город Омск |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А70-17925/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3577/2021) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2021 по делу N А70-17925/2020 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" (ОГРН 1137232016778, ИНН 7224049936, адрес: 626020,Тюменская область, Нижнетавдинский район, с. Нижняя Тавда, ул. Заречная, 4) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 55, офис 403) о признании незаконным уведомления от 16.07.2020 N 06-10481 об отказе в актуализации сведений об объекте,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" (далее - ООО "Свинокомплекс "Тюменский", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления от 16.07.2020 N 06-10481 об отказе в актуализации сведений об объекте.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2021 по делу N А70-17925/2020 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным уведомление Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 16.07.2020 N06-10481 об отказе в актуализации сведений об объекте, обязал Управление повторно рассмотреть заявку общества от 08.06.2020 с учетом выводов арбитражного суда, содержащихся в мотивировочной части настоящего решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что решение суда неисполнимо, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 утратило силу с 01.01.2021; общество необоснованно понизило категорию негативного воздействия на окружающую среду (далее также НВОС) объекта до 2-ой; обществом предоставлены сведения и документы, содержащие неполную, недостоверную и искаженную информацию; заявитель в Управление направил только заявку об актуализации, а не заявление о предоставлении сведений для актуализации сведений об объекте НВОС; в заявке не указаны сведения о содержании свиней и их количестве.
В письменном отзыве и дополнениях к нему ООО "Свинокомплекс "Тюменский" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее с дополнениями, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество с 01.06.2018 эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - убойный цех по выпуску охлажденной продукции, находящийся по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, с. Нижняя Тавда, ул. 8 Марта, 11, код ОКВЭД 10.11.1.
Данный объект поставлен на государственный учет и имеет 1-ую категорию негативного воздействия на окружающую среду.
После реконструкции вышеуказанного объекта ООО "Свинокомплекс "Тюменский" 08.06.2020 обратилось в Управление с заявкой об актуализации сведений об объекте, понизив категорию негативного воздействия до 2-ой.
По результатам рассмотрения заявки Управление уведомлением от 16.07.2020 N 06-10481 отказало обществу в актуализации сведений, указав, что согласно подпунктам "б", "в" пункта 75 Административного регламента представленные документы и сведения содержат неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию, а именно: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" не в полном объеме указаны сведения об объёме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, оказываемых услугах и мощности производимой продукции.
Полагая, что уведомление Управления от 16.07.2020 N 06-10481 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с соответствующим заявлением.
17.02.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого уведомления Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора законодательству и нарушении этим отказом прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов (пункт 3 статьи 69 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Порядок создания и ведения государственного учета установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 (далее - Правила N 572).
Основанием для включения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственный реестр является заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 17 Правил N 572). По результатам рассмотрения заявки о постановке на государственный учет объектов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет или направляется уведомление с указанием причин отказа в постановке (пункты 20, 25 Правил N 572).
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях (пункты 29, 32 Правил N 572).
Объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Как указано выше, общество с 01.06.2018 эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - убойный цех по выпуску охлажденной продукции, находящийся по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, с. Нижняя Тавда, ул. 8 Марта, 11, код ОКВЭД 10.11.1. Данный объект поставлен на государственный учет и имеет 1-ую категорию негативного воздействия на окружающую среду. После реконструкции вышеуказанного объекта общество 08.06.2020 обратилось в Управление с заявкой об актуализации сведений об объекте, понизив категорию негативного воздействия до 2-ой.
Ссылка подателя жалобы на необоснованное понижение обществом категории НВОС до 2-ой не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку в оспариваемом отказе от 16.07.2020 N 06-10481 указание на данное обстоятельство отсутствовало, как и не приводилось Управлением в суде первой инстанции, в связи с чем указанное обстоятельство подлежит исследованию и оценке при повторном рассмотрении заявления.
Довод подателя жалобы о том, что заявитель в Управление направил только заявку об актуализации, а не заявление о предоставлении сведений для актуализации сведений об объекте НВОС, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием для отказа в актуализации сведений об объекте, поступившее от общества заявление Управление по существу рассмотрело.
Доводы подателя жалобы о том, что обществом предоставлены сведения и документы, содержащие неполную, недостоверную и искаженную информацию, в заявке не указаны сведения о содержании свиней и их количестве, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, исходя из следующего.
Основным видом экономической деятельности, осуществляемой заявителем на объекте (убойный цех), является производство мяса в охлажденном виде (ОКВЭД 10.11.1), производимой продукцией - мясо и мясная пищевая продукция (ОКПД 10.1).
В заявке об актуализации отражена экономическая деятельность и производимая продукция, указана проектная мощность здания убойного цеха - 3000 голов свиней в месяц, 140 голов в смену (максимум 160 голов), 13 тонн мяса в смену.
Доводы заинтересованного лица о необходимости указания в заявке сведений о временном содержании свиней перед убоем и их количестве обоснованно отклоняет общество в дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу, ссылаясь на следующее.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, содержание свиней перед убоем не является ни видом экономической деятельности, ни производимым продуктом, товаром, оказываемой услугой.
Принимая во внимание факт того, что временное содержание свиней перед убоем не является видом экономической деятельности, продуктом/товаром/оказываемой услугой, а в заявке об актуализации указываются виды экономической деятельности только в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги, проектной мощности только в соответствии с общероссийским классификатором продукции, требования заинтересованного лица об указании данных сведений являются необоснованными.
Таким образом, поскольку уведомление Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 16.07.2020 N 06-10481 об отказе в актуализации сведений об объекте не соответствует нормам действующего законодательства, не является мотивированным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании оспариваемого уведомления незаконным.
В порядке восстановления нарушенного права суд первой инстанции обязал Управление повторно рассмотреть заявку ООО "Свинокомплекс "Тюменский" от 08.06.2020 с учетом выводов арбитражного суда.
Довод подателя жалобы о неисполнимости решения суда со ссылкой на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 утратило силу с 01.01.2021, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку отмена постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, и IV категорий", действующего на момент подачи заявки, и вступление в силу 01.01.2021 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" не являются препятствием для пересмотра заявления общества, отклоненного в отсутствие правовых оснований. При этом заявление следует рассматривать на соответствие нормам, действующим на момент его рассмотрения, уведомление по результатам рассмотрения заявления должно быть мотивированным.
Таким образом, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2021 по делу N А70-17925/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-17925/2020
Истец: ООО "СВИНОКОМПЛЕКС "ТЮМЕНСКИЙ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования