г. Чита |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А19-15293/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АДМИНИСТРАЦИИ БАКЛАШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2021 года по делу N А19-15293/2020 по иску ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840, адрес: 115184, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ПЯТНИЦКАЯ, 59/19) к АДМИНИСТРАЦИИ БАКЛАШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (ОГРН 1053848032369, ИНН 3821013277, адрес: 666021, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН, БАКЛАШИ СЕЛО, 8 МАРТА УЛИЦА, 12), третьи лица: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664011, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ГОРЬКОГО УЛИЦА, 31), МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087; адрес: 664025, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА РОССИЙСКАЯ, 17), ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес: 107078, МОСКВА ГОРОД, ОРЛИКОВ ПЕРЕУЛОК, ДОМ 10, СТРОЕНИЕ 1), УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, адрес: 664056, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, АКАДЕМИЧЕСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 70),
(суд первой инстанции - А.Ф. Ханафина),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА (далее - истец, агентство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ БАКЛАШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (далее - ответчик, администрация) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:27:020007:977 отсутствующим.
Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены. Признано отсутствующим право собственности Администрации Баклашинского муниципального образования Иркутской области на земельный участок 38:27:020007:977 в координатах поворотных точек
N точки |
X |
Y |
1 |
374611.15 |
3316057.34 |
2 |
374727.30 |
3316220.15 |
3 |
374645.90 |
3316278.23 |
4 |
374529.74 |
3316115.41 |
1 |
374611.15 |
3316057.34 |
В обосновании суд указал, что лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, при утверждении генерального плана Баклашинского муниципального образования процедура согласования с Рослесхозом, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации соблюдена не была.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 февраля 2021 года по делу N А19-15293/2020 отменить. Принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан и организаций, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР.
Полагает, что ссылка на судебную практику также не может быть принята во внимание, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела указанный в решении судебный акт не имеет, принят судом по конкретному делу, фактические обстоятельства которого отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Ответчик не заявлял встречных исковых требований об исключении сведений лесного участка из ГЛР, вместе с тем, сведения из государственного лесного реестра подлежат исключению на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Также судом не была дана оценка доводам Ответчика о применении части 8 статьи 10 Закона N 280-ФЗ, согласно которой положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2021 судебное заседание отложено до 13 мая 2021 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.04.2021, 27.04.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Ответчик и Управление Росреестра по Иркутской области просили о рассмотрении дела в их отсутствия.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 175017,18 га с адресом объекта: Иркутская область, Шелеховский район, Шелеховское лесничество, кадастровый (условный) номер 38-38-16/006/2009-569, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 06.11.2009 серия 38АД 041268.
Постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 27.06.2014 N 741-ПА Администрации Баклашинского сельского поседения предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 2,0000 га, расположенный на территории Баклашинского муниципального образования, на землях населенных пунктов, местоположение которого: Иркутская область, Шелеховский район, на расстоянии 1,5 км. к северу от 27 км. Култукского тракта, 0,4 км. К западу от строящейся автомобильной дороги М-53 Байкал Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск, участок обхода г. Иркутска (0-24 км.), кадастровый номер 38:27:0020007:977. Установлено разрешенное использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением для размещения площадки под временное хранение твердых бытовых отходов.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подтверждается свидетельством о праве собственности от 17.10.2014.
Согласно сведениям из ЕГРН в собственности Администрации Баклашинского муниципального образования находится земельный участок с кадастровым номером 38:27:0020007:977, расположенный в Шелеховском районе, на расстоянии 1,5 км. к северу от 27 км. Култукского тракта, 0,4 км. К западу от строящейся автомобильной дороги М-53 Байкал Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск, участок обхода г. Иркутска (0-24 км.) площадью 20000 га, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли оборонной безопасности и земли иного специального назначения.4
В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 06.07.2017 N ДК-П13-182пр в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости - к землям иных категорий.
Создана межведомственная рабочая группа по проведению проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с ГЛР к лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий на территории Иркутской области (далее - Рабочая группа).
В рамках деятельности Рабочей группы Томским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" осуществлено графическое совмещение материалов лесоустройства со спорными земельными участками с местоположением земельного участка с кадастровым номером 38:27:020007:977 - расположенный в Шелеховском районе Иркутской области на расстоянии 1,р км к северу от 27 км. Култунского тракта, 0,4 км. к западу от строящейся автомобильной дороги М-53 "Байкал" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск, участок обхода г. Иркутска, площадью 20000 +/-71 кв. м.
