город Воронеж |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А64-7725/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное): Николаева А.С. -представителя по доверенности N 13 от 06.07.2021;
от индивидуального предпринимателя Мешковой Галины Михайловны: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Рассказовского районного суда Тамбовской области апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) на решение Арбитражного суд Тамбовской области от 02.03.2021 по делу N А64-7725/2020, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) (ИНН 6828009067, ОГРН 1176820004745), г.Рассказово к индивидуальному предпринимателю Мешковой Галине Михайловне (ИНН 682801085046, ОГРНИП 318682000026791), г.Рассказово о взыскании финансовых санкций в размере 3 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Рассказово Тамбовской области (межрайонное) (далее - Управление, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Индивидуального предпринимателя Мешковой Галины Михайловны (далее - ИП Мешкова Г.М., заинтересованное лицо, страхователь) финансовых санкций в размере 3 500 руб.
Решением от 02.03.2021 заявленные требования удовлетворены частично. С ИП Мешковой Г.М. в бюджет Пенсионного Фонда РФ взысканы финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", по форме СЗВ-М с типом "исходная" за ноябрь 2019, в размере 2 000 руб. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом в части отказа во взыскании с ИП Мешковой Г.М. в пользу УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) финансовой санкции в размере 1500 руб., заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что привлечение страхователя к ответственности является правомерным, поскольку дополнительное представление ИП Мешковой Г.М. сведений на работников, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок и несоответствий в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц, а дополнительным представлением сведений. Кроме того, ссылается на то, что суд первой инстанции руководствуется Инструкцией "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 N 766н, которая действовала с 01.10.2018 по 26.07.2020.
В судебное заседание представитель ИП Мешковой Г.М. не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Возражений не поступило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ИП Мешкова Г.М. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Как указывает заявитель, страхователь ИП Мешкова Г.М. обязана была представить в УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц:
за август 2019 года - не позднее 15.09.2019;
за сентябрь 2019 года - не позднее 15.10.2019;
за ноябрь 2019 года - не позднее 15.12.2019.
При этом, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года представлены страхователем по почте в адрес Управления 19.12.2019, то есть позже установленного Законом N 27-ФЗ срока.
Так же страхователем, по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М: за август 2019 года, за сентябрь 2019 года, (тип формы "ИСХД") в срок установленный законодательством но не в полном объеме.
27.02.2020 страхователем представлены дополнительные сведения о застрахованных лицах за август 2019 года, за сентябрь 2019 года, за ноябрь 2019 года, (тип формы "ДОП"), то есть позже установленного Законом N 27-ФЗ срока, в отношении которых исходная форма сведений за отчетный период ранее не представлялась (в форме СЗВ-М (тип формы "ДОП") за август 2019 года страхователем представлены сведения на 1 застрахованное лицо; за сентябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо; за ноябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо).
По результатам камеральной проверки Управлением составлены Акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: от 24.12.2019 N 079S18190005650 (за ноябрь 2019 года, в отношении 4 лиц); от 16.03.2020 N 079S18200001090 (за август 2019 года, в отношении 1 лица), N 079S18200001091 (за сентябрь 2019 года, в отношении 1 лица), N 079S18200001092 (за ноябрь 2019 года, в отношении 1 лица).
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в отсутствие надлежаще извещенного должника приняты решения:
от 10.02.2020 N 079S19200000170 (о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: за ноябрь 2019 года в сумме 2 000,00 руб. (500 руб. х 4 застрахованных лиц);
от 02.06.2020 N 079S19200001843, N 079S19200001844, N 079S19200001845 (о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: за август, сентябрь, ноябрь 2019 года по 500 руб. по каждому решению.
Должнику выставлены требования от 05.03.2020 N 079S01200000493, от 29.06.2020 N 079S01200001879, от 29.06.2020 N 079S01200001880, от 29.06.2020 N 079S01200001881 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок, установленный в требованиях, однако денежные средства, в срок установленный для добровольной уплаты, не поступили.
15.09.2020 Арбитражным судом Тамбовской области было вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, указанным в пункте 3 части 3 ст. 229.4 АПК РФ.
