город Омск |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А70-14350/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3814/2021) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2021 по делу N А70-14350/2020 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (ОГРН 1028600940576, ИНН 8603089934, адрес: 628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 4) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 55, офис 403) о признании недействительным предписания от 19.05.2020 N 19,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Самотлорнефтегаз" - Хрипченко Александр Иванович по доверенности от 01.01.2019 N 205 сроком действия по 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Самотлорнефтегаз" (далее - АО "Самотлорнефтегаз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 19.05.2020 N 19.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2021 по делу N А70-14350/2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что работы по доразведке недр необходимо осуществлять на основании лицензии на пользование недрами на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для захоронения отходов I - V классов опасности в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов (в рамках ее первого этапа) и технического проекта на опытно-промышленную эксплуатацию участка недр, прошедшего согласование с ЦКР в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118; лицензией ХМН 15976 ЗЭ, имеющей целевое назначение - поиск и оценка пласта-коллектора, право на проведение иных работ (разведка, доразведка и пр.) не предоставлено.
В письменном отзыве общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество является владельцем лицензии ХМН 14714 ЗЭ (переоформлена на лицензию ХМН 15976 ЗЭ) на право пользования недрами с целевым назначением - осуществление работ по размещению промышленных стоков, поиску и оценке пластов-коллекторов для закачки буровых отходов на Самотлорском лицензионном участке.
В 2019 году в отношении АО "Самотлорнефтегаз" Управлением проведена плановая выездная проверка, в ходе которой заинтересованным лицом сделаны выводы о нарушении требований законодательства на объекте "Комплекс по геологическому изучению апт-альб-сеноманского комплекса с целью поиска и оценки пластов - коллекторов для закачки буровых отходов, включая длительные опытные (опытно-промышленные) закачки пульпообразных буровых отходов III- V класса опасности. Обустройство Самотлорского ЛУ. Куст скважин 1771 бис".
Управлением установлено, что после получения решения (протокол от 22.08.2018 N 5509) Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (далее - ГКЗ Роснедра) по результатам поисково-оценочных работ общество в отсутствие лицензии на пользование недрами (на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для захоронения отходов I - V классов опасности в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов), а также технического проекта на опытно-промышленную эксплуатацию участка недр, прошедшего согласование с ЦКР, осуществляет работы по размещению пульпообразных буровых отходов IV класса.
По результатам проверки Управлением вынесено постановление от 21.01.2020 N 5-ГН/19 о привлечении АО "Самотлорнефтегаз" к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Также в ходе проверки Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора пришло к выводу о том, что на указанном объекте общество осуществляет размещение (захоронение) отходов IV класса опасности без получения соответствующей лицензии, что послужило основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и обращения в Арбитражный суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Кроме того, по результатам вышеозначенной проверки обществу выдано предписание от 02.12.2019 N 211, пунктом 1 которого установлено, что в нарушение требований статьи 11, пункта 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) обществом осуществляются работы, связанные с размещением пульпообразных буровых отходов в недрах, посредством эксплуатации поглощающей скважины (площадка куста N 1771б) в отсутствие предоставленного в установленном порядке права пользования недрами (лицензии) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для захоронения отходов III-V классов опасности в глубоких горизонтах.
По итогам проверки, проведённой с целью проверки исполнения предписания от 02.12.2019 N 211, обществу выдано предписание от 19.05.2020 N 19, пункт 1 которого содержит те же нарушения, которые указаны в пункте 1 предписания от 02.12.2019 N211.
Полагая, что предписание от 19.05.2020 N 19 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с соответствующим заявлением.
20.02.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются Законом N 2395-1, который содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона N 2395-1 недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Согласно абзацу первому статьи 9 Закона N 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с абзацем пятым статьи 9 Закона N 2395-1 в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
На основании статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Основным требованием по рациональному использованию и охране недр, установленным пунктом 1 статьи 23 Закона N 2395-1, является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений Закона N 89-ФЗ.
Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ (абзац второй статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Осуществление деятельности по размещению (захоронению) отходов I - IV классов опасности в отсутствие лицензии не допускается.
Из материалов дела следует, что по указанным выше обстоятельствам, установленным в ходе проведения в 2019 году проверки, Управление обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) с заявлением о привлечении АО "Самотлорнефтегаз" к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.1 КоАП РФ по факту осуществления деятельности по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности без получения лицензии.
Кроме того, постановлением Управления от 21.01.2020 N 5-ГН/19 общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.3 КоАП РФ по факту осуществления пользования недрами в отсутствие лицензии на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (для захоронения отходов I - V классов опасности в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13.02.2020 по делу N А75-325/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2020, в удовлетворении требований о привлечении АО "Самотлорнефтегаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, отказано в связи с отсутствием события вменяемого правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 30.06.2020 по делу N А75-1850/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.01.2021, признано незаконным постановление Управления от 21.01.2020 N 5-ГН/19 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Как указано выше, по результатам проверки обществу было выдано предписание от 02.12.2019 N 211, пунктом 1 которого установлено, что в нарушение требований статьи 11, пункта 1 статьи 23 Закона N 2395-1 обществом осуществляются работы, связанные с размещением пульпообразных буровых отходов в недрах, посредством эксплуатации поглощающей скважины (площадка куста N1771б) в отсутствие предоставленного в установленном порядке права пользования недрами (лицензии) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для захоронения отходов III-V классов опасности в глубоких горизонтах.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.02.2021 по делу N А70-2622/2020 признано недействительным предписание от 02.12.2019 N 211 в части пунктов 1, 2, 14.
Указанное решение арбитражного суда в апелляционном порядке не обжаловано.
Апелляционный суд учитывает, что по итогам проверки, проведённой с целью проверки исполнения предписания от 02.12.2019 N 211, обществу было выдано предписание от 19.05.2020 N 19, пункт 1 которого содержит те же нарушения, которые указаны в пункте 1 предписания от 02.12.2019 N 211.
Судами в рамках рассмотрения арбитражных дел N А75-325/2020, А75-1850/2020, А70-2622/2020 установлено, что обществом после 29.08.2018 не начата промышленная эксплуатация объекта и размещение отходов на объекте, а продолжена работа по геологическому изучению недр, предусматривающая, в том числе, обязательное выполнение опытно-промышленной эксплуатации полигона захоронения пульпообразных отходов производства на определенных условиях, что соответствует пункту 3.3.3 лицензии, согласно которой возможность перехода к промышленному захоронению буровых отходов будет определена по результатам государственной геологической экспертизы. Срок предоставления геологического отчета на государственную экспертизу согласно указанной лицензии установлен до 02.11.2020.
В апелляционной жалобе Управление приводит доводы, фактически оцененные в рамках указанных выше арбитражных дел, имеющих преюдициальное значение для настоящего дела (статья 69 АПК РФ).
Иных доводов, доказательств и обоснований причин, по которым обстоятельства настоящего спора должны быть оценены иным образом, в то время как повторное предписание от 19.05.2020 N 19 выдано в результате внеплановой проверки исполнения первоначального предписания, признанного арбитражным судом недействительным по аналогичному вменяемому нарушению, в материалы дела не представлены.
Таким образом, поскольку нарушение не установлено, заявленное требование о признании недействительным предписания от 19.05.2020 N 19 правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2021 по делу N А70-14350/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14350/2020
Истец: АО "САМОТЛОРНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования