г. Хабаровск |
|
19 мая 2021 г. |
А04-9830/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Сакура плюс": представителя Гагиев Т.Б. по доверенности от 12.11.2020;
от Администрации города Благовещенска: представителя Арефьевой Е.Г., по доверенности от 03.08.2020;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сакура плюс"
на решение от 20.02.2021
по делу N А04-9830/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сакура плюс" (ОГРН 1142801007744, ИНН 2801199180)
к администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сакура плюс" (далее - заявитель, общество, ООО "Сакура плюс") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации города Благовещенска (далее- администрация) о признании незаконным решения администрации об отказе обществу в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (Covid-19) и осуществляющим деятельность в сфере гостиничного бизнеса, по заявке от 23.09.2020 N 18.
Решением суда от 20.02.2021 в удовлетворении заявления общества отказано.
Суд, установив, что при осуществлении деятельности общества в гостинице "Уют" обнаружены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, допущенных его должностным лицом (сведения МО МВД России "Благовещенский" от 10.09.2020, от 07.10.2020 о нарушении должностным лицом общества санитарно-эпидемиологических требований и ограничений мероприятий - в нарушение распоряжения Губернатора Амурской области от 27.01.2020, в редакции распоряжения от 30.04.2020 N 92-р произведено заселение в номер 04.05.2020 Сотниковой А.О.), пришел к выводу об обоснованности оспариваемого решения администрации, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявления общества.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель жалобы утверждает следующее: суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства общества о запросе материалов дела об административном правонарушении в отношении Бугаевой В.И. и об отложении судебного заседания в целях самостоятельного представления доказательств; в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2 Общих требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492, положений статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при принятии обжалуемого решения, суд не принял во внимание, что для вынесения отказа в предоставлении субсидии уполномоченным органом должны были быть проведены мероприятия по установлению нарушений со стороны юридического лица, а не его должностных лиц; общество не привлекалось к административной ответственности.
В апелляционной жалобе общества содержится ходатайство о приобщении к материалам дела представленных в суд с жалобой дополнительных документов, поименованных в приложении к жалобе (экземпляры: договора аренды; объяснительной Бугаевой В.И., приказа общества N 2 от 27.03.2020).
Представитель общества в судебном заседании, проводимом в режиме ВКС, обеспечивает которую Арбитражный суд Амурской области, в полном объеме поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить, поддерживает ходатайство о приобщении перечисленных выше экземпляров документов, пояснив, что такие документы содержатся в материалах дела об административном правонарушении в отношении Бугаевой В.И., которые суд первой инстанции запросил в МВД России по городу Благовещенску, но обжалуемое решение вынес раньше, чем эти материалы поступили в суд.
Представитель администрации в судебном заседании возражала против доводов жалобы, просила оставить жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения, возражала против ходатайства общества о приобщении дополнительных документов.
Рассмотрев заявленное ходатайство ООО "Сакура плюс", руководствуясь статьями 159, 268 АПК РФ, суд считает возможным удовлетворить его (в том числе такие документы содержатся в материалах дела об административном правонарушении в отношении Бугаевой В.И., поступившие в суд 20.02.2021, то есть в день составления мотивированного решения суда), в связи с чем, приобщает экземпляры вышеуказанных документов к материалам настоящего дела (экземпляр договора аренды представлен не в полном объеме).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 23.09.2020 ООО "Сакура Плюс" подано заявление на предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в условиях ухудшения ситуаций в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и осуществляющим деятельность в сфере гостиничного бизнеса, в 2020 году.
По информации МО МВД России "Благовещенский" от 10.09.2020, от 07.10.2020 должностным лицом ООО "Сакура Плюс" нарушены санитарно-эпидемиологические требования и ограничительные мероприятия при осуществлении деятельности в период распространения новой коронавирусной инфекции, о чем 05.06.2020 составлен протокол по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации).
Согласно постановлению Благовещенскою городского суда от 30 июня 2020 года Бугаева Валентина Ивановна (должностное лицо общества) была признана виновной в правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. В постановлении указано, что в ходе предварительного следствия по уголовному делу, по признакам состава преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ установлено, что Сотникова А.О. в период времени с 22 часов 00 минут 04 мая 2020 года до 00 часов 30 минут 05 мая 2020 года находилась в гостиничном номере N 69 гостиницы "Уют", расположенной по адресу: Амурская область, город Благовещенск, ул. Театральная, д. 199.
