.
Письмом от 07.07.2020 N 387 поставщик сообщил заказчику о готовности к сдаче декоративных элементов по девяти позициям, просил сообщить дату их приемки.
Письмом от 07.07.2020 N 388 поставщик просил заказчика провести приемку конструкций и баннеров, ввезенных на территорию парка 19.06.2020, а также сообщил о готовности доставить оставшиеся конструкции 9-10 июля 2020 года.
Письмом от 08.07.2020 N 01-11/936 заказчик сообщил поставщику о готовности принять поставленный товар, находящийся на территории парка 09.07.2020 в 10.00, для чего просит прислать представителя поставщика для подписания акта приемки-передачи (партии) товара, наделенного соответствующими полномочиями. Также учреждение сообщило предпринимателю о готовности принять оставшиеся элементы 13.07.2020 в 10.00.
Письмом от 09.07.2020 N 393 ИП Сидорцова Е.А. обратилась к заказчику с просьбой о замене шпунтованной доски размером 25х100 на шпунтованную доску размером 25х135/150.
Письмом от 09.07.2020 N 01-11/945 учреждение отказало в замене.
09.07.2020 заказчиком была проведена приемка конструкций по пунктам 6, 7, 8, 9, 15 спецификации, а именно баннеры для флаговых панель-кронштейнов в количестве 40 шт., конструкция для выставки военных фотографий в количестве 2 шт., баннеры односторонние "Тематическое изображение к празднованию дня Победы на выставки военных фотографий", баннер "Праздничное оформление входа в ЦПКиО с ул. Первомайская" в количестве 1 шт., баннер "Праздничное оформление сцены" в количестве 1 шт., сторонами подписаны товарные накладные N 215, 216, 217, 218, 219.
Конструкции "День Победы" тип 1, "День Победы" тип 2, "Аллея героев" не были приняты заказчиком в связи с несоответствием техническому заданию, составлено комиссионное заключение от 09.07.2020, которое в том числе было подписано представителем поставщика с замечаниями, копия заключения направлена на электронную почту предпринимателя.
Претензией от 10.07.2020 N 399 предприниматель не согласился с результатами комиссионного заключения и просил заказчика к 13.07.2020 предоставить место выгрузки оставшихся конструкций, схему монтажа оставшихся конструкций на территории парка, произвести повторную приемку установленных конструкций, все действия согласовать с представителем поставщика и составить соответствующий акт по пунктам 1, 2, 3 требований поставщика.
Письмом от 15.07.2020 N 01-11/984 учреждение проинформировало предпринимателя о том, что 13.07.2020 на территорию учреждения прибыл грузовой автомобиль с разукомплектованным грузом. Представитель предпринимателя сообщил, что дополнительные детали, такие как плиты, крепеж, приедут позже отдельно. Доставленные предпринимателем 30.06.2020 конструкции "День Победы" тип 1, "День Победы" тип 2 в количестве 4-х штук по состоянию на 15.07.2020 находятся в разобранном виде на территории центрального парка. Учреждение сообщило, что не располагает местами для складирования и сборки поставляемых конструкций, что также не предусмотрено положениями контракта. Учреждение просило предпринимателя в срок до 17.07.2020 вывезти с территории парка некачественный товар.
Претензией от 21.07.2020 N 01-11/1010 учреждение указало предпринимателю на неисполнение последним своих обязательств по контракту и предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Письмом от 31.07.2020 N 01-11/1083 заказчик повторно сообщил поставщику о том, что поставляемые им декоративные конструкции с характеристиками, не соответствующими техническому заданию к контракту, не будут приняты.
Претензией от 06.08.2020 N 01-11/1103 учреждение, указывая на то, что в период с 10.07.2020 по 05.08.2020 предприниматель не выполняет обязательства по контракту, в том числе по замене некачественного товара, повторно потребовало в срок до 10.08.2020 вывезти с территории парка некачественный товар.
В своем ответе на претензию учреждения от 06.08.2020 N 505 предприниматель потребовал в короткие сроки принять груз, сообщив предварительно дату приемки и место выгрузки товара для дальнейшего его монтажа без сдачи на склад.
Письмом от 07.08.2020 предприниматель направил в адрес учреждения документы для приемки и оплаты товара, в том числе сертификаты на продукцию.
Письмом от 07.08.2020 N 01-11/1114 заказчик сообщил поставщику о том, что приемка товара состоится 10.08.2020 в 10:00 в соответствии с представленными предпринимателем документами.
