город Самара |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А65-6968/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Буртасовой О.И., Барковской О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добычиной Е.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2021 (судья Мазитов А.Н.) по делу N А65-6968/2020 по иску некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" к товариществу собственников жилья "РЭНД и К" о взыскании долга, процентов и заключении договора, третьи лица: Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, публичное акционерное общество "Сбербанк России",
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - НО "Фонд ЖКХ РТ", истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к товариществу собственников жилья "РЭНД и К" (далее - ТСЖ "РЭНД и К", ответчик) о взыскании 1 766 853 руб. 64 коп. долга, 385 409 руб. 99 коп. процентов за период с 11 июля 2014 г. по 31 июля 2020 г., процентов за период с 01 августа 2020 г. по день фактической уплаты долга (с учетом увеличения размера исковых требований), обязании заключить договор (согласие) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее - ГЖИ РТ, третье лицо 1), публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России", третье лицо 2).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2021 исковое требование о заключении договора оставлено без рассмотрения, в иске отказано.
Истец обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе истец просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2021 отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, в связи с отсутствием предусмотренных частями 2, 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для принятия судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик осуществлял управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Казань, ул. Тихомирнова, д. 11 (далее - многоквартирный дом, МКД).
В соответствии с ЖК РФ, Законом Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52- ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон N 52-ЗРТ), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан" собственники помещений в многоквартирных домах в срок до 18.04.2014 должны были реализовать решение о способе формирования капитального ремонта.
НО "Фонд ЖКХ РТ" создана в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Законом N 52- ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 N 394 "О создании некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" и осуществляет в Республике Татарстан функции регионального оператора (далее - Постановление). В соответствии с Постановлением НО "Фонд ЖКХ РТ" является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан (региональный оператор).
Согласно Закону РТ от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме. Более того, согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.10.2016 N 729 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146, в 2017 - 2019 годах" за ТСЖ закреплена обязанность по формированию платежных документов и обеспечению ежемесячного начисления, поступления платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет Регионального оператора.
В свою очередь, региональный оператор в соответствии с ч.1 ст. 180 ЖК РФ, ч.3 ст.5 Закона N 52-ЗРТ аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Ссылаясь на отсутствие принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и неисполнение ответчиком обязательств по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме N 11 по ул. Тихомирнова г. Казани, истец направил в адрес ответчика претензию от 19.09.2019 N 1153-ф с требованием в срок до 02.10.2019 перечислить на счет регионального оператора задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома N 11 по ул. Тихомирнова в г. Казани за период с июня 2014 года по июль 2019 года, а также проценты за пользование чужими денежными средствами и пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из следующего.
Основанием для обращения истца в суд с иском явилось отсутствие принятого и реализованного решения собственников помещений в многоквартирном доме N 11 по ул. Тихомирнова в г. Казани о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Между тем, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме 11.04.2014 выбран способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
Общим собранием собственников помещений также:
- утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере, установленном нормативным актом субъекта Российской Федерации, который составляет 5 руб. с кв. м жилой площади;
- выбрано лицо, уполномоченное на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами на специальном счете - Романов А.В.;
- выбрана кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет - Отделение Сбербанка России.
Выбор способа формирования фонда капитального ремонта и утверждение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, владельца специального счета, выбор кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в отношении дома N 11 по ул. Тихомирнова в г. Казани подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений о формировании фонда капитального ремонта от 11.04.2014 N 8.
Ответчиком в лице председателя Романова А.В. на основании договора специального банковского счета (в валюте Российской Федерации) для формирования фонда капитального ремонта от 23.04.2014 в банке - ОАО "Сбербанк России" открыт специальный банковский счет в валюте Российской Федерации для формирования фонда капитального ремонта для осуществления расчетов в соответствии с требованиями ЖК РФ, нормативными актами Банка России, перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам ОАО "Сбербанк России" и его филиалами, а также другими условиями договора.
Пунктом 1.2 договора специального банковского счета установлено, что счет носит целевой характер и предназначен исключительно для проведения операций, указанных в пункте 2.2 договора.
Согласно пункту 2.2 договора специального банковского счета по счету могут совершаться следующим операции:
1) перевод денежных средств за услуги и/или работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и/или работы, указанные в части 1 статьи 174 ЖК РФ;
2) перевод денежных средств в счет погашения кредитов, займов, полученных на оплату услуг и/или работ, указанных в части 1 статьи 174 ЖК РФ, уплату процентов за пользование такими кредитами, займами, оплату расходов на получение гарантий и поручительства по таким кредитам, займам;
3) перевод денежных средств со счета на другой специальный счет и зачисление на счет денежных средств, списанных с другого специального счета, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме;
4) перевод денежных средств на счет регионального оператора и зачисление денежных средств, поступивших от регионального оператора, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме;
5) зачисление взносов на капитальный ремонт, процентов за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов;
6) зачисление процентов за пользование чужими денежными средствами, списание денежных средств в оплату услуг банка;
7) перевод денежных средств, находящихся на счете, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 174 ЖК РФ;
8) иные операции по списанию и зачислению средств, связанные с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта в соответствии с ЖК РФ.
Осуществление других операций по счету не допускается.
Согласно выписке операций по лицевому счету по состоянию на 13.11.2020 на специальном счете, открытом в целях формирования фонда капитального ремонта в отделении банк Татарстан N 8610 ПАО "Сбербанк", исходящий остаток составляет 672 651,44 руб.
Таким образом, ответчиком реализовано право по аккумулированию средств фонда капитального ремонта на специальном счете.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по перечислению средств фонда капитального ремонта в пользу регионального оператора, в связи с чем признал не подлежащими удовлетворению исковые требования в части взыскания 1 766 853,64 руб. задолженности за период с июня 2014 года по июль 2020 года и начисленных на нее 385 409,99 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической уплаты долга.
Истец заявил также требование об обязании заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Требование истца в указанной части суд первой инстанции признал подлежащим оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного статьей 445 ГК РФ.
В направленной ответчику претензии от 19.09.2019 исх. N 1153-ф истец просил лишь перечислить на счет регионального оператора сумму задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Требований о заключении договора указанная претензия не содержит. Доказательства приложения проекта договора к указанной претензии, доказательства принятия мер по соблюдению досудебного порядка урегулирования спора путем направления договора, содержащего существенные условия, в материалы дела не представлены.
Письмо за исх. N 401-ф от 16.11.2015 доказательством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора о заключении договора не является в связи с отсутствием доказательств направления проекта договора. Размещение на официальном сайте НО "Фонд ЖКХ РТ" формы договора о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не подменяет обязанность по направлению проекта договора непосредственно в адрес ответчика в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 160, 193, 195, 199, 200, 210, 309, 310, 395, 421, 432, 435, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 155, 158, 169, 170, 172, 173, 174, 178, 180, 181, 189, 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 9, 41, 49, 51, 65, 110, 148, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 постановление Правительства РФ от 27 сентября 2018 г. N 1146 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, статьями 5, 8 Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан", суд первой инстанции правомерно и обоснованно оставил исковое требование о заключении договора без рассмотрения, а в иске отказал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2021 по делу N А65-6968/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6968/2020
Истец: Некоммерческая организация "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Ответчик: ТСЖ "РЭНД и К", г. Казань
Третье лицо: Государтсвенная жилищная инспекция Республики Татарстан, Одинадцатый арбитражный апелляционный суд, ПАО "Сбербанк России"