Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 августа 2021 г. N Ф04-4820/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А03-12332/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воронецкой В.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (N 07АП-3159/2021) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15 февраля 2021 года по делу N А03-12332/2020 (судья Бояркова Т.В.) по иску Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (125009, город Москва, улица Тверская, дом 11, строение 1, 4, ИНН 9710062939, ОГРН 1187746579690) к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий" (656910, Алтайский край, город Барнаул, поселок Научный городок, дом 35, ИНН 2223043971, ОГРН 1032202071505) о взыскании 8 248 387,51 руб. задолженности по уплате части чистой прибыли.
В заседании приняли участие:
от истца - без участия (извещен),
от ответчика - Шведенко М.В. по доверенности от 01.04.2021 N 3.
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее также истец, Минобранауки России, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий" (далее также ответчик, ФГБНУ ФАНЦА) о взыскании 8 248 387 руб. 51 коп. задолженности по уплате чистой прибыли (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Исковые требования обоснованы положениями статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228, мотивированы фактом неисполнения Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий" обязанности по перечислению в доход федерального бюджета части чистой прибыли за 2017 год в размере 8 248 387 руб. 51 коп. Федерального государственного унитарного предприятия "Племенной завод "Комсомольское".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15 февраля 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Минобранауки России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять судебный акт об удовлетворении требований со ссылками на неправильное применение норм материального права.
В обоснование к отмене судебного акта истец ссылается на положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 251, 271 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", указывает на неверное истолкование закона и необоснованность выводов суда о невозможности квалифицировать полученные субсидии в качестве прибыли от использования государственного имущества, поскольку полученные унитарным предприятием субсидии не признаются целевым финансированием и целевыми поступлениями в понятии законодательства о налогах и сборах, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее удовлетворения со ссылками на то, что статья 251 Налогового кодекса Российской Федерации является специальной нормой и не подлежит применению к спорным правоотношениям, исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия является формой безвозвратного предоставления бюджетных средств при условии ее целевого и своевременного использования, целевые поступления при определении налоговой базы не учитываются. Предложенное в жалобе толкование приведет к тому, что часть субсидий будет направлена не на те цели, на которые они предназначались, а на выплату собственнику предприятия части прибыли. Также ответчик ссылается на позицию Верховного Суда Российской Федерации, судебную практику и указывает на рассмотрение аналогичных требований истца к ответчику за 2015, 2016 годы, в удовлетворении которых было отказано.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечил, представил перед заседание ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в данном заседании в отсутствие представителей извещенного истца.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно пункту 95 раздела II Перечня организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 N 1293-р Федеральное государственное унитарное предприятие "Племенной завод "Комсомольское" (далее - ФГУП ПЗ "Комсомольское") является предприятием, подведомственным Министерству.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 658-р ФГУП ПЗ "Комсомольское" было реорганизовано в форме преобразования в Федеральное государственное бюджетное учреждение племенной завод "Комсомольское" с целью последующего присоединения к Федеральному бюджетному научному учреждению "Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий".
Приказом Минобрнауки России от 08.10.2018 N 740 ФГБНУ ФАНЦА было реорганизовано в форме присоединения к нему ФГБУ ПЗ "Комсомольское". Таким образом, правопреемником по обязательствам ФГУП ПЗ "Комсомольское" является ФГБНУ ФАНЦА.
Федеральным агентством научных организаций был издан приказ от 27.04.2018 N 345 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, части прибыли в федеральный бюджет в 2018 году". Данным приказом был утвержден реестр начислений части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2018 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными министерству, в размере не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии с названным приказом ФГУП ПЗ "Комсомольское" было обязано в срок до 15 июня 2018 года перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2017 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2018 год, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре.
