город Воронеж |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А08-222/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от ООО "Борисовский свинокомплекс": Деминовой Н.В - представителя по доверенности N 1/2021/1 от 22.01.2021;
от ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСПРИРОДНАДЗОРА: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСПРИРОДНАДЗОРА на решение Арбитражного суд Белгородской области от 26.03.2021 по делу N А08-222/2021, по заявлению ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСПРИРОДНАДЗОРА (ИНН 3664060362, ОГРН 1043600077762) к ООО "Борисовский свинокомплекс" (ИНН 3103005246, ОГРН 1113116000480), о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ЦЕНТАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСПРИРОДНАДЗОРА (далее - Заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО "Борисовский свинокомплекс" (далее - Общество, ООО "Борисовский свинокомплекс").
Решением от 26.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что административным органом доказано наличие состава вменяемого административного правонарушения в действиях общества. Ссылается на то, что ООО "Борисовский свинокомплекс" осуществляет деятельность по утилизации отходов "Стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней", направленную на систематическое извлечение прибыли без получения лицензии.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ООО "Борисовский свинокомплекс" возражало против доводов апелляционной жалобы Управления, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель Управления не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из заявления и материалов дела, государственными инспекторами Управления на основании распоряжения руководителя Управления N РБ-134 от 19.11.2020 была проведена плановая, выездная проверка в отношении ООО "Борисовский свинокомплекс" по адресу: РФ, Белгородская область, Борисовский район, поселок Борисовка, улица Грайворонская, дом 235, кабинет 205, 24.12.2020 в 09 ч. 00 мин.
В ходе проведения плановой выездной проверки Общества (объект 14-0131-001682-П "Цаповка - 1" и объект 14-0131 -001683-П "Цаповка - 3") было установлено, что основным видом деятельности является "Разведение свиней" (ОКВЭД 01.46.).
В результате производственной деятельности предприятия образуются отходы от жизнедеятельности свиней "Стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней" (код по ФККО 1 12 552 12 32 3, III класс опасности) которые поступают в специально оборудованное навозохранилище (лагуна).
09.12.2020 специалистами филиала "ЦЛАТИ по Белгородской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" (ЦЛАТИ) произведен отбор проб отходов "Стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней" на объекте 14-0131- 001682-П "Цаповка - 2"
Согласно протоколу испытаний проб отходов N 6196/Т от 15.12.2020, протоколу испытаний проб отходов N 6197/Т, протоколу испытаний проб отходов N 6198/Т и протоколу испытаний проб отходов N6199/Т, отобранные отходы относятся к III классу опасности.
Обществом разработан паспорт отходов I-IV классов опасности, утвержденный генеральным директором Репиным С.Н. в 2019 году, на отход "Стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней" (код по ФККО 1 12 552 12 32 3, III класс опасности).
Обществом так же разработан технологический регламент (далее - ТР) утилизации жидких свиноводческих навозных стоков и использования удобрений органических на их основе на предприятиях, курируемых ООО "ГК Агро-Белогорье", утвержденный 13.11.2020 генеральным директором ООО "ГК Агро-Белогорье" Ковалевой JI.B..
Согласно п. 2.14. ТР за время периода выдержки стоков в лагуне в результате аэробного и анаэробного сбраживания продолжаются биологические процессы разложения органики и обеззараживания (уничтожение возможной посторонней (патогенной) микрофлоры, дегельминтизация и т.д.).
Согласно п. 2.15. ТР оптимальным временем для утилизации навозных стоков и образования жидкого органического удобрения (далее - ЖОУ) с учетом применения микробиологического препарат - деструктора органического вещества составляет 6 месяцев.
Согласно п. 2.16. ТР перед началом использования ЖОУ каждую его партию подвергают испытаниям на соответствие требованиям ГОСТ Р 53117-2008, ГОСТ 33830-2016 по физико-химическим, паразитологическим и микробиологическим показателям, а также удобрительной ценности и безопасности для человека и окружающей среде с оформлением соответствующего протокола испытаний ЖОУ.
