г. Владимир |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А43-38275/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.05.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лысковский мясокомбинат" (ИНН 5222001036, ОГРН 1055202507766) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.03.2021 по делу N А43-38275/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лысковский мясокомбинат" о внесении изменений в постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Нижегородской области от 25.11.2020 N5222203230003170003 в части назначенной суммы административного штрафа, путем снижения до 5000 руб.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Нижегородской области - Игошева Ю.В. по доверенности от 16.12.2020 N 02-19/010740 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Общество с ограниченной ответственностью "Лысковский мясокомбинат" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Нижегородской области (в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Нижегородской области) (далее - Инспекция) проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Лысковский мясокомбинат" (далее по тесту - Общество) валютного законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 11.11.2020 N 52220200020006.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции 23.11.2020 в отношении Общества составило протокол N 52222032300031700002 об административном правонарушении и 25.11.2020 вынесло постановление N52222032300031700003 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 108 551 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением в части размера штрафа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о его изменении путем уменьшения штрафа до 5 000 рублей.
Решением от 17.03.2021 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что в его действиях формально содержатся признаки правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но деяние является малозначительным.
Общество обратило внимание на то, что работники - нерезиденты не хотели заводить банковские карты и желали получать денежные средства наличными.
Одновременно заявитель апелляционной жалобы считает, что имело место одно продолжаемое правонарушение, но Инспекцией возбуждено 9 административных дел в рамках одной проверки по тождественным действиям.
Представитель Инспекции в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Часть 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под термин "валютная операция".
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
При этом возможность выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, указанной нормой не предусмотрена.
Таким образом, валютные операции между юридическими лицами-резидентами и нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется осуществление валютных операций без использования банковского счета.
Как следует из материалов дела, между Обществом и Азизовым Суннатило Абдухлилом угли, Алиевым Акбаржоном Маликжоновичем, Гойибжоновым Санжаром Хакимжоном угли, Жалилбоевым Олимжоном Нозимжоном угли, Зойитовым Мухаммадюсуфом Ториржоном угли, Имомовым Нодиржоном Уктамалиевичем Каласбаевым Аброржоном Юлдашом угли, Кодировым Акрамжоном Комилжоном угли, Кошмуродовым Давроном Муйдинжоном угли, Маруфжоновым Иброхимом Абдуманнон угли, Мирзавалиевым Фарходжоном Хаирулло угли, Мирзаевым Фаррухжоном Боходиром угли, Нуралиевым Нодиржоном Марупжонович, Обитбоевым Жавохир Хурсанали угли, Петровским Александром Леонидовичем, Степовенко Натальей, Султоновым Жасурбеком Тожибоем угли, Турдиевым Исмоилжоном Муроджоновичем; Хакимовым Бунёджоном Зокиржоновичем, Халимовым Асрором Анваржоном Угли, Яндашевым Сунатилло Абдукаххором угли заключены трудовые договора.
Общество в рамках трудовых договоров, заключенных с иностранными гражданами, производило выплату заработной платы нерезидентам в наличной форме по платежной ведомости N ЛМ000000024.
Так, Обществом произведена выплата заработной платы по платежной ведомости от 10.01.2019 в общей сумме 144 734 рублей 10 копеек следующим гражданам: Азизов Суннатилло Абдухалил Угли (ИНН 522204933710) (в сумме 8715 рублей 51 копейки); Алиев Акбаржон Маликижонович (ИНН 522204933573) (в сумме 8715 рублей 51 копейки); Гойибжонов Санжар Хакимжон Угли (ИНН 522299657664) (в сумме 8715 рублей 51 копейки); Жалилбоев Олимжон Нозимжон Угли (ИНН 522204879005) (в сумме 8715 рублей 51 копейки); Имомов Нодиржон Уктамалиевич (ИНН 522299657590) (в сумме 8715 рублей 51 копейки); Каласбаев Аброржон Юлдаш Угли (ИНН 773174474449) (в сумме 8715 рублей 51 копейки), Кодиров Акрамжон Комилжон Угли (ИНН 522299657738) (в сумме 8715 рублей 51 копейки); Кушмуродов Даврон Муйдинжон Угли (ИНН 522204745555) (в сумме 7680 рублей); Маруфжонов Иброхим Абдуманнон Угли (ИНН 522204879171) (в сумме 8715 рублей 51 копейки), Мирзавалиев Фарходжон Хаирулло Угли (ИНН 522204933647) (в сумме 8715 рублей 51 копейки); Мирзаев Фаррухжон Боходир Угли (ИНН 522299657343) (в сумме 9441 рублей 70 копеек); Нуралиев Нодиржон Марупжонович (ИНН 522299927455) (в сумме 8715 рублей 51 копейки); Петровский Александр Леонидович (ИНН 522299554228) (в сумме 7986 рублей 91 копейки); Степовенко Наталья (ИНН 522299892386) (в сумме 5640 рублей); Турдиев Исмоилжон Муроджонович (ИНН 522299656928) (в сумме 7463 рублей 45 копеек); Хакимов Бунёджон Зокиржонов (ИНН524613809605) (в сумме 7680 рублей.); Халимов Асрор Анваржон Угли (ИНН 522204947777) (в сумме 2971 рубля 43 копеек), Яндашев Cyнaтилло Абдукаххор Угли (ИНН 522204933407) (в сумме 8715 рублей 51 копейки).
На момент выплаты заработной платы иностранные граждане не имели вида на жительство в Российской Федерации и признавались нерезидентами.
Таким образом, в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполнение требований валютного законодательства резидентами не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления нерезидента.
Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона N 173-ФЗ.
Следовательно, при выдаче Обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальные нормы Федерального закона N 173-ФЗ.
Ввиду изложенного в деянии Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, повлекших ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Исключительных оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным судом не установлено.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совершение незаконных валютных операций угрожает экономической безопасности государства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод Общества о того, что Инспекцией необоснованно на основании одного акта проверки было составлено несколько протоколов об административном правонарушении и, соответственно, вынесено несколько постановлений, судом первой инстанции правомерно отклонен как необоснованный.
Как верно указано судом первой инстанции, каждое из правонарушений, вменяемых в вину Обществу, является самостоятельным, несмотря на отражение этих нарушений в одном акте проверки. Оснований для обратного вывода у суда не имеется, исходя из обстоятельств совершения правонарушения, установленных и правильно оцененных налоговым органом.
Наказание назначено Обществу в пределах санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлено достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют доводы заявления в суд первой инстанции, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.03.2021 по делу N А43-38275/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лысковский мясокомбинат" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-38275/2020
Истец: ООО "ЛЫСКОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ"
Ответчик: МРИ ФНС N 10 по НО
Третье лицо: МРИ ФНС РФ N 6 по Нижегородской области