город Омск |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А46-16118/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Зюкова В.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2738/2021) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2021 по делу N А46-16118/2020 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Комбинат Хлебопродуктов" (ИНН 5520900173, ОГРН 1145543024770, 646040, Омская область, Марьяновский район, р.п. Марьяновка, ул. Южная, 1) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782, 644043, Омская область, г. Омск, ул. Тарская, 11), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Российские железные дороги", о признании недействительным отказа, изложенного в письме от 12.08.2020 N 55-МУ-03/5021,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Комбинат Хлебопродуктов" - Зыков А.С. (по доверенности от 06.05.2020 сроком действия три года),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирский Комбинат Хлебопродуктов" (далее - заявитель, ООО "Сибирский Комбинат Хлебопродуктов", ООО "Сибирский КХП", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, ТУ Росимущества в Омской области, административный орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении по существу по правилам части 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ):
- заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 08.06.2020, для эксплуатации железнодорожных путей, с кадастровым номером 55:12:000000:427 вх. N 55-5867;
- заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 08.06.2020, для эксплуатации железнодорожных путей, с кадастровым номером 55:12:000000:429 вх. N 55-5868;
- заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, для эксплуатации железнодорожных путей, с кадастровым номером 55:12:000000:430 вх. N 55-5869.
Определением суда от 15.09.2020 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.02.2021 по делу N А46-16118/2020 заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Омской области выразившееся в не рассмотрении по существу, по правилам части 7 статьи 39.15 ЗК РФ, заявлений от 08.06.2020 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, для эксплуатации железнодорожных путей с кадастровыми номерами 55:12:000000:427, 55:12:000000:429, 55:12:000000:430. Указанным решением административный орган обязан рассмотреть по существу заявления ООО "Сибирский КХП" от 08.06.2020 и принять соответствующее решение в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, взысканы с Управления в пользу ООО "Сибирский КХП" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом не приняты во внимание существенные обстоятельства. Ссылаясь на пункт 6 Приказа Министерства экономического развития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Приказ N 762), устанавливающий перечень показателей, которые должны быть отражены в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, административный орган указывает, что в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане должен быть отражен: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); изображение границ образуемого, земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения. Отсутствие указанных показателей является нарушением требований Приказа к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которое не позволит принять соответствующее решение.
Податель жалобы также отмечает, что согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ, одним из документов необходимых для раздела земельного участка является согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, в силу чего заявитель в представленном пакете документов должен был представить согласие об образовании земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 от ОАО "РЖД".
В апелляционной жалобе также указано на то, что территориальные управления Росимущества не наделены полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка вне зависимости от площади такого земельного участка, а также по утверждению схемы расположения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления такого земельного участка.
ООО "Сибирский КХП" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2021 по делу N А46-16118/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Сибирский КХП" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТУ Росимущества в Омской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя общества, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибирский КХП" принадлежат на праве собственности следующие сооружения (далее - железнодорожные пути):
1) Сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:427, протяжностью 455 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, ул. Южная, д 1, от тупика до восточной границы территории КХП;
2) Сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:429, протяжностью 1182 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, территория МКХП;
3) Сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:430, протяжностью 2687 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, пер. Южный, д 1, территория ОАО "Марьяновский КХП".
С целью образования земельных участков для приобретения их в собственность, 01.04.2020 между ООО "Сибирский КХП" (заказчик) и кадастровым инженером Косолаповой Е.В. (исполнитель) заключен Договор на проведение кадастровых работ, по условиям которого исполнитель по заданию заказчика обязуется произвести кадастровые работы по образованию земельных участков под следующими объектами недвижимости заказчика:
- сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:427, наименование: железнодорожные пути, протяжностью 455 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, ул. Южная, д 1, от тупика до восточной границы территории КХП (далее - ЖДП-427);
- сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:429, наименование: железнодорожные пути, протяжностью 1182 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, территория МКХП (далее - ЖДП-429);
- сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:430, наименование: железнодорожные пути широкой колеи протяжностью 2687 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, пер Южный, д 1, территория ОАО "Марьяновский КХП" (далее - ЖДП-430).
