г. Москва |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А41-65059/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Беспалова М.Б., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Малаховой А.А.,
при участии в заседании:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Галант" (ИНН: 7724935925, ОГРН: 5147746080708): Полякова С.С. по доверенности N 9 от 03.08.2020,
от ответчика, федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Подмосковье" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ИНН: 5015002585, ОГРН: 1025001745482): Кудинова С.Ю. по доверенности N 5 от 12.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галант" решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2021 года по делу N А41-65059/20, по иску общества с ограниченной ответственностью "Галант" к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Санаторий "Подмосковье" Министерства внутренних дел Российской Федерации" о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Галант" (далее - ООО "Галант", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Санаторий "Подмосковье" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России", ответчик) о признании недействительным решения ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.01.2020 N 0348100047219000138 (т. 1 л.д. 2-10).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.03.2021 по делу N А41-65059/20 в удовлетворении иска отказано (т. 5 л.д. 42-47).
Не согласившись с решением суда, ООО "Галант" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.01.2020 между ООО "Галант" (поставщик) и ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" (заказчик) с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании результатов осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме, протокол N 0348100047219000138 от 14.01.2020, заключен государственный контракт N 0348100047219000138 на поставку продуктов питания в рамках государственного оборонного заказа на 2020-2021 гг. для федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Подмосковье" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1. контракта поставщик обязуется на условиях, в порядке и сроки предусмотренные настоящим контрактом осуществить поставку продуктов питания в рамках государственного оборонного заказа (далее - товар), а заказчик принять и оплатить товар согласно спецификации (приложение N 2 к контракту).
В соответствии с пунктом 1.2. контракта установлено, что наименование, количество, ассортимент, комплектность и характеристики товара определяются в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к настоящему контракту), которое является неотъемлемой частью настоящего контракта.
Пунктом 2.1. контракта установлено, что товар должен отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, предъявляемым к данному виду товара. Поставляемый товар должен иметь маркировку производителя (изготовителя), позволяющую идентифицировать товар (имущество) и сведения о соответствии техническим регламентам, стандартам и нормам, предусмотренным законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, подтверждающей качество поставляемого товара и его соответствие требованиям законодательства РФ (пункт 2.2. контракта).
Согласно пункту 3.1. контракта максимальная цена контракта в соответствии с пунктом 24 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ составляет: 35 320 179 руб. 04 коп., с учетом дополнительного соглашения N 3 к контракту. Цена за единицу товара, сумма цен единиц товара приведена в спецификации.
В соответствии с пунктом 3.5. контракта оплата товара производится заказчиком по факту поставки товара, на основании представленных поставщиком оригиналов товарных накладных на поставляемый товар, актов сдачи - приемки товара в 2-х экземплярах, счетов на оплату (счет - фактур) поставляемого товара в 1-м экземпляре, не более чем в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписание акта сдачи-приемки товаров. Оплата по контракту осуществляется в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета заказчика на счет поставщика.
Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета заказчика (пункт 3.7. контракта).
Порядок и сроки приемки товара, порядок и сроки оформления результатов приемки товара определен сторонами в разделе 5 контракта. Доставка, поставка и срок поставки товара осуществляется в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к настоящему контракту) и настоящим контрактом (пункт 5.1. контракта).
Пунктом 5.5. контракта предусмотрено, что вместе с товаром поставщиком передается заказчику следующие документы: оригинал подписанной со стороны поставщика товарной накладной на поставляемый товар в 2-х экземплярах; оригинал подписанного со стороны поставщика акта сдачи - приемки товара в 2-х экземплярах (далее - акт); оригинал подписанного поставщиком счета в 1-м экземпляре, оригинал подписанной поставщиком счет - фактуры на оплату поставляемого товара в 1-м экземпляре (в случае применения поставщиком НДС), документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром: принадлежности к товару, а также относящиеся к ней документы (декларация о соответствии, сертификаты, ветеринарное свидетельство и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами; Вышеуказанные документы должны быть представлены заказчику в день поставки товара, в случае их неполучения поставщик несет ответственность за просрочку поставки товара.
Порядок расторжения контракта установлен сторонами в разделе 8 контракта.
В соответствии с пунктом 8.1. контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8.2. контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 8.6. контракта).