Из объяснений Бугаевой В.И. от 04 июня 2020 года следует, что 04 мая 2020 года в районе 22 часов она заселила в номер 69 гостиницы "Уют" ул. Театральная. 199, Сотникову А.О. в нарушении распоряжения губернатора Амурской области от 27.01.2020 года N 10-р.; данные обстоятельства также подтверждаются объяснениями Сотниковой Е.В., Курьян Т.И.
По результатам рассмотрения комиссией документов, 15.10.2020 оформлен протокол N 4, согласно приложению N 2 которого рекомендовано ООО "Сакура Плюс" отказать в предоставлении данной субсидии на основании пп. 4 п. 2.9 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в условиях ухудшения ситуаций в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (Covid-19) и осуществляющим деятельность в сфере гостиничного бизнеса, утвержденный Постановлением Администрации города Благовещенска от 02.09.2020 N 2872 (далее - Порядок предоставления субсидий, Порядок), в связи с несоответствием требованиям, установленным пунктом 1.6 Порядка.
26.10.2020 администрация города Благовещенска в соответствии с подпунктом 4 пункта 2.9 Порядка приняла решение N 01-15/12614 об отказе ООО "Сакура Плюс" в предоставлении субсидии в связи с не соответствием требованиям пп. 5 пункта 1.6 Порядка, а именно в связи с наличием факта нарушения санитарно-эпидемиологических требований и ограничительных мероприятий при осуществлении деятельности должностным лицом гостиницы "Уют".
Несогласие общества с указанным решением администрации послужило основанием для обращения ООО "Сакура плюс" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с указанным выше Порядком субсидия предоставляется в рамках мероприятий государственной программы с целью финансового обеспечения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и осуществляющих деятельность в сфере гостиничного бизнеса, в 2020 году (пункт 1.2.).
Согласно пункту 1.6 Порядка субсидия предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют на дату подачи заявки критериям, в частности, в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства отсутствуют факты нарушения санитарно-эпидемиологических требований и ограничительных мероприятий при осуществлении деятельности, предусмотренных распоряжением N 10-р и постановлением Правительства Амурской области от 7 апреля 2020 года N 190 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Амурской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Для получения субсидии субъект малого и среднего предпринимательства не позднее 9 октября 2020 года представляет в управление экономического развития и инвестиций администрации города Благовещенска (далее - Управление) заявление на предоставление субсидии по форме согласно приложению N 1 к Порядку с приложением документов, указанных в пункте 2.2. Порядка: опись представленных документов, подписанную руководителем субъекта МСП; копию паспорта, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица; копии документов, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица; копию уведомления (справки, иного документа) российской кредитной организации об открытии расчетного счета субъекта МСП; копию формы "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года N 83п, за февраль и за отчетный месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, с отметкой территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; копии документов, подтверждающих право собственности или пользования помещением для осуществления деятельности в сфере гостиничного бизнеса; копия свидетельства о присвоении гостинице категории, в приложении к которому отражается номерной фонд гостиницы (при наличии).
Документы, указанные в пункте 2.2 Порядка, рассматриваются комиссией.
В соответствии с пунктом 2.7.Порядка Управление направляет запрос в отношении заявителя, представившего заявку, о фактах нарушения санитарно-эпидемиологических требований и ограничительных мероприятий при осуществлении деятельности, предусмотренных распоряжением N 10-р и постановлением Правительства Амурской области от 7 апреля 2020 года N 190 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Амурской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)": в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области; в министерство экономического развития и внешних связей Амурской области; в межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Благовещенский".
Согласно пункту 2.8. Порядка по результатам рассмотрения поданных документов субъектов малого и среднего предпринимательства комиссией оформляется протокол.
Главный распорядитель (администрация города Благовещенска) в течение 10 дней со дня получения протокола комиссии принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.
Пункт 2.9. Порядка содержит основания отказа в предоставлении субсидии, к которым относится: нарушение субъектом МСП срока подачи заявления на предоставление субсидии, предусмотренного пунктом 2.2 настоящего Порядка; несоответствие представленных субъектом МСП документов требованиям, определенным пунктом 2.2 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; недостоверность представленной субъектом МСП информации; несоответствие субъекта МСП требованиям, установленным пунктом 1.6 настоящего Порядка; не истечение 3 (трех) лет с момента признания заявителя допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевое использование средств муниципальной поддержки; отсутствие бюджетных ассигнований на предоставление субсидий.
