г. Санкт-Петербург |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А42-8168/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчиков: 1) не явился (извещен), 2) предст. Лукьяненко А.Е. - доверенность от 07.10.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4304/2021) общества с ограниченной ответственностью "Интерполюс" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2020 по делу N А42-8168/2020 (судья Власов В.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Интерполюс"
к 1) акционерному обществу "Мурманэнергосбыт"; 2) обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания Север"
о признании недействительными запроса предложений и договора, заключенного по результатам запроса предложений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интерполюс" (183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.23/19, кв.4, ОГРН 1025100862313, ИНН 5192901372, далее - истец, ООО "Интерполюс") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" (183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, 39, корп.1; ОГРН 1095190009111, ИНН 5190907139, далее - АО "МЭС") и обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания Север" (183038, г. Мурманск, ул. Карла Либкнехта, д.27 А, оф. 407, ОГРН 1175190005880, ИНН 5190071398; далее - ООО "СКС") о признании недействительными запроса предложений на выполнение капитального ремонта кровель АБК, ГК, ГРУ, проведенного АО "МЭС", извещение N 32009323257; признании недействительным договора от 19.08.2020 N 1И-20-1235, заключенного между АО "МЭС" и ООО "СКС".
Решением суда первой инстанции от 22.12.2020 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Интерполюс" просит решение суда первой инстанции от 22.12.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не дал надлежащую правовую оценку тем обстоятельствам, что основные значения бухгалтерского баланса ООО "СКС", представленного в составе заявки, согласно которым выручка за 2019 год составила 26150 тыс.руб., за 2018 год - 46364 тыс.руб., не соответствует аналогичному бухгалтерскому балансу ООО "СКС", представленному в судебном заседании, согласно которому выручка за 2019 год составляет 26150 тыс.руб, за 2018 год - 6856 тыс.руб, что свидетельствует о противоречивости и недостоверности сведений, представленных ООО "СКС" в составе заявки.
В судебном заседании представитель ООО "СКС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Интерполюс", просил оставить решение суда от 22.12.2020 без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.07.2020 на сайте www.zakupki.gov.ru АО "МЭС" (Заказчик) разместило извещение N 32009323257 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора о выполнении капитального ремонта кровель административно-бытового корпуса (АБК), главного корпуса (ГК) и главного распределительного устройства (ГРУ) в г. Заполярном Печенгского района Мурманской области.
Запрос предложений проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
На участие в запросе предложений было подано пять заявок, две из которых были отклонены, как несоответствующие требованиям Документации (ООО "ЮФОРТ" и ООО "Строй Плюс").
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 27.07.2020 комиссией Заказчика была произведена оценка заявок ООО "Полар-Строй", ООО "СКС", ООО "Интерполюс", победителем запроса предложений признано ООО "СКС", заявке которого присвоен итоговый балл 4,3 (в т.ч. 5 баллов по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ", рейтинг критерия 1,5). Заявке ООО "Интерполюс" присвоен итоговый балл 3,5 (включая 0 баллов по критерию "Опыта выполнения аналогичных работ").
Не согласившись с подведением итогов запроса предложений, ООО "Интерполюс" обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что заявке ООО "СКС" по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ" необоснованно присвоено 5 баллов) (по мнению заявителя следовало присвоить 2 балла), что привело к неправильному определению победителя и нарушению прав ООО "Интерполюс".
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований ООО "Интерполюс".
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и отмены решения суда первой инстанции от 22.12.2020 в связи со следующим.
Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Положения статьи 449 ГК РФ должны применяться во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 1 статьи 4 АПК РФ и быть направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов. При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов, и должны затрагивать интересы лица, обратившегося с иском о признании торгов недействительными.
На основании изложенного торги и договор, заключенный по их результатам, могут быть признаны недействительными по иску участника торгов либо лица, незаконно не допущенного к участию в торгах, либо иного лица, которое докажет свою заинтересованность в заявленном иске.
Иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению (пункт 1 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления Закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Кроме того, в соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В рассматриваемом случае, критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки заявок установлены в разделе 4.12 Документации, согласно которому установлено два критерия оценки заявок:
- цена договора (значимость критерия 70%)
- опыт выполнения аналогичных работ (значимость критерия 30%).
Пунктом 4.12.1 Документации установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ":
"Оценка заявок по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ" осуществляется на основании сведений, указанных в "Справке о перечне и объемах выполнения аналогичных работ за 2017-2019 годы", подтвержденных представленными в заявке документами о выполнении аналогичных работ (справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС3) и т.п.), оформленными в соответствии с законодательством РФ:
5 баллов - от 75 000 001 руб. и более;
4 балла - от 57 650 001 руб. до 75 000 000 руб. включительно;
3 балла - от 40 300 000 руб. до 57 650 000 руб. включительно;
2 балла - от 22 950 001 руб. до 40 300 000 руб. включительно;
1 балл - от 5 600 001 руб. до 22 950 000 руб. включительно;
0 баллов - 5 600 000 руб. и менее.
Заявке участника запроса предложений в электронной форме буде присуждаться 0 баллов по данному критерию при выявлении одного либо нескольких фактов:
- не представление в составе заявки "Справки о перечне и объемах выполнения аналогичных работ за 2017-2019 годы";
- представление незаполненной "Справки о перечне и объемах выполнения аналогичных работ за 2017-2019 годы";
- не представление в составе заявки документов о выполнении аналогичных работ (справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС3) и т.п.), оформленных в соответствии с требованиями законодательства РФ, за 2017-2019 годы.
