г. Вологда |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А05-13942/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Мирного на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2021 года по делу N А05-13942/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация Мирного (ОГРН 1022901468116, ИНН 2925001316; адрес: 164171, Архангельская область, город Мирный, улица Ленина, дом 33; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; далее - управление, Росреестр) о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 22.09.2020 N КУВД-001/2020-5964979/2, а также об обязании управления осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности городского округа Архангельской области "Мирный" на объект недвижимости (КПП), расположенный по адресу: Российская Федерация, 164173, Архангельская область, город Мирный, улица Лесная, дом 1 корпус 1,
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу администрации - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов, 03.06.2020 администрация обратилась в управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - контрольно-пропускной пункт, расположенный по адресу: Российской Федерации, 164173, Архангельская область, город Мирный, улица Лесная, дом 1 корпус 1 (далее - спорный объект, КПП).
С учетом предъявленных с заявлением документов управление приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав до 21.09.2020 на основании пунктов 2, 5, 7, 44 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о госрегистрации), о чем направило администрации уведомление от 19.06.2020 N КУВД-001/2020-5964979/1.
Из этого уведомления следует, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникшего после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Поскольку в течение установленного срока причины, препятствующие проведению государственного учета и государственной регистрации права собственности, не устранены, Росреестр направил администрации уведомление от 22.09.2021 N КУВД-001/2020-5964979/2 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ.
Администрация, не согласившись с этим отказом, оспорила его в судебном порядке.
При рассмотрении заявленного требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Правоотношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлены Законом N 218-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 этого Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктами 2, 7 части 2 статьи 14 Закона о госрегистрации предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 этого Закона государственная регистрация права включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно части 1 статьи 71 этого Закона, в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013.
Как следует из положений статьи 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
В рассматриваемом случае согласно сведениям, содержащимся, в Едином государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), на дату обращения администрации с заявлением в управление в отношение спорного объекта отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на него.
В качестве основания возникновения права на спорный объект администрация последовательно ссылается на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 06.02.2020 по делу N А56-42510/2016/ход.5, из которого следует, что поскольку имущество должника - АО "ПетроСтройТрест" - не реализовано на торгах и не востребовано кредиторами должника, то суд на основании статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязал администрацию принять объекты движимого и недвижимого имущества, расположенные по адресу: Архангельская область, город Мирный, улица Лесная, дом 1, корпус 1, в том числе два контрольно-пропускных пункта, имеющих общую площадью 5,0 кв.м и 8,0 кв.м соответственно.
Администрацией также предъявлен акт приема-передачи имущества от 20.02.2020, согласно которому АО "ПетроСтройТрест" в лице конкурсного управляющего передало, а городской округ Архангельской области "Мирный" в лице главы Мирного принял ряд объектов, в том числе обозначенные выше КПП.
Вместе с тем, расположенный по указанному выше адресу спорный объект, за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав в отношении которого обратилась администрация, имеет площадь 20,0 кв.м. При этом правоустанавливающих документов в отношении спорного объекта не представлено.
Какие-либо документы, подтверждающие наличие у АО "ПетроСтройТрест" прав на здание КПП, площадью 20,0 кв.м, в управление не предъявлены.
Согласно части 3 статьи 69 Закона N 218-ФЗ обязательным и необходимым условием для государственной регистрации перехода к приобретателю права собственности на объект недвижимого имущества является регистрация такого права в ЕГРН за отчуждателем.
Однако, как отмечалось ранее, право собственности АО "ПетроСтройТрест" на спорный объект не зарегистрировано, соответствующая запись в ЕГРН отсутствует.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того спорный объект имеет характеристики, не позволяющие соотнести его с каким-либо из объектов, принадлежащих АО "ПетроСтройТрест", и переданных администрации.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является, в том числе технический план.
Согласно части 13 статьи 24 этого Закона форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Как верно отметил суд, таким актом является приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования N 953),
Согласно пункту 20 Требований N 953 сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
В случае, если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013 и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости, за исключением единого недвижимого комплекса, не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.
В данном случае в качестве основания для постановки объекта на кадастровый учет представлен технический план здания от 29.05.2020, подготовленный в связи с созданием объекта, на основании декларации об объекте. При этом, каких-либо документов, свидетельствующих о правомерности применения декларации (а именно, подтверждающих, что в отношении спорного здания не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешительных документов и проектной документации), в состав технического плана не включено, в управление такие документы не представлены.
Указанные обстоятельства не позволяют сделать вывод о соответствии представленного технического плана требованиям действующего законодательства, и о возможности проведения на его основании учетных действий.
Помимо того, из представленного заявителем в управление технического плана здания КПП от 29.05.2020 следует, что спорный объект представляет собой мобильное некапитальное строение, состоит из 3 стен, выполненных из сэндвич-панелей, примыкающих к иному объекту с кадастровым номером 29:25:010102:277, (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2019 N 306-ЭС 19-10681 по делу NА65-13262/2018).
Администрация, не соглашаясь с выводами суда, ссылается на то, право собственности на спорный объект возникло в связи с внесением сведений о нем в реестр муниципального имущества.
Вместе с тем, такой довод не может быть принят, как основанный на неправильном применении норм материального права.
Следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N10/22) также разъяснено, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
По данному делу из материалов дела усматривается, что спорный объект, на кадастровом учете не стоял, права на него за АО "ПетроСтройТрест" зарегистрированы не были, документы, свидетельствующие о законности его возведения с получением необходимых разрешительных документов, администрацией управлению не предъявлены.
В связи с изложенным, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательств и не опровергают выводов суда первой инстанции, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2021 года по делу N А05-13942/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мирного - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13942/2020
Истец: Администрация Мирного
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу