гор. Самара |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А65-23335/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 мая 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Некрасовой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2021 года в зале N 7 апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Тарасова Алексея Анатольевича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2021, принятое по делу N А65-23335/2020 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Тарасова Алексея Анатольевича (ИНН 165119006722)
к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ИНН 1655065681)
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 30.06.2020 об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика нестационарного торгового объекта, подлежащего размещению на земельном участке с кадастровым номером 16:50:171125:23 общей площадью 238 кв.м, расположенного по адресу: гор. Казань, ул. Оренбургский Тракт, об обязании согласовать архитектурно-градостроительный облик нестационарного торгового объекта, подлежащего размещению на земельном участке с кадастровым номером 16:50:171125:23 общей площадью 238 кв.м, расположенного по адресу: гор. Казань, ул. Оренбургский Тракт,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Индивидуальный предприниматель Тарасов Алексей Анатольевич обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным решения, изложенного в письме от 30.06.2020 об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика нестационарного торгового объекта, подлежащего размещению на земельном участке с кадастровым номером 16:50:171125:23 общей площадью 238 кв.м, расположенного по адресу: гор. Казань, ул. Оренбургский Тракт, об обязании согласовать архитектурно-градостроительный облик нестационарного торгового объекта, подлежащего размещению на земельном участке с кадастровым номером 16:50:171125:23 общей площадью 238 кв.м, расположенного по адресу: гор. Казань, ул. Оренбургский Тракт.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2021 Индивидуальному предпринимателю Тарасову Алексею Анатольевичу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель - Индивидуальный предприниматель Тарасов Алексей Анатольевич, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 12 мая 2021 года на 09 час. 00 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Тарасов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:171125:23, общей площадью 238 кв.м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, Приволжский район, ул. Оренбургский Тракт, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.12.2019 N 16-16/016/2019-14.
Заявитель обратился к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" с заявлением о согласовании эскизного предложения нестационарного торгового павильона по адресу: РТ, гор. Казань, Приволжский район, ул. Оренбургский Тракт, на земельном участке с кадастровым номером 16:50:171125:23.
Письмом от 30.06.2020 (номер услуги У-74143) ответчик отказал в предоставлении услуги, указав о несоответствии объекта требованиям, установленным Правилами благоустройства, Правилами застройки и землепользования (часть II градостроительного устава гор. Казани), местным и региональным нормативам градостроительного проектирования. В дополнение ответчик также указал, что требования к оформлению и содержанию фасадов объектов гор. Казани и размещению нестационарных торговых объектов, регламентируются Решением Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 4-12 "О Правилах благоустройства города Казани". Согласно п. 94. Правил, размещение нестационарных объектов осуществляется согласно схеме размещения таких объектов в порядке, установленном муниципальным правовым актом. Согласно приложенному пакету документов объект проектируется на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ИП Тарасову А.А. Ответчик в оспариваемом письме также указал, что при наличии признаков капитальности планируемых работ, рассмотреть паспорт в рамках данной услуги не представляется возможным. Принятие решения по внешнему виду фасадов объекта возможно в рамках Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом гор. Казани муниципальной услуги по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта (проектируемых и реконструируемых объектов капитального строительства, входных групп и объектов благоустройства территории), утвержденного Постановлением Исполнительного комитета Казани от 13.10.2016 N 4130.
Не согласившись с отказом МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в согласовании эскизного предложения на объект, изложенным в письме от 30.06.2020, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При вынесении решения арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к ответчику с заявлением о согласовании эскизного предложения нестационарного торгового павильона по адресу: РТ, гор. Казань, Приволжский район, ул. Оренбургский Тракт, с приложением эскизного предложения, свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:171125:23.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ).
Решением Казанского Совета Народных Депутатов утвержден от 22.04.2004 N 51- 19 Градостроительный устав Казани.
Градостроительный устав Казани регулирует отношения на всей территории города Казани в области градостроительного планирования, зонирования, застройки, землепользования, благоустройства, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.
Согласно п. 26 Устава под нестационарным торговым объектом понимается объект мелкорозничной сети, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Эскизное предложение - документ, состоящий из текстовых и графических материалов, содержащих в краткой форме перечень использованных исходных материалов, изложение всех разделов, определяющих основную идею проекта, схемы, иллюстрации открытого пользования, основные технико-экономические показатели, преемственность развития проектных решений, принятых на стадиях документов территориального планирования и документации по планировке территории, результаты анализа материалов историко-градостроительных обоснований и других предпроектных исследований, общую концепцию реконструкции, детальное раскрытие содержания проекта по основным вопросам, включающее схемы, иллюстрирующие отдельные разделы проекта - функциональное использование застройки территории, состояние и развитие жилищного фонда, систему объектов культурно-бытового обслуживания населения, организацию транспортного и пешеходного движения, благоустройство и озеленение, прочие схемы, диаграммы и т.д.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Исполнительным комитетом муниципального образования гор. Казани принято постановление от 25.02.2011 N 782, которым утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами Исполнительного комитета гор. Казани.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчик дал пояснения, указав, что поскольку заявителем некорректно сформулирован вид муниципальной услуги "эскизное предложение нестационарного торгового павильона", который не является муниципальной услугой в городе Казани, ему было рекомендовано представить в отдел рассмотрения проектов Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета гор. Казани эскизное предложение строительства павильона в комплексе с внешним фасадом объекта, выполненное с учетом действующих требований, в том числе в составе, определенным Административным регламентом предоставления Исполнительным комитетом гор. Казани муниципальной услуги по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта (проектируемых и реконструируемых объектов капитального строительства, входных групп и объектов благоустройства территории), утвержденным постановлением Исполнительного комитета гор. Казани от 13.10.2016 N 4130.
Как верно указано ответчиком, в реестре муниципальных услуг города Казани отсутствует подобная услуга - "эскизное предложение нестационарного торгового павильона".
При этом, услугу, указанную в заявлении предпринимателя, возможно сопоставить со следующими видами услуг:
- "по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта (проектируемых и реконструируемых объектов капитального строительства, входных групп и объектов благоустройства"), которое регламентируется Постановлением Исполкома муниципального образования гор. Казани от 13.10.2016 N 4130,
- "по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта в части работ, не связанных со строительством: капитального ремонта внешней части объектов, цветового решения и декоративного оформления фасадов, установки нестационарных торговых и сезонных объектов, элементов благоустройства территории, концепции размещения средств наружной информации, архитектурно-художественной подсветки объектов (паспорт объекта)", которое регламентируется Постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 07.06.2017 N 2130.
Однако, из эскизного предложения заявителя судом первой инстанции установлено наличие признаков строительства объекта на земельном участке с кадастровым номером 16:50:171125:23 принадлежащем ему на праве собственности, следовательно, заявителю необходимо было обратиться с заявлением в соответствии с Постановлением Исполкома муниципального образования гор. Казани от 13.10.2016 N 4130 "Об утверждении Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом гор. Казани муниципальной услуги по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта (проектируемых и реконструируемых объектов капитального строительства, входных групп и объектов благоустройства)".
Постановлением Исполкома муниципального образования гор. Казани от 13.10.2016 N 4130 утвержден Административный регламент предоставления Исполнительным комитетом гор. Казани муниципальной услуги по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта (проектируемых и реконструируемых объектов капитального строительства, входных групп и объектов благоустройства).
Согласно п. 1.7 Административного регламента N 4130 под архитектурно-градостроительным обликом объекта понимается авторский замысел архитектурного объекта, выраженный его внешним архитектурным и художественным, объемно-пространственным, композиционным, функционально-планировочным решением, увязанный с окружающей градостроительной средой, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства, реконструкции, ремонта, благоустройства и художественного оформления объекта, в том числе в виде эскизного предложения, реализованный для эксплуатации.
Пунктом 2.5 Административного регламента N 4130 предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги (в два этапа), подлежащих представлению заявителем.
Документы для I этапа:
1. Заявление на предоставление муниципальной услуги с приложением описи прилагаемых к заявлению документов с указанием количества экземпляров [бланк заявления для получения муниципальной услуги заявитель может получить при личном обращении в Управление. Электронная форма бланка размещена на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).