22.04.2020 в адрес ООО "Сибирский КХП" от кадастрового инженера Косолаповой Е.В. поступило письмо, в котором кадастровый инженер указал, что при выполнении кадастровых работ было установлено, что принадлежащие ООО "Сибирский КХП" железнодорожные пути с кадастровым номерами 55:12:000000:427, 55:12:000000:429, 55:12:000000:430 частично расположены на земельном участке с кадастровым номером 55:12:000000:2 площадью 9628900 +/- 5430 кв. м. По данным Государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
В результате кадастровых работ установлено, что железнодорожные пути 55:12:000000:429 (ЖДП-429) расположены в границах:
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 площадью 9628900 +/- 5430 кв.м.;
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:100132:253 площадью 103 133 кв. м.;
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:203 площадью 61 444 кв. м.
Железнодорожные пути 55:12:000000:430 (ЖДП-430) расположены в границах:
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:100132:5 площадью 126 949 кв. м.;
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 площадью 9628900 +/- 5430.
Железнодорожные пути 55:12:000000:427 (ЖДП-427) расположены в границах:
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 площадью 9628900 +/- 5430 кв.м.
На основании договора на проведение кадастровых работ от 01.04.2020 и дополнительного соглашения от 22.04.2020 кадастровым инженером Косолаповой Е.И. проведены следующие работы.
В отношении земельных участков 55:12:100132:5, 55:12:000000:203, 55:12:100132:253, принадлежащих ООО "Сибирский КХП", кадастровым инженером проведены кадастровые работы по образованию земельных участков для эксплуатации части железнодорожных путей площадью: 2 743+/- 18 кв. м и 391+/- 7 кв. м, (для ЖДП-429); 327+/-6 кв. м. (для ЖДП-430). Дополнительно для перспективы развития, с целью последующего увеличения отправительского маршрута образуются земельные площадью: 1 653 +/-14 кв. м. (для увеличения отправительского маршрута ЖДП-430); 1 529 +/-14 кв. м. (для увеличения отправительского маршрута ЖДП-427).
Для целей последующего предоставления обществу недостающих земельных участков, для эксплуатации части железнодорожных путей, кадастровым инженером подготовлены схемы образования земельных участков для обращения в уполномоченные органы с соответствующими заявлениями.
Так, согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации железнодорожного пути ЖДП-429 из земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 путем раздела образуется один земельный участок площадью 1 307 кв.м.
Согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации железнодорожного пути ЖДП-430 из земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 путем раздела образуется один земельный участок площадью 10 270 кв. м.
Согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации железнодорожного пути ЖДП-427 из земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 путем раздела образуется один земельный участок площадью 1 885 кв. м.
08.06.2020 ООО "Сибирский КХП" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просило: предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 1 885 кв. м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером: 55:12:000000:2, площадью 9 628 900 кв. м, местоположение: Омская обл., р-н Марьяновский, с востока на запад по территории Марьяновского р-на в полосе отвода ж/ д с ПК-2821+80 до ПК-2866+650, на праве собственности, без проведения торгов на основании: подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, статья 39.20 ЗК РФ, для целей: эксплуатация железнодорожных путей с кадастровым номерам 55:12:000000:427.
Также ООО "Сибирский КХП" 08.06.2020 было подано в ТУ Росимущество самостоятельное заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просило: предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 10 270 кв. м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером: 55:12:000000:2, площадью 9 628 900 кв. м, местоположение: Омская обл., р-н Марьяновский, с востока на запад по территории Марьяновского р-на в полосе отвода ж/ д с ПК-2821+80 до ПК-2866+650, на праве собственности, без проведения торгов на основании: подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, статья 39.20 ЗК РФ, для целей: эксплуатация железнодорожных путей с кадастровым номерам 55:12:000000:430.
В соответствии с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 10.06.2020 ООО "Сибирский КХП" также просило ТУ Росимущество предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью: 1 307 кв. м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером: 55:12:000000:2, площадью 9 628 900 кв. м, местоположение: Омская обл., р-н Марьяновский, с востока на запад по территории Марьяновского р-на в полосе отвода ж/ д с ПК-2821+80 до ПК-2866+650, на праве собственности, без проведения торгов на основании: подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, статья 39.20 ЗК РФ, для целей: эксплуатация железнодорожных путей с кадастровым номерам 55:12:000000:429.
Письмом от 12.08.2020 N 55-МУ-03/5021 ТУ Росимущества по Омской области
проинформировало заявителя о невозможности образования испрашиваемых земельных участков, пакет документов возвращен на доработку.