В соответствии с реестром начисления части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2018 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственным Федеральному агентству научных организаций (утвержденным приказом ФАНО России от 27.04.2018 N 345) ФГУП ПЗ "Комсомольское" надлежало перечислить в федеральный бюджет 13 815 883,90 рублей.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" ФАНО России упразднено. Функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 1055-р организации, ранее находившиеся в ведении упраздняемого ФАНО России, отнесены к ведению Минобрнауки России.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 05.02.2020 об оплате задолженности за 2017 год в размере 13 815 883,90 рублей по перечислению предприятием в федеральный бюджет части прибыли за 2017 год, неисполнение которой явилось основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из положений статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), наличия в составе чистой прибыли ответчика бюджетных субсидий в размере 32 993 550 рублей, предоставленных федеральным и краевым бюджетом, использования данных субсидий по целевому назначению, и отсутствия оснований квалифицировать такие средства как прибыль от использования государственного имущества, так как указанные средства получены не от использования имущества, а поступают в виде субсидий и имеют строго целевое назначение.
Указанные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и подлежащим применению нормам права.
В силу пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли, от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона N 161-ФЗ установлено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В соответствии с Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 (далее - Правила N 228) предприятие ежегодно не позднее 1 мая представляет отчет о деятельности за прошедший год и утвержденной программы деятельности и до 15 июня перечисляет часть чистой прибыли в размере не менее 25% в федеральный бюджет.
Пунктами 1 и 2 Правил N 228 предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 228 часть прибыли предприятий, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, за исключением предприятий, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 1060-р, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.
По данным отчета о финансовых результатах, приложенных к бухгалтерскому балансу за 2017 год, чистая прибыль предприятия за 2017 год составила 55 263 532,36 рублей (55 264 тыс. рублей по коду 2400 отчета, т.2 л.9).
В реестре начислений, утвержденном приказом ФАНО от 27.04.2018 N 345, под N 71 указан ответчик (т.1 л.56). Подлежащая перечислению часть прибыли составляла 13 815 883,09 рублей, что составляет 25% от прибыли ответчика за 2017 год и соответствует данным уточненной программы деятельности предприятия.
В отраженную в отчетности предприятия сумму чистой прибыли входят полученные унитарным предприятием субсидии в общем размере 32 993 550 рублей, размер которых отражен в отчете об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2017 год и подтвержден представленными в дело платежными поручениями на перечисление Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края в адрес ФГУП ПЗ "Комсомольское" субсидий. Материалами дела не подтверждена возможность отражения прибыли в размере 55 263 532,36 рублей в случае отсутствия субсидий из бюджетов.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что фактически прибыль предприятия сложилась, в том числе и из субсидий, предоставленных федеральным и краевым бюджетом.
Обоснованным является и вывод о необходимости расходования средств субсидии только в соответствии с целями их предоставления и недопустимости их перераспределения в пользу собственника имущества предприятия.
Предусмотренный статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг с установлением цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядка возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Поскольку полученные предприятием в виде субсидий денежные средства поступали в виде субсидий и имеют строго целевое назначение, направление части полученных субсидий на уплату собственнику приведет к снижению эффективности выделения этих средств и не соответствует изначальной цели их выделения, в связи с чем противоречит установленному статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципу адресности и целевого характера бюджетных средств.
С учетом пункта 6 Правил N 228 при определении размера чистой прибыли, 25% которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджета на реализацию целевых программ в качестве субсидий, не должны приниматься во внимание.
Поскольку по платежному поручению N 1329 от 14.06.2018 было произведено перечисление платежа в размере 5 567 495,58 рублей, определенном от чистой прибыли предприятия, не включающей полученные субсидии, оснований для удовлетворения требований не имелось.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о неверном применении норм статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения данной нормы налогового законодательства, предусматривающей порядок учета доходов исключительно для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль, к рассматриваемым правоотношениям. Нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, на разъяснение которых в письмах Минфина России ссылается податель жалобы, урегулированы публичные отношения по исчислению и уплате налогов, а не гражданско-правовые отношения между предприятием и собственником его имущества.
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения правильного по существу решения Арбитражного суда Алтайского края, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 15 февраля 2021 года по делу N А03-12332/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12332/2020
Истец: Министерство науки и высшего образования РФ
Ответчик: ФГБНУ "Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий"