г. Санкт-Петербург |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А21-11185/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9605/2021) ООО "Балтийский сувенир" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2021 по делу N А21-11185/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Балтийский сувенир"
к МИФНС N 10 по Калининградской области
об оспаривании постановлений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Балтийский сувенир" (ОГРН: 1023900989056, адрес: 238553, Калининградская обл., Зеленоградский р-н, пос. Каменка, д. 1; далее - ООО "Балтийский сувенир", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (ОГРН: 1043917999993, адрес: 238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, ул. Крайняя, 1; далее - МИФНС N 10 по Калининградской области, Инспекция, административный орган) об оспаривании постановлений о назначении административного наказания от 09.10.2020 NN 39172026900116600004, 39172026900172100004, 39172026900206300004, 39172026900196900004, 39172026900183600004, 39172026900099000004, 39172026900109100004, 39172026900136900004, 39172026900141400004, 39172026900071900004, 39172026900160600004, 39172026900123600004, 39172026900158800004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 20.02.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Балтийский сувенир" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права; у Общества отсутствует возможность понудить работника, являющегося иностранным гражданином, открыть банковский счет.
Определением апелляционного суда от 25.03.2021 апелляционная жалоба Общества принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Инспекцией проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации ООО "Балтийский сувенир" по вопросу соблюдения положений части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ при осуществлении выплат работникам (нерезидентам) заработной платы в валюте Российской Федерации, по результатам которой выявлены нарушения, выразившиеся в выплате работникам (нерезидентам) из кассы наличными денежными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации.
Инспекцией установлено, что между ООО "Балтийский сувенир" и физическими лицами - нерезидентами заключены трудовые договоры: N 5 от 17.07.2018 - Атаназаровым Р.К. N 17 от 10.12.2018 - Рузметовым У.У., N 35 от 14.12.2016 - Сухаревич В.Н., N 7 от 26.07.2017 Туробовым С.Н., N 11 от 19.09.2018 - Шодмановым Ш.Э. Условий о перечислении заработной платы на банковские счета в указанных договорах не содержится. Расчеты по заработной плате производились через кассу ООО "Балтийский сувенир".
ООО "Балтийский сувенир" 25.04.2019, 08.05.2019, 24.05.2019, 10.06.2019, 25.06.2019, 10.07.2019, 25.07.2019, 09.08.2019, 23.08.2019, 02.09.2019, 10.09.2019, 25.09.2019, 18.10.2019, осуществило выплату заработной платы из кассы Общества наличными денежными средствами и валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам на общую сумму 319 433,30 руб.
Выплаты по заработной плате физическим лицам - нерезидентам подтверждены расходными кассовыми ордерами и платежными ведомостями.
На основании выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Инспекции 25.09.2020 составлены протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела Инспекцией вынесены постановления от 09.10.2020 N N 39172026900116600004, 39172026900172100004, 39172026900206300004, 39172026900196900004, 39172026900183600004, 39172026900099000004, 39172026900109100004, 39172026900136900004, 39172026900141400004, 39172026900071900004, 39172026900160600004, 39172026900123600004, 39172026900158800004, которыми Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административных штрафов.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая, в том числе осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезидентам подпадает под понятие валютной операции.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В силу статьи 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт выдачи Обществом иностранным работникам заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что свидетельствует о совершении заявителем незаконных валютных операций и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вопреки доводам Общества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Апелляционный суд не усматривает нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности; оспариваемые постановления вынесены в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы заявителя о соблюдении им требований трудового законодательства при выплате заработной платы работникам - иностранным гражданам по условиям заключенного сторонами трудового договора, также основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае работники Общества являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона N 173-ФЗ. Локальные нормативные акты работодателя не должны противоречить положениям указанного Закона.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции и освобождения Общества от административной ответственности.
Наказание назначено Обществу в минимальном размере санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, а именно в размере 3/4 от суммы незаконной валютной операции по каждому постановлению.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенные Обществу наказания отвечают требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, отвечают принципам разумности и справедливости, соответствуют тяжести совершенного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 февраля 2021 года по делу N А21-11185/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийский сувенир" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11185/2020
Истец: к/у Иванов Г.П., ООО "БАЛТИЙСКИЙ СУВЕНИР"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N 10 по Калининградской области