17.09.2020 на электронную почту ООО "Галант" (ooogalant@list.ru) с электронной почты федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Подмосковье" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (sanatorijmvd@yandex.ru) поступило решение ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" от 15.09.2020 N 746 об одностороннем отказе ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" от исполнения государственного контракта от 27.01.2020 N 0348100047219000138".
В последующем данное решение было вручено представителю ООО "Галант" Локтевой В.Д. нарочным на бумажном носителе, а также было получено обществом почтовым отправлением через Почту России.
Указанное решение об одностороннем отказе от исполнения договора принято ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" ввиду того, что поставщиком в рамках контракта, в нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарных санитарных правил и норм, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.12.2018 N 648, а также условий договора, поставлялся товар без ветеринарных сопроводительных документов (ВСД).
Кроме того, ВСД на указанный продукт отсутствует в системе "Меркурий" государственной информационной системы в области ветеринарии (ВетИС).
Согласно позиции истца вышеназванное решение является недействительным и не влечет юридических последствий, поскольку принято после подписания 27.01.2020 сторонами соглашения о расторжении договора и с нарушением требований, предусмотренных частью 14 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции, в связи с чем полагает, что оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Правоотношения, сложившиеся между сторонами на основании государственного контракта N 0348100047219000138 от 27.01.2020, подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах (статьи 309 - 328), специальными нормами, содержащимися в главе 30 ГК РФ (статьи 539-558), а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на следующие обстоятельства.
12.08.2020 посредством электронной почты ООО "Галант" обратилось к ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" с предложением о расторжении государственного контракта от 27.01.2020 N 0348100047219000138 (исх. N 1208-3/20 от 12.08.2020) (т. 1 л.д.145).
18.08.2020 в ответ на вышеназванное предложение, ООО "Галант" от ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" получено письмо с измененной редакцией соглашения о расторжении государственного контракта от 27.01.2020 N 0348100047219000138.
Кроме того, 18.08.2020 обществом от ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" получено электронное письмо, содержащее соглашение о расторжении государственного контракта от 27.01.2020 N 0348100047219000138, акт сверки взаимных расчетов между ООО "Галант" и ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" по государственному контракту от 27.01.2020 N 0348100047219000138, подписанный уполномоченным представителем учреждения и скреплённый его печатью. Направленное ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" соглашение о расторжении договора содержало все существенные условия, характерные для соглашения о расторжении договора.
По мнению истца полученное обществом 18.08.2020 от ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" электронное письмо позволяло установить направившее её лицо, достаточно определенно и четко выражало волю учреждения расторгнуть государственный контракт от 27.01.2020 N 0348100047219000138 по взаимному согласию путем заключения соответствующего соглашения, то есть обладало всеми необходимыми признаками оферты, предусмотренными пунктом 1 статьи 435 ГК РФ. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Таким образом, акцепт возможен лишь при наличии оферты.
Согласно пункту 1 статьи 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, акцепт должен быть полным и безоговорочным, то есть истец, совершая оплату, принял оферту путем акцептования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
25.08.2020 ООО "Галант" выразило согласие расторгнуть государственный контракт от 27.01.2020 N 0348100047219000138 по взаимному согласию, полностью и безоговорочно приняв предложенные ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" и условия соглашения о расторжении данного договора, о чем сообщило учреждению 25.08.2020 и 26.08.2020, одновременно направив в его адрес подписанное соглашение и акт сверки, акцепт данного соглашения, согласно позиции истца, был сделан обществом 25.08.2020.
Согласно позиции истца, полученное им от ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" решение об одностороннем отказе от исполнения договора незаконно поскольку было принято после расторжения договора.
Руководствуясь положениями пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", согласно которому для заключения договора путем обмена документами для целей признания предложения офертой не требуется наличия подписи оферента, если обстоятельства, в которых сделана оферта, позволяют достоверно установить направившее ее лицо, истец полагает, что соглашение о расторжении государственного контракта от 27.01.2020 N 0348100047219000138 сторонами заключено, имеет юридическую силу и исполнено путем подписания сторонами акта сверки.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылался на незаключенность вышеупомянутого соглашения о расторжении договора.
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8.2. контракта заказчик вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случаях предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1.2. технического задания к государственному контракту от 27.01.2020 N 0348100047219000138 поставляемый товар должен соответствовать требованиям нормативной и технической документации, требованиям к товару, изложенным в техническом задании.
