г. Тула |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А62-9899/2020 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стахановой В.Н., без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.02.2021 по делу N А62-9899/2020, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) (Смоленская область, г. Рославль, ОГРН 1026700925536, ИНН 6725009587) к обществу с ограниченной ответственностью "Тандем" (г. Смоленск, ОГРН 1186733021969, ИНН 6732171975), третье лицо: Козырева Светлана Николаевна (Смоленская область, г. Рославль), о взыскании убытков в размере 2 126 руб. 68 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ответчик, общество) о взыскании 2 126 руб. 68 коп. убытков.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Козырева Светлана Николаевна (далее - Козырева С.Н.).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.02.2021 по делу N А62-9899/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, управление обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что представление сведений о пенсионерах в последующие периоды, как на работников организации не имеет правового значения для рассмотрения дела в силу пункта 8 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Сведения по форме СЗВ-М о работе Козыревой С.Н., направленные за май, июнь и июль 2019 года, не могут являться основанием для принятия решения о прекращении выплаты пенсии с учетом индексации.
Податель жалобы указывает на то, что поскольку сведения о факте работы пенсионера Козыревой С.Н. за апрель 2019 года сданы организацией ООО "Тандем" несвоевременно (29.05.2019), а загружены в Программно-технический комплекс и стали доступны для управления только 08.07.2019, данные сведения не могли быть учтены последним при принятии решения о выплате пенсии с учетом индексации и корректировки от 25.06.2019. Пенсия Козыревой Светлане Николаевне за июль 2019 года была перечислена 06.07.2019 через кредитную организацию путем зачисления денежных на счет, открытый в ПАО "Сбербанк".
Заявитель жалобы полагает, что вывод суда первой инстанции о наличии у управления сведений о пенсионере на момент принятия решения о выплате пенсии (с учетом индексации) и об отсутствии оснований для индексации, получаемой Козыревой С.Н. пенсии, противоречит обстоятельствам дела.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - постановление Пленума N 10) апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Козырева С.Н. с 01.12.2013 является получателем пенсии по инвалидности.
Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, представленным ООО "Тандем" в управление Козырева С.Н. является сотрудником общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ООО "Тандем") с 26.12.2018 по настоящее время.
За апрель 2019 года ответчиком в установленный законом срок в управление не были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности СЗВ-М, в связи с чем Козыревой С.Н. в соответствии со статьей 26.1. Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закона N 400-ФЗ) решением управления от 25.06.2019 была осуществлена выплата страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии с 01.04.2019.
Распоряжением от 25.06.2019 о перерасчете размера пенсии с 01.04.2019 в соответствии с Законом N 400-ФЗ, установленный размер страховой пенсии Козыревой С.Н. составил 5401 руб. 55 коп., размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.04.2019 составил 3667 руб. 10 коп. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 8068 руб. 65 коп.
В соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ ежегодная корректировка размера страховой пенсии предусмотрена с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год, и с 1 апреля - исходя из превышения размера стоимости пенсионного коэффициента, установленного на указанную дату, над размером стоимости пенсионного коэффициента, установленного на 1 февраля.
Индексация пенсий в 2019 году осуществлялась в следующем порядке: страховые пенсии с 1 января были повышены на 7,05 процента путем соответствующего повышения стоимости одного пенсионного коэффициента (стоимость пенсионного коэффициента установлена равной 87 руб. 54 коп.).
Козыревой С.Н. пенсия за апрель 2019 года перечислена 05.04.2019, за май 2019 года - 05.05.2019, за июнь 2019 года - 06.06.2019, за июль 2019 года - 06.07.2019 через кредитную организацию путем зачисления денежных на счет, открытый в Смоленском отделении N 8609/0069 ПАО "Сбербанк".
За период с апреля 2019 года по июль 2019 года Козыревой С.Н. была выплачена сумма страховой пенсии 40 925 руб. 68 коп. с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
В соответствии с регламентом работы Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов и Межрегионального информационного центра Пенсионного фонда Российской Федерации по формированию, ведению и использованию федеральной базы данных пенсионеров о лицах, которым установлены пенсии и иные социальные выплаты, утвержденным распоряжением Правления ПФР от 11.11.2016 N 602р (пункт 4.7) МИЦ ПФР ежемесячно до 10 числа месяца осуществляет формирование реестра работающих пенсионеров и автоматическую передачу актуальных сведений о факте работы пенсионера в Программно-технический комплекс, предназначенный для осуществления назначения и выплаты пенсий месту выплаты пенсии.
Поскольку сведения о факте работы пенсионера Козыревой С.Н. сданы организацией ООО "Тандем" несвоевременно (29.05.2019) и поступили за апрель 2019 год только 08.07.2019, то данные сведения не могли быть учтены к дате принятия решения.
Поскольку достоверные сведения о работе данного застрахованного лица в апреле 2019 года не поступили в срок установленный законодательством, управлением выплачена сумма страховой пенсии с учетом произведенной индексации за период с апреля 2019 года по июль 2019 года.
Полагая, что несвоевременное представление ответчиком информации о застрахованных лицах повлекло излишнюю выплату суммы страховой пенсии в размере 2126 руб. 68 коп., квалифицированную истцом как причинение ущерба, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Общие принципы возмещения убытков (вне зависимости от характера правонарушения) установлены статьей Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытком понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации.
Согласно пунктам 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ); при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
Сложившиеся правоотношения сторон регулируются Законом N 400-ФЗ, Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н), в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н).
Из материалов дела усматривается, что представление ответчиком 29.05.2019 сведений по форме СЗВ-М за апрель 2019 года с нарушением срока явилось основанием для принятия управлением решения об увеличении и выплате страховой пенсии Козыревой С.Н., как прекратившей трудовые отношения, с апреля 2019 года по июль 2019 года.
На основании распоряжения от 25.06.2019 застрахованному лицу был произведен перерасчет размера пенсии с 01.04.2019.
Однако из представленного управлением в материалы дела реестра страхователей, представивших сведения по форме СЗВ-М за 2019 год, следует, что общество сведения по форме СЗВ-М за май 2019 года представило 13.06.2019, за июнь 2019 года - 15.07.2019, за июль 2019 года - 13.08.2019.
Принимая во внимание, что на момент принятия решения о выплате пенсии (с учетом индексации) от 25.06.2019 управление располагало сведениями о пенсионере как фактически не прекратившем осуществление трудовой деятельности, суд первой инстанции справедливо заключил, что основания для индексации получаемой пенсии отсутствовали.
Кроме того, управление сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица (отчетность по форме СЗВ-М за май, июнь и июль 2018 года) не воспользовался, дополнительной проверки не проводил.
Как верно отметил суд первой инстанции, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате пенсионный фонд положил исключительно факт несвоевременного представления обществом сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М, однако получив сведения от страхователя за май 2019 года 13.06.2019, 25.06.2019 было вынесено решение и в июле 2019 года произведена выплата пенсии с учетом индексации, что послужило причиной излишней выплаты.
Распоряжение о перерасчете размера пенсии вынесено только 26.07.2019.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует причинно-следственная связь между несвоевременным предоставлением страхователем сведений и понесенными в связи с этим управлением расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований управления.
Доводы заявителя жалобы о том, что в рассматриваемой ситуации излишняя выплата страховой части пенсии в спорной сумме обусловлена действиями работодателя, в результате которых работающему пенсионеру управлением выплачены суммы индексаций размера страховой пенсии, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку управление располагало сведениями о пенсионере как фактически не прекратившем осуществление трудовой деятельности.
Доказательства об обратном в материалы дела не представлены.
Ссылка подателя жалобы на то, что сведения о факте работы пенсионера Козыревой С.Н. за апрель 2019 года были загружены в Программно-технический комплекс и стали доступны для управления только 08.07.2019, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, как не подтвержденная надлежащими доказательствами.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта. Выводы суда основаны на правильной оценке представленных в дело доказательств, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.02.2021 по делу N А62-9899/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Судья |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9899/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области межрайонное
Ответчик: ООО "ТАНДЕМ"
Третье лицо: Козырева С. Н.