По результатам указанного совмещения установлено, что границы спорных земельных участков полностью пересекаются с землями лесного фонда: Шелеховское лесничество Шелеховское участковое лесничество, Технический участок N 1АОЗТ "Ангарский", квартал 15, выдел 26, площадь пересечения с землями лесного фонда - 19999,66 кв. м.
Спорные земельные участки имеют координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельных участков иной категорией указанные в заключении Прибайкальского филиала ФГБУ "Рослесинфорг".
По итогам проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки в рамках заседания указанной Рабочей группы принято решение о необходимости обращения в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации (протокол заседания рабочей группы от 02.10.2018 N 14).
Спорный земельный участок в части пересечений с землями лесного фонда незаконно находится в собственности ответчика, который является федеральной собственностью в силу закона.
Как указано истцом, Дума Баклашинского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области решением от 14.11.2013 N 30-рд утвердил генеральный план Баклашинского муниципального образования Шелеховского района. Решением Иркутского областного суда от 23.12.2016 признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, решение Думы Баклашинского муниципального образования от 14.11.2013 N30-рд "Об утверждении генерального плана Баклашинского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области" в части включения в границы населенных пунктов Баклашинского муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в том числе в квартале 15 выдел 26 Технического участка N 1 АОЗТ "Ангарский" Шелеховского лесничества Шелеховского участкового лесничества. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
При подготовке проекта генерального плана Баклашинского муниципального образования не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также установил наложение границ населенного пункта, входящего в состав названного сельского поселения, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, в связи с чем признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы Баклашинского муниципального образования от 14.11.2013 N 30-рд "Об утверждении генерального плана Баклашинского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области" в части включения п.Пионерск, с.Баклаши, и с. Введенщина, Баклашинского муниципального образования Шелеховского района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Шелеховского лесничества, Шелеховского участкового лесничества, Технический участок N 1 АЗОТ "Ангарский".
Верховный Суд Российской Федерации указал, что согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, при утверждении генерального плана Баклашинского муниципального образования процедура согласования с Рослесхозом, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации соблюдена не была.
Волеизъявление собственника Российской Федерации на осуществление передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, отсутствовала.
Записи в ЕГРП о праве собственности Баклашинского муниципального образования муниципального образования "Богашевское сельское поселение" на земельный участок нарушают права Российской Федерации как собственника земельного участка лесного фонда.
Указанные обстоятельства стали основанием для обращения истца с указанными выше требованиями в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5.20 (3) постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" Рослесхоз осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Порядок осуществления центральным аппаратом Рослесхозом и территориальными органами Рослесхоза от имени Российской Федерации защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке в случае выявления пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда регламентирован приказом Рослесхоза от 01.02.2018 N 41 "Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке".
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в силу пункта 2 статьи 9 ЗК РФ осуществляет управление и распоряжение Российская Федерация.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее также - ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 - 70.1 ЛК РФ. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра, таксационное описание, лесоустроительный планшет, карта-схема лесничества, акт осмотра территории, свидетельство о государственной регистрации права.
Согласно разъяснениям пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП (с учетом изменения законодательства - ЕГРН). В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Государственный лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
При этом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Приказом Рослесхоза от 04.12.2008 N 374 (в редакции приказа Рослесхоза от 15.09.2009 N 364) "Об определении количества лесничеств на территории Иркутской области и установлении их границ" определены границы Шелеховского лесничества.
В лесоустроительных материалах (планшет, схематическая карта, карта-схема расположения и границы лесного участка, таксационное описание) оспариваемый земельный участок включен в границы квартала 15 выдел 26 Технического участка N 1 АОЗТ "Ангарский" Шелеховского лесничества Шелеховского участкового лесничества, Иркутской области.
Площадь пересечения земельного участка с кадастровым N 38:27:020007:977 с землями лесного фонда составляет 19999,66 кв. м.
N точки |
X |
Y |
1 |
374611.15 |
3316057.34 |
2 |
374727.30 |
3316220.15 |
3 |
374645.90 |
3316278.23 |
4 |
374529.74 |
3316115.41 |
1 |
374611.15 |
3316057.34 |
Спорные земельные участки имеют координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельных участков иной категорией указанные в заключении Прибайкальского филиала ФГБУ "Рослесинфорг".
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определено, участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Действующее законодательство предусматривает приоритет сведений ГЛР над ЕГРН в рассматриваемом случае.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 16.11.2020 по делу N 309-ЭС20-16611 установлено, что статья 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" о приоритете сведений ЕГРН перед сведениями лесного реестра применению не подлежит с учетом того, что право собственности Российской Федерации удостоверяется не только выпиской из государственного лесного реестра, но также и свидетельством о государственной регистрации права.
Доводы ответчика об отсутствии кадастрового учета земель лесного фонда судом первой инстанции правомерно отклонены, так как лесной участок Шелеховского лесничества находится в собственности Российской Федерации (условный номер 38-38-16/006/2009-569) и в связи с вступлением в законную силу Лесного кодекса был внесен в государственный кадастр недвижимости 06.11.2009 со статусом ранее учтенного. При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном земельном участке как о ранее учтенном и присвоении ему записи 70-70-03/189/2008-433, его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости), посредством определения координат характерных точек не устанавливались. В кадастровых документах имеется отметка, что границы земельного участка с номером 38-38-16/006/2009-569 в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что лесной земельный участок, занимающий в целом земли Томского лесничества, в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, несмотря на обозначение его границ, площади и конфигурации по сведениям государственного лесного реестра. Исходный земельный участок представляет собой находящийся в федеральной собственности государственный лесной земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого установлены и определены в соответствии с лесным законодательством.
Вводным законом к Лесному кодексу предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе лесного фонда в отношении которых имеется план лесного участка; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).
Принимая во внимание эти особенности правового регулирования, отражающие специфику всех ранее учтенных лесных участков в составе земель лесного фонда, их государственный кадастровый учет с описанием границ в соответствии с требованиями земельного законодательства должен осуществляться единообразно.
Подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до нескольких миллионов гектар, с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ.
Как следует из положений статей 8, 83, 84 Земельного кодекса, земли населенных пунктов не подлежат включению в земли лесного фонда, что в силу закона может потребовать образования на землях лесничества нескольких земельных участков.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, земельный участок лесного фонда поставлен на кадастровый учет (декларативно) 06.11.2009, а спорный земельный участок только 23.04.2013 года (из выписки из ЕГРН).
Кроме того, судом первой инстанции правильно принято во внимание следующее.
Дума Баклашинского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области решением от 14.11.2013 N 30-рд утвердил генеральный план Баклашинского муниципального образования Шелеховского района.
Решением Иркутского областного суда от 23.12.2016 признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, решение Думы Баклашинского муниципального образования от 14.11.2013 N 30-рд "Об утверждении генерального плана Баклашинского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области" в части включения в границы населенных пунктов Баклашинского муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в том числе в квартале 15 выдел 26 Технического участка N 1 АОЗТ "Ангарский" Шелеховского лесничества Шелеховского участкового лесничества. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
При подготовке проекта генерального плана Баклашинского муниципального образования не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также установил наложение границ населенного пункта, входящего в состав названного сельского поселения, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, в связи с чем признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы Баклашинского муниципального образования от 14.11.2013 N 30-рд "Об утверждении генерального плана Баклашинского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области" в части включения п.Пионерск, с.Баклаши, и с. Введенщина, Баклашинского муниципального образования Шелеховского района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Шелеховского лесничества, Шелеховского участкового лесничества, Технический участок N 1 АЗОТ "Ангарский".
Верховный Суд Российской Федерации указал, что согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, при утверждении генерального плана Баклашинского муниципального образования процедура согласования с Рослесхозом, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации соблюдена не была. Волеизъявление собственника Российской Федерации на осуществление передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, отсутствовала.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на неправильном толковании указанных выше норм права, кроме того, доводы апелляционной жалобы, в том числе, о том, что Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан и организаций, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР, отклоняются апелляционным судом, как не учитывающие установленные по делу фактические обстоятельства относительно момента возникновения прав на земельный участок у Российской Федерации, а также решения Иркутского областного суда от 23.12.2016 признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, решение Думы Баклашинского муниципального образования от 14.11.2013 N 30-рд "Об утверждении генерального плана Баклашинского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области" в части включения в границы населенных пунктов Баклашинского муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что записи в ЕГРП о праве собственности Баклашинского муниципального образования муниципального образования "Богашевское сельское поселение" на земельный участок нарушают права Российской Федерации как собственника земельного участка лесного фонда, поэтому заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2021 года по делу N А19-15293/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15293/2020
Истец: Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация Баклашинского сельского поселения
Третье лицо: Межрегиональное Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае, Министерство лесного комплекса Иркутской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