Пунктом 18 технического задания приложения N 1 поставляемый товар - "Сёмга слабосоленая" должен обладать следующими характеристиками товара: - "Семга слабосоленая в вакуумной упаковке. Рыба разделана, посолена и упакована. Продукция изготовлена по техническим документам производителя с показателями соответствующими указанным в ГОСТ 7449-2016. По показателям безопасности продукция соответствует ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". Продут замаркирован с учетом требований Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 022/2011) "Пищевая продукция в части ее маркировки". Фасовка (указывается диапазон): от 200 до 300 г. Упаковка продукции соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011). Продукция замаркирована в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011). Упаковка продукции соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)".
Пунктом 20 технического задания приложения N 1 поставляемый товар - "Икра палтуса" должен обладать следующими характеристиками товара: - "Икра палтуса соленая. По показателям безопасности продукция соответствует Техническому регламенту Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011). Икра расфасована массой 100 грамм в металлические банки. Продукция изготовлена по техническим документам производителя с показателями качества соответствующими указанным в ГОСТ 20352-2012. Продукция замаркирована в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011). Упаковка продукции соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)".
Пунктом 21 технического задания приложения N 1 поставляемый товар - "Икра мойвы" должен обладать следующими характеристиками товара: - "Икорное изделие. По показателям безопасности продукция соответствует техническому регламенту Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011). Продукт изготовлен по документам производителя. Икра расфасована массой 180 грамм в металлические банки. Продукция замаркирована в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011). Упаковка продукции соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)".
Согласно пункту 2.2. контракта поставляемый товар должен иметь маркировку производителя (изготовителя), позволяющую идентифицировать товар (имущество), и сведения о соответствии техническим регламентам, стандартам и нормам, предусмотренным законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, подтверждающей качество поставляемого товара и его соответствие требованиям законодательства РФ. Товар должен быть поставлен в упаковке (таре), обеспечивающей защиту товара от повреждения или порчи во время транспортировки и хранения. Упаковка (тара) товара должна отвечать требованиям безопасности жизни, здоровья и охраны окружающей среды, иметь необходимые маркировки, наклейки, а также давать возможность определить количество содержащегося в ней товаров (опись, упаковочные ярлыки или листы и т. д.).
Согласно пункту 4.3.1. контракта поставщик обязуется поставить товар с надлежащим качеством.
Пунктом 4.1.6. контракта предусмотрено право заказчика требовать от поставщика представления надлежащим образом оформленных документов, указанных в контракте, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 5.2. контракта вместе с товаром поставщиком передаются заказчику: документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром: принадлежности к товару, а также относящиеся к ней документы (декларация о соответствии, сертификаты, ветеринарное свидетельство и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами; Вышеуказанные документы должны быть представлены заказчику в день поставки товара.
В соответствии с пунктом 4.3.5. контракта поставщик обязуется предоставить Заказчику при доставке товара всю необходимую документацию и информацию без какихлибо дополнительных затрат со стороны последнего.
Ответчиком указано, что в ходе исполнения контракта был установлен факт неоднократных поставок поставщиком продукции без ветеринарных сопроводительных документов свидетельств (ВСД), также ВСД на следующие продукты отсутствуют в базе ФГИС "Меркурий":
- семга слабосоленая (позиция 18 Технического задания Приложение N 1 к Контракту). Поставка 29.06.2020 товарно-транспортная накладная N 3010.
- икра палтуса (позиция 20 технического задания приложение N 1 к контракту). Поставки 04.02.2020 товарно-транспортная накладная N 687, 14.02.2020 товарнотранспортная накладная N 918, 28.02.2020 товарно-транспортная накладная N 1210, 16.03.2020 товарно-транспортная накладная N 1543, 19.03.2020 товарно-транспортная накладная N 1655;
- икра мойвы (позиция 21 технического задания приложения N 1 к контракту). Поставки 08.02.2020 товарно-транспортная накладная N 992, 20.02.2020 товарно-транспортная накладная N 1032, 21.02.2020 товарно-транспортная накладная N 1067, 03.03.2020 товарно-транспортная накладная N 1284, 16.03.2020 товарно-транспортная накладная N 1543, 19.03.2020 товарно-транспортная накладная N 1655;
Также, на упаковках семги слабосолёной (позиция 18 технического задания приложение N 1 к контракту) поставленных по товарно-транспортной накладной от 29.06.2020 N 3010, выявлено нарушение маркировки, значится авансированный срок изготовления продукта - 24.06.2021, срок годности - 23.08.2021.
Ответчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора ввиду существенного нарушения условий контракта, а именно поставки товара - без ветеринарных сопроводительных документов (ВСД), что является нарушением договора и законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарных санитарных правил и норм, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.12.2018 N 648.
Из материалов дела следует, что решение об одностороннем отказе было направлено истцу посредством электронной почты 17.09.2020 и было вручено представителю истца Локтевой В.Д. нарочным на бумажном носителе, а также направлено Почтой России.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на то, что 05 февраля 2020 года в отношении поставщика - ООО "Галант" возбуждено уголовное дело N 12001007754000036. В рамках указанного возбужденного уголовного дела, 04.08.2020, на основании постановления о проведении обыска (выемки) от 03.08.2020 Следственным департаментом МВД России проведены следственные мероприятия на территории заказчика.
При проведении на территории заказчика 04.08.2020 следственных мероприятий в рамках возбужденного в отношении ООО "Галант" уголовного дела, установлен факт отсутствия на поставленную по государственному контракту от 27.01.2020 N 0348100047219000138 продукцию ветеринарных свидетельств, которые подтверждают качество и безопасность поставляемой продукции. ВСД вообще отсутствовали в базе ФГИ "Меркурий".
Ответчик указал, что в связи с арестом Следственным Департаментом МВД России 04.08.2020 вышеуказанной продукции в рамках возбужденного в отношении истца уголовного дела, у заказчика был сорван процесс организации питания пациентов. В силу части 12 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что поставщиком в рамках спорного контракта, в нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарных санитарных правил и норм, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.12.2018 N 648, а также условий договора, поставлялся товар без ветеринарных сопроводительных документов (ВСД).
Статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) установлено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг (часть 1 статьи 5 Закона N 29-ФЗ).
Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований (статья 15 Закона о ветеринарии).
В силу подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять соответственно федеральный государственный ветеринарный надзор и региональный государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, установленным нормативными документами: безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 утверждены ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях (далее - Правила N 589).
В силу пункта 2 Правил N 589 ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648.
В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 30.06.2017 N 318 "Об утверждении Порядка представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее" (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2017 N 48727), Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 (ред. от 02.04.2020) "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2016 N 45094), Приказом Минсельхоза России от 15.04.2019 N 194 (ред. от 06.09.2019) "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2019 N 54548) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019), положениями Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979 "О ветеринарии" рыба слабосоленая, икра являются подконтрольным товаром, входящим в "Группу 03 - рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные", а также входящие в "группу 16 - готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных" и подлежат в обязательном порядке сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется при переходе права собственности на подконтрольный товар.
Ввиду вышеизложенного, нарушение допущенное истцом при исполнении контракта является существенным нарушением условий контракта.
Решение ответчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.01.2020 N 0348100047219000138 соответствует положениям заключенного контракта и действующим нормам права.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правильно отказал в иске.
Ссылка истца на соглашение о расторжении контракта и акт сверки, несостоятельна.
Как усматривается из материалов дела, государственный контракт от 27.01.2020 N 0348100047219000138 между ООО "Галант" (поставщик) и ФКУЗ "Санаторий "Подмосковье" МВД России" (заказчик) заключен в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно статье 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Сделки юридических лиц между собой должны совершаться в письменной форме (пункт 1 статьи 161 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Государственный контракт от 27.01.2020 N 0348100047219000138 заключен сторонами в простой письменной форме.
Пунктом 1 статьи 162 ГК РФ установлено, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Согласно материалам дела, согласование условий соглашения о расторжении договора происходило путем обмена сторонами электронными документами.
Так, в материалы дела представлены скриншоты переписки сторон по электронной почте, а также копия соглашения о расторжении договора, подписанная лишь со стороны истца без указания даты заключения соглашения.
Оригинал соглашения о расторжении договора, подписанный со стороны ответчика либо его заверенная копия в материалы дела не представлен.
Кроме того, ответчик факт подписания данного соглашения отрицает.
Сам по себе акт сверки, а также имеющаяся в материалах дела переписка сторон по вопросу расторжения контракта, вопреки доводам истца, не подтверждает факт заключения соглашения о расторжении договора.
Таким образом, истцом не доказан факт заключения сторонами соглашения о расторжении договора.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2021 года по делу N А41-65059/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65059/2020
Истец: ООО "ГАЛАНТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "САНАТОРИЙ "ПОДМОСКОВЬЕ" МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"