Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2021 г. N Ф02-3542/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А78-11579/2020 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесзаб" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 марта 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-11579/2020 по иску Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945) к обществу с ограниченной ответственностью "Лесзаб" (ОГРН 1177536004722, ИНН 7538002431) о взыскании 392 472 рублей 76 копеек, о расторжении договора аренды лесного участка, об обязании вернуть лесной участок,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лесзаб" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка N 33-11 от 16.09.2011 за период с 01.06.2020 по 31.10.2020 в размере 154 976, 49 руб. в федеральный бюджет, в размере 172 847, 76 руб. в краевой бюджет, неустойки за период с 11.12.2018 по 23.10.2020 в размере 64 648, 51 руб., о расторжении договора аренды лесного участка от 16.09.2011 N 33-11, об обязании передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи.
29.01.2021 от истца поступило заявление о частичном отказе от исковых требований в части взыскания задолженности по договору аренды лесного участка N 33- 11 от 16.09.2011 за период с 01.06.2020 по 31.10.2020 в размере 154 976, 49 руб. в федеральный бюджет, в размере 172 847, 76 руб. в краевой бюджет, неустойки за период с 11.12.2018 по 23.10.2020 в размере 64 648, 51 руб. в связи с оплатой задолженности ответчиком. 10.02.2021 от истца поступили пояснения, согласно которым министерство поддержало заявленные требования о расторжении договора аренда и об обязании ответчика передать лесной участок арендодателю.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 11 марта 2021 года принят отказ Министерства природных ресурсов Забайкальского края от исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Лесзаб" в части взыскания долга в размере 327 824 рублей 25 копеек за период с 01.06.2020 по 31.10.2020 по договору аренды лесного участка N 33-11 от 16.09.2011, неустойки за период с 11.12.2018 по 23.10.2020 в размере 64 648 рублей 51 копейки, производство по делу в указанной части прекращено. Расторгнут договор аренды лесного участка N 33-11 от 16.09.2011. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Лесзаб" передать Министерству природных ресурсов Забайкальского края по акту приема-передачи лесной участок площадью 25 304 га, расположенный на территории Хохотуйского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества муниципального района "Петровск-Забайкальский район" Забайкальского края, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Лесзаб" в доход федерального бюджета 12000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 марта 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-11579/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Как следует из апелляционной жалобы, решение суда о расторжении договора вынесено по формальным основаниям. Задолженность по арендным платежам и начисленной неустойке уплачена в полном объеме. Кроме того, ООО "Лесзнаб" не представило в суд первой инстанции в установленный срок свои возражения по требованию о расторжении договора, так как считало, что Министерство природных ресурсов Забайкальского края отказалось от исковых требований в полном объеме. Заявление об отказе от исковых требований общество не получало.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором истец с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 15.04.2021.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 16.09.2011 Государственная лесная служба Забайкальского края (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Багат" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 33-11.
23.07.2018 между обществом с ограниченной ответственностью "Багат" (арендатор) и обществом с ограниченной ответственностью "Лесзаб" (правопреемник) заключен договор перенайма N 3/2018-П, предметом которого является согласованная арендодателем передача арендатором правопреемнику всех правомочий (прав и обязанностей) по договору аренды лесного участка N 33-11 от 16.09.2011, заключенному между арендодателем и арендатором.
Предметом договора аренды является право временного пользования ответчиком лесным участком площадью 25 304 га, с ежегодной нормой пользования 5400 куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 5200 куб.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, муниципальный район "Петровск-Забайкальский район", Петровск-Забайкальское лесничество, Хохотуйское участковое лесничество, кварталы N N 78, 79, 86-88, 91-102, 104-111, 116-119, 121-124.
Пунктом 8.1. договора определен срок действия договора - с момента государственной регистрации и составляет 25 лет.
Договор аренды N 33-11 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю 11.11.2011.
Договор перенайма N 3/2018-П от 23.07.2018 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю 29.08.2018.
Размер и срок внесения арендной платы установлен пунктами 2.1.-2.2. договора и в приложении N 3 к договору аренды.
Пунктом 2.4. договора согласовано, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлено, что ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, в 2020 году применяются с коэффициентом 2,62.
За период с 01.06.2020 по 31.10.2020 арендатору надлежало оплатить арендную плату в сумме 327 824 рублей 25 копеек, из которых 154 976,49 руб. в федеральный бюджет, 172 847,76 руб. в бюджет Забайкальского края.
06.10.2016 Правительством Забайкальского края принято постановление N 395 об упразднении Государственной лесной службы Забайкальского края и передаче Министерству природных ресурсов Забайкальского края полномочия и функции упраздняемой службы по контролю, надзору, оказанию государственных услуг и управлению в области лесных отношений, в том числе осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией (подпункт 3 пункта 1, подпункт 1 пункта 5 постановления).
В пункте 17 постановления указано, что исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, которым в соответствии с настоящим постановлением переданы полномочия и функции упраздняемых исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе возникшим в результате исполнения судебных решений.
31.10.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Гослесслужбы края внесена запись о ликвидации.
На основании постановления Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 N 503 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края" уполномоченным органом в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 10 от 25.01.2017 "О внесении изменений в приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 10.04.2015 N 108 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета" и N 97 от 06.04.2015 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных насаждений, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации", Государственная лесная служба Забайкальского края заменена на Министерство природных ресурсов Забайкальского края в перечне органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений - администраторов доходов федерального бюджета и бюджета Забайкальского края.