По мере образования торговой партии на основании договора купли- продажи N 11/09 от 11.09.2017 ЖОУ продаются ООО "Борисовская зерновая компания" (счет-фактура N 1316 от 10.09.2020 года, N 1317 от 10.09.2020 года, N 1334 от 11.09.2020, N 1335 от 11.09.2020, N 133 N 1341 от 14.09.2020, N 1347 от 15.09.2020, N 1348 от 15.09.2020, N 1349 от 16.09.2020, N1350 от16.09.2020, N1351 от 16.09.2020) как органическое удобрение, соответствующее техническим условиям (ТУ 9829-001-9963502-09 "Удобрения органические" от 01.09.2009).
Утилизацию отходов "Стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней" подтверждают: протокол испытаний N 11ЭПУ-20/0375 от 24.11.2020, протокол испытаний N 11ПУ-20/0378 от 25.11.2020, экспертное заключение N 88-20 от 15.10.2020, протокол испытаний N 11ЭПУ-20/0257 от 08.10.2020, протокол испытаний N 11ПУ-20/0275 от 08.10.2020, экспертное заключение N 87-20 от 15.10.2020, протокол испытаний N 11ЭПУ-20/0256 от 08.10.2020, протокол испытаний N 11ПУ-20/0274 от 08.10.2020, выполненные ФГБУ "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория" (ФГБУ "Белгородская МВД"), а также протокол испытаний N А/х-Уо-1131 от 02.09.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-1132 от 02.09.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0982 от 29.07.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0886 от 17.07.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0885 от 17.07.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0884 от 17.07.2020, протокол испытаний N АУх-Уо-0883 от 17.07.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0721 от 08.06.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0720 от 08.06.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0719 от 08.06.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0618 от 08.05.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0617 от 08.05.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0589 от29.04.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0555 от 16.04.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0483 от 08.04.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0484 от 08.04.2020, протокол испытаний N А/х-Уо-0618 от 08.05.2020.
Управлением установлено, что ООО "Борисовский свинокомплекс" не имеет лицензию на осуществление деятельности по утилизации отходов "Стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней" (код по ФККО 1 12 552 12 32 3, Ш класс опасности).
В результате чего, Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Белгородской области Рагозиным А.С. в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Полагая, что Общество в результате своей деятельности нарушило требования пункта 30 части 1 статьи 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Борисовский свинокомплекс" к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объективной стороной правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.
Таким образом, в целях установления наличия в действиях субъекта объективной стороны указанного правонарушения подлежат установлению факты осуществления субъектом предпринимательской деятельности, наличия нормативно установленной обязанности лицензирования такой предпринимательской деятельности и отсутствия у субъекта соответствующей лицензии (разрешения).
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
В то же время термин "удаление" в Федеральном законе не определен. Согласно ГОСТ 30772-2001 удаление отходов - это сбор, сортировка, транспортирование и переработка отходов с их захоронением или уничтожением.
Таким образом, исходя из этих определений, "Стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней" не могут относиться к отходам, поскольку не уничтожаются и не подлежат захоронению, а используются в качестве сырья для производства жидких органических удобрений.
В подпункте 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", указано, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
При этом необходимо иметь в виду, что отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия (Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 N Ю4-12-27/9376).
Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом разрабатываемые нормативные и нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные отраслевые стандарты, санитарно- гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании (Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 мая 2016 N 04-12-27/93 76).
В соответствии с пунктом 4.6 Государственного стандарта "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения. ГОСТ Р 51769- 2001" (введен в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.06.2001 N 251-ст) закрепляет, что лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и другие виды деятельности).
Из смысла статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности, включающий в себя совокупность действий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (деятельность специализированных организаций, занимающихся утилизацией опасных отходов).
По мнению Минсельхоза России, если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется (Письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2016 N ВА-14- 27/8782).