Работы, указанные в "Справке о перечне и объемах выполнения аналогичных работ за 2017-2019 годы", не подтвержденные документами о выполнении аналогичных работ (справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС3) и т.п.), оформленными в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также выполненные не в указанный период, не учитываются при оценке"..
Согласно пункту 4.4.4 Документации, документы, предусмотренные Документацией в составе заявки, должны быть действующими на дату окончания срока подачи заявок (в случае установления срока действия), содержать достоверные и не противоречащие между собой сведения, не должны изменять предмет закупки и существенные условия закупки, указанные в Информационной карте Документации.
В соответствии с пунктом 4.10.2 Документации рассмотрение заявок на участие в запросе предложений осуществляется Комиссией по закупке и иными лицами (экспертами и специалистами), привлеченными Комиссией по закупке. При рассмотрении заявок на участие в запросе предложений Комиссия по закупке проверяет:
- правильность оформления заявки и ее соответствие требованиям Документации по существу; - соответствие Участников закупки требованиям Документации;
- соответствие технического предложения требованиям Документации;
- наличие существенных ошибок в данных при расчетах;
- соответствие предлагаемых Участником закупки договорных условий требованиям Документации.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 27.07.2020 победителем запроса предложений признано ООО "СКС", заявке которого присвоен итоговый балл 4,3 (в т.ч. 4 балла по критерию цены (рейтинг критерия 2,8), 5 баллов по критерию опыта выполнения аналогичных работ (рейтинг критерия 1,5)).
Заявке ООО "Интерполюс" присвоен итоговый балл 3,5 (включая 5 баллов по критерию цены (рейтинг критерия 3,5) и 0 баллов по критерию опыта выполнения аналогичных работ).
Как следует из материалов дела, в целях подтверждения опыта выполнения аналогичных работ ООО "СКС" в составе заявки представило Справку о перечне и объемах выполнения аналогичных работ за 2017-2019 годы, а также документы о выполнении аналогичных работ: справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации на общую сумму 76 837 364,63 руб., в том числе: за 2017 год - 8 600 000,00 руб.; за 2018 год - 45 806 908,20 руб.; за 2019 год - 22 430 456,43 руб.
Кроме того, согласно представленному ООО "СКС" в составе заявки бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах выручка за 2019 год составила - 26 150 тыс. руб., за 2018 год - 46 364 тыс. руб., что не противоречит информации, указанной в Справке о перечне и объемах выполнения аналогичных работ за 2017-2019 годы и подтверждающих документах (КС-2 и КС-3)
Таким образом, поскольку в составе заявки ООО "СКС" были представлены документы, подтверждающие опыт выполнения аналогичных работ в 2017 - 2019 годах, стоимостью более 76 000 000 руб. (том 3 листы дела 37-39, 98-122, том 4, л.д.1-114), то заявке ООО "СКС" правомерно присвоено 5 баллов по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ".
В свою очередь, к заявке ООО "Интерполюс" был представлен акт приемки ремонта кровли от 30.09.2017, подтверждающий опыт выполнения аналогичных работ в 2017 стоимостью 1 170 000 руб. (том 2, л.д.136), поэтому заявке истца по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ" правомерно присвоено 0 баллов.
Доводы истца о том, что согласно сведениям Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО), официального сайта Росстата: https://rosstat.gov.ru/accounting_report общая выручка ООО "СКС" за 2017-2019 годы составила 32 206 000 руб., а также ссылки на то, что значения бухгалтерского баланса ООО "СКС", представленного в составе заявки, не соответствует аналогичному бухгалтерскому балансу ООО "СКС", представленному в судебном заседании, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Документация не содержала требований о предоставлении участниками закупки информации, полученной из источников, используемых истцом. Кроме того, Документацией не предусмотрено, что при оценке по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ" сведения, указанные в Справке и документах о выполнении аналогичных работ (справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акте о приемке выполненных работ (форма КС-2)) должны быть сопоставимы (подтверждаться) данными бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса).
Сами по себе сведения из бухгалтерского баланса о размере выручки не свидетельствуют о невыполнении ООО "СКС" аналогичных работ (при наличии актов выполненных работ), так как работы могли быть оплачены не в том периоде, за который предоставлялась бухгалтерская отчетность.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что в целях подтверждения опыта выполнения аналогичных работ ООО "СКС" в составе заявки представило Справку о перечне и объемах выполнения аналогичных работ за 2017-2019 годы, а также документы о выполнении аналогичных работ: справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации на общую сумму 76 837 364,63 руб. Представленные ООО "СКС" в составе заявки документы соответствовали требованиям Документации, о фальсификации данных документов истцом не заявлено.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в предмет доказывания по настоящему делу не входят обстоятельства расхождений в бухгалтерских балансах ООО "СКС".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения порядка оценки заявок ООО "СКС" и ООО "Интерполюс", которые повлияли на результаты спорной закупки и привели к неправильному определению победителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Интерполюс" требований.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для 22.12.2020 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 декабря 2020 года по делу N А42-8168/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интерполюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8168/2020
Истец: ООО "Интерполюс"
Ответчик: АО "МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ", ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕР"
Третье лицо: Щедров Дмитрий Сергеевич