По представленным МО МВД России "Благовещенский" сведениям от 10.09.2020, от 07.10.2020 должностным лицом ООО "Сакура Плюс" нарушены санитарно-эпидемиологические требования и ограничительные мероприятия при осуществлении деятельности в период распространения новой коронавирусной инфекции (протокол от05.06.2020 по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ- невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации; постановление Благовещенского городского суда от 30 июня 2020 года в отношении Бугаевой В.И.)
В постановлении Благовещенскою городского суда от 30 июня 2020 года в частности указано, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-Ф'З (ред. от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, которые предусматривают, что при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц. находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункт "г" пункта 4).
В соответствии с подпунктами "м" и "у" ч. 1 ст. 11 Федеральною закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта.
Распоряжением губернатора Амурской области от 27.01.2020 N 10-рс 08.00 часов 27 января 2020 года на территории Амурской области введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCoV, и возникновения на территории Амурской области чрезвычайной ситуации, которая может повлечь ущерб здоровью людей.
В соответствии с пунктом 5 данного распоряжения, в редакции распоряжения губернатора Амурской области от 30.04.2020 N 92-р. гостиницам и другим объектам временного размещения граждан, расположенным на территориях городских округов Амурской области город Благовещенск, город Свободный, город Бедогорск. город Тында, приостановить в период с 1 мая 2020 года по 11 мая 2020 года (включительно) новые бронирования и заселения.
Граждане подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ за нарушение обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, Благовещенский городской суд пришел к выводу о наличии в действиях Бугаевой В.И. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выразившихся в заселении администратором Бугаевой В.И. 04 мая 2020 года в 22 часа 00 минут в гостиницу "Уют" ООО "Сакура плюс", расположенную по адресу ул. Театральная, 199. г. Благовещенск, в гостиничный номер N 69 Сотникову А.О. (в нарушение распоряжения губернатора Амурской области от 27.01.2020 года N 10-р "О введении режима повышенной готовности").
Довод заявителя о том, что администрация города Благовещенска незаконно отказала в предоставлении субсидии, поскольку в отношении юридического лица - ООО "Сакура плюс" не имеется фактов нарушения санитарно-эпидемиологических требований и ограничительных мероприятий, а также отсутствует факт привлечения к административной ответственности, судом рассмотрен и обоснованно отклонен, так как Порядок предоставления субсидий не содержит условия о необходимости учета привлечения или не привлечении юридического лица к административной ответственности - в пункте 1.6 Порядка идет речь об отсутствии факта нарушения санитарно-эпидемиологических требований и ограничительных мероприятий при осуществлении деятельности.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам при осуществлении деятельности общества, а именно деятельности принадлежащей обществу гостиницы "Уют" имелись нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Указанные нарушения были допущены должностным лицом юридического лица, при этом должностное лицо действовало не самостоятельно, а как работник ООО "Сакура плюс".
Согласно статье 402 Гражданского кодекса Российской Федерации действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с приведенными нормами факт привлечения к административной ответственности должностного лица - администратора гостиницы "Уют" Бугаевой В.И. подтверждает наличие нарушения ограничительных мероприятий при осуществлении гостиничной деятельности ООО "Сакура".
Представленные заявителем жалобы дополнительно экземпляры договора аренды (не в полном объеме), объяснительной Бугаевой В.И от 05.05.2020, приказа общества N 2 от 27.03.2020, не опровергает факта состоявшегося нарушения ограничительных мероприятий при осуществлении гостиничной деятельности общества (администратором гостиницы было совершено данное нарушение с использованием имущества юридического лица - ООО "Сакура" без учета контроля последнего за исполнением должностным лицом приказа генерального директора общества N 2 от 27.03.2020).
При указанных обстоятельствах, администрация города Благовещенска, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2.9 Порядка, правомерно приняла решение N 01-15/12614 об отказе ООО "Сакура Плюс" в предоставлении субсидии в связи с не соответствием требованиям пп. 5 пункта 1.6 Порядка, а именно в связи с наличием факта нарушения санитарно-эпидемиологических требований и ограничительных мероприятий при осуществлении деятельности ООО "Сакура плюс".
Приведенные доводы заявителя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку заявителем жалобы не представлены надлежащие доказательства уплаты государственной пошлины за рассмотрение жалобы (в представленном платежном поручении от 15.03.2021 N 40 отсутствует дата в графе "списано со счета плательщика"), государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета на основании статьи 102 АПК РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 20 февраля 2021 года по делу N А04-9830/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сакура плюс" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Амурской области
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9830/2020
Истец: ООО "Сакура плюс"
Ответчик: Администрация города Благовещенска
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области, МО МВД "Благовещенский"