В статье 1 Закона N 89-ФЗ перечислены основные понятия, к которым в том числе относятся:
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; использование отходов-применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов -обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов-перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Из содержания указанной нормы следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.
Во временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 15.07.1994 и действующих до настоящего времени, также установлено, что временное накопление отходов на промплощадке представляет собой хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов и является временной мерой, предельные количества единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются территориальными органами Минприроды России.
В рассматриваемом случае в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что ООО "Борисовский свинокомплекс" осуществляет прием органических отходов от иных лиц в целях дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату, осуществляет самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке (у третьих лиц, либо третьим лицам), утилизации навоза свиней и получает от такой деятельности прибыль.
Основным видом деятельности Общества (объект 14-0131-001682-ГТ "Цаповка-1" и объект 14-0131-001683-П "Цаповка-2"), согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является "Разведение свиней" (код 01.46), при осуществлении которой неизбежно образуются естественные отходы-стоки навозные, отнесенные к III классу опасности.
Для общества хранение собственных отходов на своей территории до их вывоза не является специальным видом деятельности, целью которой является извлечение прибыли.
Таким образом, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 -4 классов опасности не является для Общества самостоятельным видом деятельности, а относится к одному из циклов производственного процесса.
Нахождение на территории производственных площадок ООО "Борисовский свинокомплекс" навоза, образующегося в результате производственной деятельности самого общества, его использования в дальнейшем в качестве продукции не может рассматриваться в качестве самостоятельной целенаправленной деятельности по обращению с отходами, требующей получения соответствующей лицензии.
Как следует из пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 "Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Также в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 31.12.1987 N 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 9 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 N 114 (далее - Правила N 114), навоз свиней необходимо убирать и складировать на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства.
Таким образом, приведенные выше нормативные правовые акты предусматривают обезвреживание навоза, как обязательный технологический процесс при содержании и разведении животных.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обеззараживание отходов должно производиться на специализированных установках.
Управлением не предоставлено доказательств того, что Общество имеет в собственности либо в пользовании специализированные установки по обезвреживанию отходов.
Таким образом, навоз свиной проходит естественную биологическую обработку, но не обеззараживается на специальных установках и процессы, происходящие в ходе выдерживания такого отхода, не являются деятельностью по его обезвреживанию в смысле Закона N 89-ФЗ и, следовательно, не подлежат лицензированию.
Побочный продукт жизнедеятельности свиней Общество применяет в качестве продукции в соответствии с Технологическим регламентом утилизации жидких свиноводческих навозных стоков и использования удобрений органических на их основе на предприятиях, курируемых ООО "ГК Агро-Белогорье", утвержденный 13.11.2020 генеральным директором ООО "ГК Агро-Белогорье" Ковалевой Л.В. с соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. Целью Регламента является оптимизация и унификация технических и технологических требований при откачке и внесению жидких органических удобрений на поля.
Технологический процесс подразумевает систему мероприятий, поэтапно проходящих в определенной последовательности для целей получения в конечном результате жидких органических удобрений, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, что подтверждается многочисленными протоколами испытаний и экспертными заключениями.
В свою очередь данное органическое удобрение уже не является отходами - стоками навозными свиными, которые относятся к III классу опасности.
Обществом разработаны и утверждены технические условия ("Удобрения органические" от 01.09.2009) ТУ 9829-001-9963502-09, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования, соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании. Наличие данных документов у Общества не оспаривается Управлением.
Согласно ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", отходы подразделяются на два вида: используемые и неиспользуемые. Кроме того, п.3.16. ГОСТ 30772-2001 устанавливается такое понятие как "побочный продукт-то есть
Дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции". Примечанием к данному пункту установлено, что побочный продукт не является отходом.
Вышеуказанная правовая позиция также нашла свое подтверждение в Письме Минприроды РФ N 04-12-27/9376 от 05.05.2016, вынесенное по запросу Аппарата Правительства Российской Федерации N П9-17701.
