Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 августа 2021 г. N Ф04-4174/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А03-14187/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Марченко Н.В.,
судей: Кайгородовой М.Ю.,
Молокшонова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ташлыковой М.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Абрамовской Марины Борисовны (07АП-3307/2021) на решение от 18.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14187/2020 (судья Лихторович С.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (ИНН 2238005111, ОГРН 1112235000206, с. Волчиха Волчихинского района Алтайского края) к индивидуальному предпринимателю Абрамовской Марине Борисовне (ИНН 228000060154, ОГРН 304220607600033, с. Староалейское Третьяковского района Алтайского края) о взыскании 57 707 руб. 27 коп, в том числе 52 903 руб. 92 коп. долга за период с мая 2019 года по апрель 2021 года по типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, 4 803 руб. 35 коп. неустойки за период с 13.01.2020 по 17.09.2020.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Чернышова О.С., доверенность N 48 от 27.11.2020.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (далее - ООО "ВторГеоРесурс") обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Абрамовской Марине Борисовне (далее - ИП Абрамовская М.Б.) о взыскании 57 707 руб. 27 коп, в том числе 52 903 руб. 92 коп. основного долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1296 УКЛ от 24.12.2019, 4 803 руб. 35 коп. неустойки за период с 13.01.2020 по 27.07.2020.
Решением от 18.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением ИП Абрамовская М.Б. в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции допущено неполное выяснение обстоятельств дела, а также нарушение норм материального и процессуального права. По мнению апеллянта, судом не принято во внимание, что у истца отсутствует техническая возможность оказания ИП Абрамовская М.Б. услуги по сбору и вывозу ТКО надлежащего качества.
ООО "ВторГеоРесурс" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предоставило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО "ВторГеоРесурс" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края N 867/18-РО от 06.12.2018. ООО "ВторГеоРесурс" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1.4. соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Согласно пункту 2.3 названного соглашения региональный оператор обязан: осуществлять с 01.01.2019 деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой, руководствуясь основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; принимать ТКО в объеме и в месте, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края; обеспечить поэтапное внедрение раздельного сбора ТКО на территории Рубцовской зоны Алтайского края; в течение месяца со дня наделения статусом регионального оператора направить всем потребителям но адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора; в случае если на 01.01.2019 не заключены договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО в соответствии с настоящим Соглашением; заключить договоры с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, использование которых предусмотрено территориальной схемой; заключать договоры с операторами по обращению с ТКО в течение срока действия Соглашения в отношении новых объектов по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, если их использование будет предусмотрено территориальной схемой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с требованиями подпункта 4 статьи 24.7 Закона N 89, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
С мая 2019 года истец по согласованному с органами местного самоуправления графику обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на всей территории с. Староалейское, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО и т.д. в связи с чем, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он обязан их утилизировать не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.
Претензией от 08.06.2020 истец потребовал оплаты долга за оказанные услуги по обращению с ТКО и неустойки за просрочку исполнения обязательства.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг регионального оператора по обращению с ТКО явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания услуг, отсутствия доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска в связи со следующим.
По общему принципу, изложенному в пункте 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (часть 1 статьи 421 ГК РФ).
В соответствие с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно статье 24.6 Закона N 89 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89 региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89).
Согласно пункту 8 (17) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 (далее - Постановление N 1156), в случае если потребитель не направил Региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) постановления в установленный законом срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с требованиями пункта 8(17) Постановления N 1156, региональный оператор выполнил свои обязательства, разместив в печатных средствах массовой информации (газета "Алтайская правда" выпуск N242 от 25.12.2018) и на своем официальном сайте https://www.vtorgeo.com/yur-licam адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Однако, в предусмотренный законом срок ответчик с заявкой о заключении письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор) к истцу не обратился.
В силу пункта 8 (18) Постановления N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Как установлено материалами дела, ООО "ВторГеоРесурс" подготовил и направил в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1296УКЛ от 24.12.2019.
Ответчик, в свою очередь, представил к договору протокол разногласий, в соответствии с которым предложил изменить условия договора. При этом, предложенные ответчиком условия не соответствовали действующему законодательству, на основании чего истец направил ответчику протокол согласования разногласий от 29.01.2020.
С протоколом разногласий региональный оператор не согласился, направил в адрес ответчика протокол согласования разногласий. Региональным оператором был подготовлен ответ относительно представленных документов и направлен ответчику.
20.02.2020 в адрес регионального оператора от ответчика поступила претензия, сообщение о наличии по адресу ул.Шоссейная,15А контейнера и проект договора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы, в связи с чем, в соответствии с п.8 (15) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором, в проекте контракта, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Таким образом, в письменном виде договора, заключенного сторонами, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у ответчика возникает обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях в отношении принадлежащих ему объектов.
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, при этом потребитель в силу закона лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан утилизировать их не иначе, как посредством услуг регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 типового договора истец обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ответчик обязался оплачивать услуги истца по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие контейнеров у потребителя, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Как установлено материалами дела, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления отходов, утвержденных решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 года N 215 и единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 13.12.2018 года N 514 в размере 567 руб. 76 коп. за м3.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.03.2019 года 49 пересмотрен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в Рубцовской зоне Алтайского края на 2019 год, в связи с чем, размер платы за 1 м
составляет 545 руб. 95 коп. Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20.12.2019 года
566 пересмотрен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в Рубцовской зоне Алтайского края на 2020 год, в связи с чем, в настоящее время размер платы за 1 м 3 составляет 530 руб. 72 коп.
Расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив, для предприятий торговли (продовольственный магазин) является площадь, при этом величина норматива составляет 0,038 м3 в месяц.
Согласно Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 28.06.2016 N 524/пр, расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив "Обращение с ТКО", является 1 кв. м общей площади.
В соответствии с пунктом 10 Постановление N 1156 по условиям типового договора складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в)в пакеты или другие емкости, представленные региональным оператором.
Согласно пункту 4 типового договора датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является 01.05.2019.
В соответствии с пунктом 5 типового договора стоимость услуг по обращению с ТКО составляет 4450 руб. 04 коп. (без учета НДС) в месяц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, следует иметь ввиду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО с января 2020 года считается заключенным между ООО "ВторГеоРесурс" и ответчиком на условиях типового договора, а услуги, оказываемые региональным оператором в период с мая 2019 года по апрель 2020 года, подлежат оплате ответчиком в соответствии с условиями договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739), если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно абзацу 7 пункта 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" в соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
В соответствии со статьей 711 ГК РФ заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Факт оказания услуг, их объем и стоимость, наличие и размер задолженности подтверждается представленными в материалы дела подтверждение материалами дела, в том числе актами об оказании услуг, счетами на оплату, в том числе данные системы ГЛОНАСС о движении мусоровоза, претензией и другими материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчиком доказательств надлежащего исполнения обязанности по оплате оказанных услуг не предоставлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что услуги по вывозу ТКО за период с мая 2019 года по апрель 2020 года истцом не оказывались, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены в учетом актов оказания услуг, данных спутниковой навигации Глонасс.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено бесспорных доказательств, опровергающих оказание истцом услуг в спорный период, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал доказанным факт оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО в период с мая 2019 года по апрель 2020 года на сумму 52 903 руб. 92 коп.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ договором либо законом может быть предусмотрена денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 21 типового договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
За ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате услуг истец начислил неустойку в размере 4 803 руб. 35 коп. за период с 13.01.2020 по 17.09.2020.
Расчет неустойки ответчиком не оспорен, судом первой инстанции проверен, признан правильным.
Оценивая иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14187/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Абрамовской Марины Борисовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-14187/2020
Истец: ООО "ВторГеоРесурс"
Ответчик: Абрамовская Марина Борисовна