Таким образом, Министерство природных ресурсов Забайкальского края является правопреемником Гослесслужбы Забайкальского края.
В связи с существенным и неоднократным нарушением обязательств по уплате арендных платежей Министерство природных ресурсов Забайкальского края 23.10.2020 направило арендатору требование N 09/17459 об плате задолженности и пени, предложило расторгнуть договор и возвратить арендуемый лесной участок по акту приема-передачи.
Ответчик претензию истца не исполнил, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Арендатор свои обязательства по оплате исполнил в процессе рассмотрения дела 13.01.2021 платежными поручениями N 6, N 7.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5.2 договора арендатор уплачивает арендодателю неустойку за нарушение арендатором сроков внесения арендной платы в размере 0,05% от несвоевременно оплаченной арендной платы за каждый день просрочки. Истец произвел начисление неустойки за период с 11.12.2018 по 23.10.2020 в общей сумме 64 648 рублей 51 копейки.
Ответчик оплатил истцу указанную сумму начисленной неустойки 13.01.2021 платежным поручением N 8.
В процессе рассмотрения дела истец отказался от требований о взыскании основного долга в сумме 327 824 рублей 25 копеек, неустойки в размере 64 648 рублей 51 копейки в связи оплатой задолженности ответчиком.
Отказ от взыскания основного долга и пени принят судом.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края исковые требования в части расторжения договора удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно статье 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование арендованным имуществом.
Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 83 ЛК РФ, приказом Рослесхоза от 17.05.2011 N 181 за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены полномочия по администрированию платы за пользование лесов (осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислению, учету, взысканию и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Согласно статьям 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, являются неналоговыми доходами соответствующего федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, зачисляются в федеральный бюджет.
Согласно материалам дела лесной участок предоставлен ответчику в аренду для заготовки древесины.
В соответствии со статьей 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Учитывая нарушение ответчиком условий договора по внесению арендных платежей, истцом заявлено требование о расторжении договора аренды лесного участка и о возврате лесного участка Министерству.
Рассматривая заявленное требование, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статья 310 ГК РФ не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств. Порядок начисления арендных платежей согласован сторонами в договоре.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Пунктом 60 Постановления Пленума Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 ГК РФ.
Таким образом, если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок, а также предложение о расторжении договора.
Факт неисполнения ответчиком в срок обязательств по договору подтвержден материалами дела.
Письмом от 23.10.2020 истец уведомил ответчика о наличии указанной задолженности и предложил оплатить долг, расторгнуть договор и возвратить лесной участок.
В силу пункта 3 части 1 статьи 619 ГК РФ невнесение более двух раз подряд арендной платы по истечении установленного договором срока является основанием для расторжения договора.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, факт нарушения сроков по оплате арендных платежей (нарушение оплаты по пяти расчетным периодам с июня 2020 по октябрь 2020) подтверждается представленным расчетом истца и ответчиком не опровергнут.
Вместе с тем в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" установлено, что судам следует учитывать, что даже после уплаты долга арендодатель вправе в разумный срок предъявить иск о расторжении договора.
Однако непредъявление такого требования в течение разумного срока с момента уплаты арендатором названного долга лишает арендодателя права требовать расторжения договора в связи с этим нарушением.
В настоящем деле арендодатель обратился в арбитражный суд после неисполнения арендатором претензии об оплате задолженности. Оплата задолженности произведена ответчиком в январе 2021 года в процессе рассмотрения дела в суде.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что погашение задолженности после получения должником соответствующего уведомления не является основанием для сохранения между сторонами договорных правоотношений. Существенное значение имеет также то, воспользовался ли арендодатель своим правом на расторжение договора с недобросовестным арендатором в разумный срок. В противном случае недобросовестный арендатор получает возможность неоднократно нарушать свои обязательства в пределах срока действия договора, оплачивая арендную плату только после получения от арендодателя соответствующих уведомлений.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что в процессе рассмотрения дела истец выразил однозначную позицию о расторжении договора с арендатором, несмотря на оплату просроченной задолженности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный договор аренды подлежит расторжению на основании пункта 1 части 2 статьи 450 ГК РФ, поскольку ответчик, допустив неуплату арендной платы на протяжении пяти установленных в договоре сроков платежа, существенно нарушил условия договора аренды. Уплата задолженности по арендной плате с нарушением сроков, установленных договором, не изменяет факта существенного нарушения условий договора.
Согласно статье 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
При прекращении договора аренды недвижимого имущества арендованное имущество должно быть возвращено арендодателю по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (пункт 2 статьи 655 ГК РФ).
Доказательств возврата истцу арендованного лесного участка материалы дела не содержат.
Учитывая, что договор аренды расторгнут, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца об обязании ответчика возвратить лесной участок.
Доводы жалобы ООО "Лесзаб" о неполучении заявления об отказе от исковых требований не принимаются апелляционным судом, так как в материалах дела имеется письмо от 29.01.2021 N 05/1444, направленное Министерством природных ресурсов Забайкальского края директору ООО "Лесзаб", из которого следует, что Министерство не намерено отказываться от своих исковых требований в части расторжения договора и понуждения ООО "Лесзаб" возвратить арендуемый лесной участок в установленном порядке по делу N А78-11579/2020.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что позиция истца по делу ответчику была известна, в связи с чем, последний имел возможность представить свои возражения в установленный срок.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 марта 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-11579/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11579/2020
Истец: Министерство природных ресурсов Забайкальского края
Ответчик: ООО "Лесзаб"