г. Владимир |
|
18 ноября 2011 г. |
Дело N А39-2361/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (431700, Республика Мордовия, рп.Чамзинка, ул.Победы, д.1)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.09.2011
по делу N А39-2361/2011,
принятое судей Артамоновой Л.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Игонина Евгения Викторовича (431700, Республика Мордовия, Чамзинский район, рп.Чамзинка, ул.Пионерская, д.96; ИНН 132200198593, ОГРНИП 306132209400011) о признании незаконным решения администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Игонина Евгения Викторовича - Устимкиной С.Ю. по доверенности от 27.06.2011 сроком действия один год,
и установил:
индивидуальный предприниматель Игонин Евгений Викторович (далее - ИП Игонин Е.В., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным изложенного в письме от 20.06.2011 N 846 решения администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация Чамзинского района, орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 323 кв.м, кадастровый номер 13:22:0114002:1976, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п.Чамзинка, ул.Республиканская, д.15, по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства производственной базы. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления осуществить информирование населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства, оформить акт выбора земельного участка для строительства, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.09.2011 заявленные требования удовлетворены и оспариваемое решение администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия признано незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал администрацию Чамзинского района в месячный срок с момента вступления судебного решения в законную силу осуществить информирование населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства, обеспечить оформление акта выбора земельного участка для строительства, рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Не согласившись с принятым решением, администрация Чамзинского района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Орган местного самоуправления обращает внимание, что испрашиваемый Предпринимателем земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем он может и должен предоставляться заинтересованным лицам исключительно на торгах. Кроме того, по земельному участку проходит подземный газопровод низкого давления, что исключает возможность строительства на участке каких-либо объектов.
В судебное заседание представитель администрации Чамзинского района не явился.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 03.08.2009 серия 13 ГА N 317635 ИП Игонину Е.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 80 кв.м, кадастровый номер 13:22:0114002:1960, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п.Чамзинка, в районе ЭТУС, место N 3, выделенный для индивидуального гаражного строительства.
19.05.2011 Предприниматель обратился в администрацию Чамзинского района с заявлением о предоставлении смежного земельного участка площадью 323 кв.м, кадастровый номер 13:22:0114002:1976, в аренду по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства производственной базы, либо предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату.
Свое заявление ИП Игонин Е.В. обосновал необходимостью расширения производственной базы по оказанию транспортных и иных услуг населению, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п.Чамзинка, ул.Республиканская, д.15.
Рассмотрев поступившее заявление, орган местного самоуправления письмом от 20.06.2011 N 846 сообщил Предпринимателю, что в соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей" на испрашиваемом земельном участке в пределах охранной зоны газопровода при соблюдении требований СНиП строительство производственной базы запрещено.
Посчитав изложенное в письме от 20.06.2011 N 846 органа местного самоуправления решение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Игонин Е.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 69, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 28, 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность принятого им решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в ведении муниципального образования Чамзинского района Республики Мордовия, является администрация района.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из материалов дела установлено, что испрашиваемый Предпринимателем земельный участок площадью 323 кв.м на момент обращения с заявлением был сформирован, состоял на кадастровом учете с номером 13:22:0114002:1976, что подтверждается имеющимся в материалах дела кадастровым паспортом от 11.08.2009.
Это обстоятельство исключает возможность повторного проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта на этом же земельном участке другому лицу, то есть проведения в отношении земельного участка мероприятий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Подача нескольких заявок на предоставление одного и того же земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представляет собой конкуренцию.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При таких обстоятельствах у уполномоченного органа отсутствовали основания для удовлетворения заявления Игонина Е.В. и организации процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, что свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого решения, его соответствия части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка суда на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 20.04.2011 N 2-121/11 и на положения части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является несостоятельной, поскольку установленные в ходе рассмотрения этого дела обстоятельства не имеют отношения к настоящему спору.
В данном случае следует исходить из того, что объективно испрашиваемый земельный участок остается сформированным, учтенным поставленным на кадастровый учет, и Предприниматель не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о намерении приобрести его в собственность или аренду через торги.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявления.
Одновременно суд апелляционной инстанции считает, что при установленных обстоятельствах отсутствует необходимость исследовать вопрос о возможности (невозможности) предоставления испрашиваемого земельного участка вследствие расположения на нем подземного стального газопровода низкого давления.
Неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и их неполное исследование, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене обжалуемого судебного акта суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Республики Мордовия подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Игонину Е.В. в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом не допущено
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.09.2011 по делу N А39-2361/2011 отменить.
Индивидуальному предпринимателю Игонину Евгению Викторовичу отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от 20.06.2011 N 846.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2361/2011
Истец: ИП Игонин Евгений Викторович
Ответчик: Администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия