г. Санкт-Петербург |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А42-9378/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Нестерова С.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-его лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9677/2021) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.02.2021 по делу N А42-9378/2020, принятое
по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
3-е лицо: Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура Мурманской области
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области (далее - ответчик, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области, филиал, Учреждение) о признании отказа от 06.10.2020 N КУВД-001/202-15508417 о внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса в кварталах 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 42, 43, 44, 45, 50, 53, 54, 55, 56, 63, 64, 65, 70, 71, 72 Пригородного участкового Мурманского лесничества вокруг города Мурманска площадью 2110 га в Единый государственный реестр недвижимости незаконным, несоответствующим пункту 12 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В качестве способа устранения нарушения прав заявитель просил обязать филиал в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть письмо Министерства от 31.08.2020 N 30-05/6399-АБ и внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса в кварталах 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 42, 43, 44, 45, 50, 53, 54, 55, 56, 63, 64, 65, 70, 71, 72 Пригородного участкового Мурманского лесничества вокруг города Мурманска площадью 2110 га в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура Мурманской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда от 09.02.2021 отменить, ссылаясь на то, что Положение о зоне лесопаркового зеленого пояса отсутствует. Действующим законодательством не определен порядок внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса в ЕГРН, нет утвержденной формы графического описания местоположения границ лесопаркового зеленого пояса и формы текстового описания местоположения границ лесопаркового зеленого пояса, также не определен формат электронного документа, необходимого для внесения границ лесопаркового зеленого пояса, следовательно у Кадастровой платы отсутствовали основания для истребования у Министерства каких - либо документов.
Податель жалобы указывает, что после вступления в силу ФЗ от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правого регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий" исключена возможность внесения границ лесопарков в ЕГРН.
Стороны, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, письмом от 31.08.2020 Министерство обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области с заявлением о внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Мурманска в ЕГРН. К обращению были приложены, в том числе, решение Министерства от 31.12.2019 N 327, CD-диск, содержащий описание местоположения границ в электронной форме.
Рассмотрев представленные документы, филиал уведомил заявителя письмом от 06.10.2020 N КУВД-001/2020-15508417 о невозможности внесения в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории, указав, что статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации не относит лесопарковые зеленые пояса к зонам с особыми условиями использования территорий.
Не согласившись с данным отказом, Министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Часть 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ, действующего с 01.07.2019) предусматривает внесение в реестр границ сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Согласно пункту 1 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды в целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание лесопаркового зеленого пояса.
Общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 30 дней с момента поступления ходатайства о создании лесопаркового зеленого пояса организует общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды).
Пунктом 8 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.
На основании пункта 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532 утверждены Правила о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - Правила N 1532).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1532, в случае установления или изменения границ зон, а также прекращения их существования федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон или о прекращении их существования, направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны.
В силу пункта 31 Правил N 1532 обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
Судом первой инстанции и из материалов дела следует, что в адрес Учреждения Министерство представило постановление Мурманской областной Думы N 1653 от 18.12.2018 "О лесопарковом зеленом поясе вокруг города Мурманска", решение Министерства N 327 от 31.12.2019 "Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Мурманска", электронные сведения описания местоположения границ спорной зоны.
Поскольку Законом N 7-ФЗ предусмотрен порядок создания лесопаркового зеленого пояса, а также необходимость включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах лесопарковых зеленых поясов, и необходимые для регистрации документы были представлены Учреждению, оспариваемый отказ является неправомерным.
Вопреки доводам подателя жалобы. Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ в Лесной кодекс РФ внесены изменения, согласно которым одновременно с исключением лесопарков из числа основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в него включены нормы о лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (статьи 110, 114 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с указанными статьями в состав этих лесов включены леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).
Таким образом, сведения о границах указанных лесов подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с частью 12 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", частью 3 статьи 110 Лесного кодекса РФ.
Отсутствие нормативного правого акта, регулирующего вопросы создания зон лесопаркового зеленого пояса, не влияет на необходимость и возможность внесения сведений об указанных зонах в ЕГРН.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.02.2021 по делу N А42-9378/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9378/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ ф-л "ФКП Росреестра" по Мурманской области
Третье лицо: Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура Мурманской области