Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2021 г. N Ф05-15917/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А40-249343/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-249343/2020
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Конфектова А.Н. по дов. от 08.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по дов. от 05.05.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление), изложенные в уведомлении от 06.10.2020 N N 77/017/247/2020- 7273, 7268, 7323, 7350, 7346, 7737, 7869, 7801, 7791, 77-0-1-71/3121/2020-2806, 2804, 2826, 2836, 2834, 3021, 3108, 3082, 3080 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности объекта недвижимости, суд также обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, а именно снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности города Москвы на объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 50:21:0100101:1933, 50:21:0100101:1906, 50:21:0100101:1848, 77:04:0004018:4223, 50:21:0100101:1935, 50:21:0100101:1850, 77:06:0011006:5771, 50:21:0100101:1924, 50:21:0100101:1925.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что судом не была дана надлежащая оценка доводам Управления.
Представитель Департамента в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, Департамент обратился в Управление с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости и прекращении прав собственности города Москвы в отношении объектов недвижимости, располагавшихся на территории ГСК "Федосьино" и снесенных в ходе строительства объекта "Строительство многоуровневых транспортных развязок на пересечении автомобильной дороги "Солнцево-Бутово-Видное" с Боровским шоссе и Киевским шоссе с необходимой для их функционирования улично-дорожной сетью" с кадастровыми номерами: 50:21:0100101:1933, 50:21:0100101:1906, 50:21:0100101:1848, 77:04:0004018:4223, 50:21:0100101:1935, 50:21:0100101:1850, 77:06:0011006:5771, 50:21:0100101:1924, 50:21:0100101:1925.
Решением от 06.07.2020 регистрирующий орган уведомил о приостановлении осуществления государственной регистрации в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В связи с тем, что в течение срока приостановления причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были, решением от 06.10.2020 N N 77/017/247/2020- 7273, 7268, 7323, 7350, 7346, 7737, 7869, 7801, 7791, 77-0-1-71/3121/2020-2806, 2804, 2826, 2836, 2834, 3021, 3108, 3082, 3080 в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности было отказано на основании ст. 27 Закона о недвижимости.
Полагая, что отказ регистрирующего органа нарушает права города Москвы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемый отказ Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о недвижимости), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно п. 7 ч. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ такими документами являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Судом установлено, что в целях осуществления учетно-регистрационных действий в адрес Управления Росреестра по Москве были направлены заявления о прекращении прав и снятии с кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости с приложением подписанного акта о сносе.
Указанные объекты были изъяты из частной собственности для государственных нужд для целей - строительство объекта "Строительство многоуровневых транспортных развязок на пересечении автомобильной дороги "Солнцево-Бутово-Видное" с Боровским шоссе и Киевским шоссе с необходимой для их функционирования улично-дорожной сетью".
Снос объектов был осуществлен в порядке, предусмотренном ч. 19 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Учитывая факт изъятия объектов для государственных нужд - для целей строительство объектов регионального значения, к отношениям по снятию таких объектов с кадастрового учета подлежит применению специальное законодательство.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ)
В соответствии с ч. 20 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в течение десяти дней после выполнения работ по сносу объектов недвижимого имущества, указанных в части 19 настоящей статьи, и утилизации образовавшихся отходов организации, осуществившие снос указанных объектов и утилизацию образовавшихся отходов, подписывают акт о прекращении существования указанных объектов с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а в случае привлечения подрядной организации для выполнения работ по сносу указанных объектов и утилизации образовавшихся отходов также с данной подрядной организацией.
При снятии указанных объектов с государственного кадастрового учета составление акта обследования не требуется.
В соответствии с ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, является основанием для внесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (орган регистрации прав), сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости.
В целях подтверждения факта сноса изъятых объектов недвижимости в соответствии с ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ к заявлениям был приложен Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества от 30.04.2020.
Настоящим Актом о прекращении существования объекта недвижимого имущества зафиксировали факт сноса 24.04.2020 объектов недвижимого имущества, указанных в Приложении N 1 к Акту, для строительства объекта "Строительство многоуровневых транспортных развязок на пересечении автомобильной дороги "Солнцево-Бутово-Видное" с Боровским шоссе и Киевским шоссе с необходимой для их функционирования улично-дорожной сетью", предусмотренного постановлением Правительства Москвы от 15.10.2019 N 1323-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2019-2022 годы", в рамках распоряжений Департамента городского имущества города Москвы от 26.08.2019 N 33407 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства многоуровневых транспортных развязок", от 07.10.2019 N 39732 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы 26 августа 2019 г. N 33407", от 16.10.2019 N 41076 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы 26 августа 2019 N 33407", от 05.11.2019 N 44099 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы 26 августа 2019 N 33407", от 14.11.2019 N 45401 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы 26 августа 2019 N 33407", от 25.11.2010 N 46886 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы 26 августа 2019 N 33407".
При этом суд отмечает, что Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального законодательства, в том числе: Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ N "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ, Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ.
Доводы заинтересованного лица о том, что к представленным заявлениям не приложены документы, подтверждающее прекращение существования объектов недвижимости, в частности Постановление Правительства Москвы от 15.10.2019 N 1323-ПП, Распоряжение ДГИ от 26.08.2019 N 33407, иные нормативные акты, из которых следует применение в отношении объектов недвижимости правил об изъятии объектов для государственных нужд и порядка оформления сноса объектов, предусмотренных ч. 21 ст. 10 ФЗ от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ, на которые Департамент ссылается в заявлении, правомерно были отклонены судом как необоснованные, поскольку Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве к заявлениям был приложен акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества от 24.04.2020, который является достаточным основанием для совершения регистрационных действий по прекращению права собственности.
Ответчик не доказал наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемых отказов, следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Кроме того, суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обоснованно обязал Управление Росреестра по Москве осуществить регистрационные действия.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-249343/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249343/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