2. Документ, удостоверяющий личность.
3. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя.
4. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которых не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования.
5. Топографическая съемка в М 1:500, выполненная не позднее шести месяцев на момент представления, со штампом организации, имеющей допуск к ее выполнению.
6. Документы технической инвентаризации - план помещения, здания, выданный уполномоченной организацией (в случае проектирования в отношении существующих объектов и проектирования на земельном участке, в границах которого имеются существующие объекты, не подлежащие сносу).
7. Копии правоустанавливающих документов, подтверждающих имущественные права заявителя на занимаемое здание, помещение, некапитальный объект (в случае проектирования в отношении существующих объектов и проектирования на земельном участке, в границах которого имеются существующие объекты, не подлежащие сносу).
8. Заключение о степени капитальности объекта, выданное организацией, имеющей допуск к видам работ, связанным с проведением строительно-технической экспертизы проектов (при представлении предложений организации некапитальных входных групп и установки некапитальных объектов).
9. Эскизное предложение в четырех экземплярах, разработанное в соответствии с постановлением N 4157 (с учетом внесенных изменений).
10. Электронная версия представленного эскизного предложения и прилагаемых документов в формате JPG (диск).
Документы для II этапа:
1. Заявление на предоставление муниципальной услуги с приложением описи прилагаемых к заявлению документов с указанием количества экземпляров (электронная форма бланка размещена на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru), также заявитель может получить бланк заявления при личном обращении в Управление).
2. Протокол заседания Градостроительного совета при главном архитекторе гор. Казани (при необходимости получения).
3. Протокол заседания Межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях, Комиссии по землепользованию и застройке г. Казани (при необходимости его получения).
4. Постановление Исполнительного комитета г. Казани о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, на условно разрешенный вид использования и о внесении изменений в Правила землепользования и застройки (при необходимости получения).
5. Представленное по первичному обращению эскизное предложение в трех экземплярах. Заявление и прилагаемые документы должны быть представлены (направлены) заявителем на бумажных носителях лично (или лицом, действующим от имени заявителя на основании доверенности).
Как установлено судом первой инстанции, при обращении в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" заявителем представлен не полный пакет документов, которые перечислены в п. 2.5 Административного регламента N 4130 для I этапа.
Заявителем в Управление архитектуры и градостроительства ИК МО гор. Казани не были представлены: заключение о степени капитальности объекта, выданное организацией, имеющей допуск к видам работ, связанным с проведением строительно-технической экспертизы проектов (при представлении предложений организации некапитальных входных групп и установки некапитальных объектов); эскизное предложение в четырех экземплярах, разработанное в соответствии с постановлением N 4157 (с учетом внесенных изменений); электронная версия представленного эскизного предложения и прилагаемых документов в формате JPG (диск).
Согласно п. 28 Административного регламента N 4130 основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе документы представлены не в соответствии с требованиями к составу эскизного предложения, изложенными в постановлении N 4157 (с учетом внесенных изменений) (п. 2); несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в пункте 2.5 настоящего регламента (п. 3).
Кроме того, как установлено арбитражным судом, при подаче заявителем заявления "о согласовании эскизного предложения нестационарного торгового павильона", им не соблюдена форма бланка заявления муниципальной услуги.
Исследовав материалы дела и установив, что заявителем некорректно сформулирован вид услуги, который отсутствует в реестре муниципальных услуг города Казани, не представлен полный пакет документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом N 4130, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что изложенная в письме Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани" от 30.06.2020 (номер услуги У-74143) позиция соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, и не препятствует заявителю обратиться в надлежащем порядке за получением необходимой услуги при соблюдении установленных законом требований.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и незаконности обжалуемого решения суда.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2021, принятое по делу N А65-23335/2020, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Тарасова Алексея Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23335/2020
Истец: ИП Тарасов Алексей Анатольевич, г.Казань, ИП Тарасов Алексей Анатольевич, г.Лаишево
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд