г. Владивосток |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А24-4982/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей Т.А. Аппаковой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Южный район",
апелляционное производство N 05АП-1828/2021
на решение от 10.02.2021
судьи М.В. Карпачева
по делу N А24-4982/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по иску (заявлению) Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Южный район"
третье лицо: Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
об обязании организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов,
при участии: стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Южный район" (далее - ответчик, общество, ООО УК "Южный район") об обязании организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов по адресам: г. Петропавловск-Камчатский, ул.Пономарева, д. 4, ул. Пономарева, д. 23, ул. Пономарева, д. 27, ул. Капитана Драбкина, д. 12, ул. Капитана Драбкина, д. 14, ул. Павлова, д. 7, ул. Павлова, д. 8, ул. Океанская, д. 78, ул. Океанская, д. 80б, ул. Рябиковская, д. 101, ул.Рябиковская,д. 71/1, ул. Рябиковская, д. 59д, ул. Капитана Беляева, д. 5 в срок до 30.06.2021 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 10.12.2020 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление дорожного хозяйства транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением арбитражного суда от 10.02.2021 исковые требования удовлетворить частично. Суд обязал ответчика организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов по адресам: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, д. 59д, ул. Капитана Беляева, д.5 в срок до 30.06.2021. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь в обоснование жалобы на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права и неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела. Указывает, что в отсутствии нормативного правового акта, которыми обязанность по организации мест размещения контейнерных площадок для накопления и временного хранения твердых коммунальных отходов, возложена на иное лицо, определение схемы размещения таких мест является обязанностью органов местного самоуправления, в которые неоднократно обращалось ООО УК "Южный район". Привел довод о направлении обращения главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Камчатского края" с целью проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы по вопросу размещения контейнерных площадок, заключение по которой может повлиять на результат рассмотрения настоящего дела. Полагает неправомерным вывод суда о том, что размеры придомовой территории не освобождают управляющую компанию от обязанности организовать размещение мест сбора ТКО на муниципальном земельном участке. По утверждению апеллянта отсутствуют доказательства наличия возможности организации мест по сбору ТКО. Считает оспариваемое решение суда неисполнимым.
Истец письменный отзыв в материалы дела не представил.
Стороны явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с правилами пункта 5 статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что в управлении ООО УК "Южный район" находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пономарева, д.4; ул. Пономарева, д.23; ул.Пономарева, д.27; ул. Капитана Драбкина, д. 12; ул. Капитана Драбкина, д. 14; ул.Павлова, д.7; ул. Павлова, д.8; ул. Океанская, д.78; ул. Рябиковская, д.101; ул.Рябиковская, д.71/1; ул. Рябиковская, д.59д; ул. Капитана Беляева, д. 5.
Управлением в ходе проведенных внеплановых выездных проверок в августе и сентябре 2019 года (N N 887-ЛК и 991-01-ЛК) установлено, что управляющей компанией не проводятся работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок для вышеуказанных многоквартирных домов.
На основании выявленных нарушений обществу выданы предписания N 887-ЛК и N 991-02-ЛК, в соответствии с которыми управляющая компания обязана организовать и обеспечить содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок по всем домам, находящимся под управлением управляющей организации.
Указанные предписания обжалованы ООО УК "Южный район" в арбитражный суд. Решениями Арбитражного суда Камчатского края от 16.12.2019 по делу N А24- 8483/2019 и от 17.08.2020 по делу N А24-8528/2019 в удовлетворении требований ООО УК "Южный район" отказано.
Поскольку места (площадки) накопления ТКО для жителей вышеуказанных домов не организованы, управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о наличии обязанности ответчика по выполнению мероприятий (организация места (площадки) накопления ТКО) для МКД по адресам: г.Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, д. 59 д, ул. Капитана Беляева, д. 5, в связи с чем удовлетворил в этой части требования. В остальной части в иске отказано в связи с установлением судом факта организации ответчиком мест накопления ТКО.
Поддерживая выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска в части двух домов (г.Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, д. 59 д, ул. Капитана Беляева, д. 5), суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник или наниматель в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на управляющую организацию в отношении МКД возложена обязанность обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Данные нормативные положения согласуются с требованиями пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в силу которых отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как предусмотрено "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 за номером 4690-88), на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
Довод апеллянта о том, что обязанность по организации мест накопления отходов возложена на органы местного самоуправления, судом отклоняется.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В пункте 4 Правил N 1039 закреплено, что в случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах (не на органах местного самоуправления), такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии с пунктами 5, 1.2.2 постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.03.2016 N 411 "О функциях и полномочиях Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения" на территории Петропавловск-Камчатского городского округа функции по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложены на Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что обязанность по организации мест накопления ТКО лежит на органах местного самоуправления только в тех случаях, когда такая обязанность не установлена законом для других лиц.
Поскольку в силу действующего правового регулирования управление многоквартирным домом управляющей организацией предусматривает обязанность такого лица по обеспечению надлежащего содержание общего имущества многоквартирного дома, включая организацию и содержание мест накопления ТКО, сбора твердых бытовых отходов жителей МКД, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что такая обязанность не может быть возложена на органы местного самоуправления. В этой связи соответствующие доводы апеллянта об обратном являются безосновательными.
Несмотря на доводы ответчика о том, что им предпринимаются меры по согласованию мест (площадки) накопления ТКО в отношении МКД N 59д по ул. Рябиковская и N 5 по ул. Капитана, доказательств, свидетельствующих о фактической организации таких площадок, в материалы дела в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, не представлено.
При этом недостаточность площади земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания МКД, находящихся под управлением заявителя, не может служить препятствием для решения вопроса по организации места (площадки) накопления ТКО, тем более, что какие-либо меры по исполнению требований действующего законодательства в части обращения с ТКО до проведения контрольных мероприятий обществом не предпринимались. Более того, несовершение ответчиком действий по организации контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора, может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания.
Ссылка апеллянта на заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае" отклоняется, поскольку с учетом перечисленных выше правовых норм не влияет на исход рассматриваемого дела и не освобождает ответчика от обязанности по созданию площадок для накопления ТКО с учетом санитарных требований. Кроме того, какие-либо доказательства невозможности организации спорных площадок, апеллянт в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.
Повторно оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требование об обязании ответчика организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов, расположенных в г.Петропавловск-Камчатский, по адресам: ул. Рябиковская, д. 59д, ул. Капитана Беляева, д. 5, является правомерным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме, а установленный судом двухмесячный срок, являющийся разумным, определенным судом с учетом положений части 1 статьи 174 АПК РФ.
В части отказа в удовлетворении исковых требований апелляционная жалоба доводов не содержит, в связи с чем в указанной части решение суда на предмет его законности и обоснованности не проверяется в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апеллянта, приведённые в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 10.02.2021 по делу N А24-4982/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4982/2020
Истец: Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Ответчик: ООО Управляющая компания "Южный район"
Третье лицо: Пятый арбитражный апелляционный суд, Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации ПК ГО