На основании Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 заявленные требования могут быть предъявлены в порядке искового производства, либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Учитывая изложенное, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, в котором просило суд взыскать с ИП Мешковой Г.М., финансовые санкции в размере 3500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 Закона N 27 -ФЗ за отчетные периоды ноябрь 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года.
Апелляционный суд находит решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, подлежащими отклонению ввиду следующего.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, ИП Мешковой Г.М. сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М: за август 2019 года, за сентябрь 2019 года, (тип формы "ИСХД") представлены в адрес Управления в срок установленный законодательством, но не в полном объеме.
При этом, 27.02.2020 страхователем самостоятельно представлены дополнительные сведения о застрахованных лицах за август 2019 года, за сентябрь 2019 года, за ноябрь 2019 года, (тип формы "ДОП" за август 2019 года на 1 застрахованное лицо; за сентябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо; за ноябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо, на которое ранее индивидуальные сведения не представлялись).
При этом статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частности, в период представления заявителем дополняющей формы сведений СЗВ-М действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N766н (далее - Инструкция N 766н), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции N766 страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N766н, не предусмотрен срок для представления формы СЗВ-М (дополняющей) в случае самостоятельного обнаружения страхователем расхождений в сведениях, ранее представленных за отчетный период.
Воспользовавшись указанным правом, заинтересованное лицо, впоследствии, самостоятельно выявив ошибку в неверно представленных сведениях, по телекоммуникационным каналам связи 27.02.2020 предоставило в адрес Управления дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица за август 2019 года, за сентябрь 2019 года, за ноябрь 2019 года.
Материалами дела подтверждается и Управлением не отрицается данное обстоятельство.
Указанные обстоятельства были установлены Пенсионным фондом при проверке представленных страхователем сведений и зафиксированы актами об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования актах проверки от 16.03.2020 N 079S18200001090 (за август 2019 года, в отношении 1 лица), N 079S18200001091 (за сентябрь 2019 года, в отношении 1 лица), N 079S18200001092 (за ноябрь 2019 года, в отношении 1 лица).
Таким образом, Пенсионным фондом только после предоставления заинтересованным лицом 27.02.2020 дополнительных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица провело проверку и выявило нарушения 16.03.2020.
Следовательно, заинтересованным лицом самостоятельно была выявлена ошибка и включена достоверная информация в формы отчетности до обнаружения Управлением.
Самостоятельное выявление и устранение неполноты данных в представленных сведениях формы СЗВ-М свидетельствует об отсутствии вины страхователя во вменяемом ему правонарушении.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, ИП Мешкова Г.М., реализовала свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975).
На основании вышеизложенного суд области пришел к верному выводу о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей (с учетом указаний контролирующего органа), что может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
По смыслу действующего законодательства в его конституционном понимании, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные заявителем в установленный в уведомлении контролирующего органа срок (с учетом установленного механизма взаимодействия страхователя и контролирующего органа), не могут расцениваться как недостоверные или как сведения, предоставленные не в полном объеме либо содержащие недостоверные данные.
При этом апелляционный суд учитывает, что финансовые санкции (штраф) устанавливаются в качестве неблагоприятных последствий совершаемых лицами нарушений требований законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, в связи с чем, носят карательный характер, являясь наказанием за совершенное правонарушение, и должны отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.
Целью назначения наказания за нарушение требований законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете является предупреждение совершения новых правонарушений (как самим правонарушителем, так и другими лицами), а также обеспечение полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, используемых для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.
Одновременно, установленный на основании статьи 19 Федерального закона N 27-ФЗ Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета порядок осуществления контроля за достоверностью представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений, в части исправления ошибок в представленных страхователем индивидуальных сведениях путем их уточнения и дополнения представляет собой иной механизм достижения соответствующих целей, эффективность которого обеспечивается, в том числе, возможностью неприменения финансовых санкций при представлении страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений либо самостоятельно, либо в установленный в уведомлении контролирующего органа срок.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП Мешковой Г.М., состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения ИП Мешковой Г.М. к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, у Управления не имелось.
С учетом вышеизложенного, суда первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.03.2021 по делу N А64-7725/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7725/2020
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Рассказово Тамбовской области межрайонное УПФР в г.Рассказово Тамбовской области межрайонное
Ответчик: ИП Мешкова Галина Михайловна
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Рассказовский районный суд Тамбовской области