Письмом от 09.08.2020 N 514 предприниматель просил учреждение оформить и организовать сохранность товара по контракту, находящегося на территории заказчика.
10.08.2020 письмом N 01-11/1125 учреждение сообщило предпринимателю о том, что комиссией заказчика повторно проведена экспертиза частично представленного товара, согласно пунктам 6,7,8,9,15 спецификации. По результатам приемки учреждением принято решение принять баннеры всех видов и конструкции для выставки военных фотографий. Заказчиком составлен акт приемки-передачи (партии) товара от 10.08.2020, в соответствии с которым поставщиком поставлен, а заказчиком принят товар по пунктам 6, 7, 8, 9, 15 спецификации к контракту на общую сумму 120 578 руб. 58 коп.
Также комиссией заказчика повторно установлен факт несоответствия техническому заданию декоративных элементов конструкций "День Победы" тип 1, "День Победы" тип 2, "Аллея героев", в связи с чем данные конструкции не приняты заказчиком, составлено комиссионное заключение от 10.08.2020.
Письмом от 10.08.2020 N 517 поставщик сообщил заказчику о том, что приостанавливает выполнение работ по контракту с 11.08.2020 до момента предоставления ему возможности поставки на склад заказчика всего товара по контракту.
Претензией от 12.08.2020 N 01-11/1139 учреждение сообщило предпринимателю об удержании пени за просрочку поставки товаров в сумме 27 164 руб. 47 коп. из стоимости контракта.
17.08.2020 заказчик произвел оплату поставленного товара на общую сумму 120 578 руб. 58 коп. (платежные поручения N N 23, 24, 1796, 1797).
10.08.2020 учреждением принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 11.08.2020.
11.08.2020 решение направлено ИП Сидорцовой Е.А. посредством почтового отправления с уведомлением по адресу, указанному в контракте, а также по электронной почте.
Письмом от 17.08.2020 N 527 ИП Сидорцова Е. А. подтвердила получение решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Почтовое отправление, содержащее решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено предпринимателем 11.09.2020. Решение вступило в законную силу 22.09.2020.
25.09.2020 на официальном сайте vvww.zakupki.gov.ru в реестре контрактов размещена информация о расторжении контракта.
Полагая, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является неправомерным, ИП Сидорцова Е.А. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, арбитражный суд пришел к выводу о правомерности одностороннего отказа учреждения от исполнения контракта на основании статьи 95 Закона N 44-ФЗ, поскольку предпринимателем было допущено существенное нарушение его условий, выразившееся в невыполнении обязанности по поставке товара в установленный срок.
При этом суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Судом первой инстанции установлено, что контракт по своей правовой природе является смешанным договором, содержащим элементы договоров поставки и подряда, отношения по которым регулируются главами 30, 37 ГК РФ.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным или иным подобным использованием.
К отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются, если иное не предусмотрено правилами этого Кодекса об этих видах договоров (часть 5 статьи 454 ГК РФ).
Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи (часть 1 статьи 456 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 432 и пункту 1 статьи 708 ГК РФ начальный и конечный сроки выполнения работы являются существенными условиями договора подряда; подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В пункте 3 статьи 708 ГК РФ определено, что указанные в пункте 2 статьи 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Согласно пункту 2 статьи 328 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, в случае непредоставления обязанной стороной исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное этим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, отмечено, что отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. При этом подлежащие применению основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от контракта установлены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 71 и 168 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями контракта ИП Сидорцова Е. А. обязалась поставить декоративные элементы в течение 25 календарных дней с момента заключения контракта, т.е. до 17.04.2020 включительно.
Учреждением 30.06.2020 было предложено предпринимателю заключить дополнительное соглашение по контракту на увеличение срока поставки товара до 27.05.2020, однако соглашение предприниматель не подписал.
В согласованный контрактом срок предпринимателем товар в полном объеме поставлен не был.
Вместе с тем, в период с апреля 2020 года до направления решения об отказе от исполнения контракта между сторонами велась переписка относительно его исполнения, часть товара была поставлена и принята заказчиком.
Судом области установлено, что 09.07.2020 заказчиком была произведена приемка товара по контракту, в результате которой были подписаны товарные накладные N 215, 216, 217, 218, 219, составлено комиссионное заключение от 09.07.2020, в котором указаны замечания. Данное заключение подписано представителем поставщика с замечаниями, копия заключения направлена на электронную почту предпринимателя.