Свиной навоз является вторичным материальным ресурсом (ГОСТ р 54098-2010 "Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения") и исходным сырьем для приготовления органического удобрения (ГОСТ Р 53117-2008 "Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия").
В соответствии с ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения":
-п.3.1.отходы: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующийся в процессе или по завершению определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Примечание. Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельность, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления;
-п.3.1.1.отходы производства: Остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства;
-п.3.1.2.отходы потребления: Остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров(продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления(жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Примечания. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей.
C учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что "свиной навоз" не относится ни к отходам производства, ни к отходам потребления, а является сырьем для приготовления органического удобрения.
По мнению Минприроды России (Письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782), навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:
Хозяйствующие субъекта вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Таким образом, в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.
Названные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных этому органу п. п.1, 6.2 "Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015N 1219.
Из заявления Управления следует, что Обществу вменяется осуществление деятельности по утилизации образующихся в результате производственной деятельности отходов III класса опасности "стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней" без соответствующей лицензии.
Управление считает, что использование отхода "Стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней" для получения органического удобрения является утилизацией указанного отхода, что согласно пункту 30 части 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ подлежит лицензированию.
В силу статьи 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг) их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Как уже было сказано выше, отходы животноводства не относятся ни к отходам потребления, ни к отходам производства, в том числе не уничтожаются и не подлежат захоронению, а используются как сырье для производства удобрения.
В то же время ни в Федеральном законе от 24.08.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ни в Федеральном законе от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" термина "отходы животноводства" нет, в том числе, что подразумевается под утилизацией отходов животноводства, ему тоже нет определения.
Конкретных экологических требований по обращению с отходами животноводства нет, есть требования, прописанные в санитарно-эпидемиологическом законодательстве.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" четко направлен на вид деятельности (ОКВЭД).
Основной вид деятельности Общества - Разведение свиней, но не деятельность по обращению с отходами и получению от этого прибыли.
При изложенных обстоятельствах не имеется доказательств осуществления ООО "Борисовский свинокомплекс" самостоятельной деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности, и оно не получает от такой деятельности систематической прибыли.
Управлением установлено, что готовое органическое удобрение на основании договора купли-продажи N 11/09 от 11.09.2017 продается ООО "Борисовская зерновая компания" (что при отнесении отхода к продукции и наличии ТУ и Технического регламента не требует получение лицензии, согласно вышеуказанному разъяснению Министерства природных ресурсов и экологии РФ).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "Борисовская зерновая компания" является 01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур. Учредителем ООО "Борисовская зерновая компания", как и у Общества, является ООО "ГК Агро - Белогорье".
При невозможности передать жидкие органические удобрения в дар, согласно статьи 572 ГК РФ, по взаимной договоренности, они передаются по договору купли-продажи за минимальную плату.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Борисовский свинокомплекс" отсутствует обязанность иметь лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов III - IV классов опасности, и в связи с этим в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях АС УО от 04.02.2019 N А07-21119/2018, АС СЗО от 16.04.2019 N А56-91661/2018, Определении ВС РФ от 18.09.2019 N 307-ЭС19-15203 и д.р.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления о привлечении ООО "Борисовский свинокомплекс" к административной ответственности.
Кроме того, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - но истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме, - по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2); за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (часть 3).
Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством, которое не поименовано в числе отраслей законодательства, к административной ответственности за нарушение которого лицо может быть привлечено судом в срок, превышающий три месяца.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из протокола об административном правонарушении следует, что административное правонарушение совершено Обществом 24.12.2020.
Следовательно, срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек 24.03.2021.
В связи с истечением срока давности привлечения ООО "Борисовский свинокомплекс" к административной ответственности, требование Управления в любом случае не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.03.2021 по делу N А08-222/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-222/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "Борисовский свинокомплекс"