Посчитав, что допущенным бездействием заинтересованного лица нарушено право заявителя на образование земельных участков под объектами недвижимого имущества, принадлежащих ему на праве собственности, общество обратилось в суд с настоящим требованием.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В силу статьи 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
5) осуществление государственного кадастрового учета;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка определен статьей 39.15 ЗК РФ пункт 1 которой содержит требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а пункт 2 - к перечню документов, прилагаемых к такому заявлению.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из представленного в материалы дела письма ТУ Росимущества в Омской области от 12.08.2020 года N 55-МУ-03/5021 (т.1, л.д. 28-31) усматривается, что заявления ООО "Сибирский КХП" и пакеты документов возвращены заявителю на доработку.
Управление полагает, что при разработке представленной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не был учтен пункт 6 требований, утвержденных Приказом N 762.
Указанный довод отклоняется апелляционным судом на основании следующего.
В соответствии с пунктом 6 поименованного приказа, в схеме расположения земельного участка приводятся, в том числе:
- условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
- изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация).
По утверждению подателя апелляционной жалобы в представленных схемах указанные показатели отсутствуют, что является препятствием для принятия соответствующего решения.
Частью 1 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно пункту 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Из представленных в Управления и имеющихся в материалах дела схем следует, что каждая схема предусматривает образование только одного земельного участка для эксплуатации одного объекта недвижимости, при этом исходный земельный участок 55:12:000000:2 сохраняется в изменённых границах.
Следовательно, требование заинтересованного лица о необходимости условного номера земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, не основано на вышеуказанных требованиях законодательства.
Кроме того, в представленных схемах расположения земельного участка указана полная информация в соответствии с пунктом 6 поименованного выше приказа.
Так, графическая часть схемы, представленная в ТУ Росимущества в Омской области, разработана на основании кадастрового плана территории, на ней отражены объект капитального строительства границы земельных участков, железнодорожные пути дороги, линии электропередачи, зоны с особыми условиями использования территории с целью обличения ориентирования на местности. На графической части схемы изображены границы образуемого земельного участка, границы учтённых в государственном кадастре земельных участков, в то числе исходного земельного участка, указаны номера кадастровых кварталов, кадастровые номера земельных участков, кадастровый номер объекта недвижимости расположенного на образуемом земельном участке, приведены ссылки на условные обозначения с их расшифровкой, обозначены характерные поворотные точки границ образуемого земельного участка, в отношении которых определены их координаты и определена площадь.
Таким образом, представление схемы полностью соответствуют требованиям предъявляемым к форме схемы, формату и требованиям к ее подготовке. По справедливому утверждению заявителя информации, указанной и отображённой на представленных схемах, достаточно для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Как следует из апелляционной жалобы, согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ, одним из документов необходимых для образования земельного участка является согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, в силу чего заявитель в представленном пакете документов должен был представить согласие на образование земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 от ОАО "РЖД", являющегося его арендатором.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
В целях реализации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), пунктом 1 указанной статьи предусмотрено общее правило, предоставляющее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Учитывая, что на спорных частях земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, расположены железнодорожные пути ООО "Сибирский КХП" никто не вправе, кроме заявителя, приобрести эти земельные участки в собственность или аренду.
Исходя из положений указанных норм возражения ОАО "РЖД" против раздела земельного участка не могли служить основанием для отказа единоличному собственнику находящегося на соответствующих частях земельного участка объектов недвижимости в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Доводы административного органа относительно отсутствия полномочий по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка вне зависимости от площади такого земельного участка, а также по утверждению схемы расположения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления такого земельного участка, также отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Согласно пункту 4.2.27 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Аналогичные положения содержатся в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
Административная процедура предварительного согласования предоставления земельного участка в спорный период была установлена Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 апреля 2017 N 166 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов".
Следовательно, доводы заинтересованного лица относительно отсутствия полномочий по рассмотрению заявлений общества о предварительном согласовании предоставления земельных участков, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание вышеизложенное, судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование общества о признании незаконным бездействия Управления выразившемся в не рассмотрении по существу, по правилам части 7 статьи 39.15 ЗК РФ, заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, для эксплуатации железнодорожных путей с кадастровыми номерами 55:12:000000:427, 55:12:000000:429, 55:12:000000:430.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2021 по делу N А46-16118/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
В.А. Зюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16118/2020
Истец: ООО "СИБИРСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОАО "Российкие железные дороги"