Из материалов дела следует, что 10.08.2020 комиссией заказчика повторно проведена экспертиза представленного поставщиком товара. По результатам приемки заказчиком составлен акт приемки-передачи (партии) товара от 10.08.2020, в соответствии с которым поставщиком поставлен, а заказчиком принят товар по пунктам 6, 7, 8, 9, 15 спецификации к контракту на общую сумму 120 578 руб. 58 коп.
Также комиссией заказчика повторно составлено комиссионное заключение от 10.08.2020, в котором указано о несоответствии техническому заданию поставленных предпринимателем декоративных элементов конструкций "День Победы" тип 1, "День Победы" тип 2, "Аллея героев", в связи с чем данные конструкции не приняты заказчиком.
Требования, предъявляемые к товару, определены в техническом задании на поставку товара (Приложение N 2 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (пункт 1.3).
В соответствии с частью 1 статьи 467 ГК РФ установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
В соответствии с частью 1 статьи 468 ГК РФ при передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Доказательства своевременной поставки товара по п. 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 13, 14, 16 спецификации соответствующего требованиям определенным техническим заданием и выполнения монтажа конструкций истцом в материалы дела не представлены.
Пунктом 13.1 контракта предусмотрено право заказчика в соответствии с действующим законодательством принять решение об одностороннем отказе от его исполнения.
В связи с тем, что по состоянию на 10.08.2020 поставка товара в полном объеме, соответствующего требованиям технического задания к контракту, поставщиком не была выполнена, не исправлением поставщиком недостатков, указанных в комиссионных заключениях, заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте, соответствии с части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Письмом от 17.08.2020 N 527 ИП Сидорцова Е.А. подтвердила получение решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Однако, датой надлежащего уведомления ИП Сидорцовой Е.А. является 11.09.2020, поскольку это дата получения поставщиком уведомления об отказе от исполнения контракта по почте. Решение вступило в законную силу 22.09.2020.
Согласно части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Вместе с тем, доказательств того, что в период с даты уведомления поставщика об отказе от исполнения контракта до даты вступления решения в законную силу поставщик надлежаще исполнил контракт, в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности одностороннего отказа учреждения от исполнения контракта на основании статьи 95 Закона N 44-ФЗ, поскольку предпринимателем было допущено существенное нарушение его условий, выразившееся в невыполнении обязанности по поставке товара в установленный срок. При этом предприниматель не устранил выявленные в ходе приемки товара недостатки, указанные в комиссионных заключениях, и, следовательно, не исполнил свои обязательства по контракту.
Доводы заявителя жалобы о том, что с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 9382/11, к отношениям сторон подлежат применению нормы ГК РФ, регулирующие общие положения о подряде (§1 главы 37 ГК РФ), подлежат отклонению, поскольку, как установлено судом первой инстанции, контракт по своей правовой природе является смешанным договором, содержащим элементы договоров поставки и подряда, отношения по которым регулируются главами 30, 37 ГК РФ.
При этом заключенный сторонами контракт не предусматривает каких-либо ограничений в отношении права ответчика, как заказчика по контракту, на односторонний отказ от его исполнения, напротив, пункт 13.1 контракта предусматривают право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Доводы об утрате интереса заказчика к исполнению поставщиком контракта от 23.03.2020 N ЭА 2020/0123, в связи с тем, что все конструкции и декоративные элементы, которые поставлялись в рамках контракта, относились к празднованию Дня Победы 9 мая 2020 года, не принимаются судом во внимание, учитывая, что заказчиком 30.06.2020 было предложено предпринимателю заключить дополнительное соглашение по контракту на увеличение срока поставки товара до 27.05.2020, однако соглашение предприниматель не подписал. В период с апреля 2020 года до направления решения об отказе от исполнения контракта - 10.08.2020 между сторонами велась переписка относительно его исполнения, часть товара была поставлена и принята заказчиком, что не свидетельствует об утрате его интереса к исполнению контракта.
Доводы предпринимателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения. Данные доводы в полном объеме были предметом исследования первой инстанции и им судом дана полная и правильная оценка. Основания для переоценки обстоятельств, правильно оцененных первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2021 по делу N А68-9253/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мосина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-9253/2020
Истец: Сидорцова Елена Александровна
Ответчик: ГУ ТО "Тульские парки"
Третье лицо: ИП Сидорцова Е.А., Коротков С.В.