09 февраля 2024 г. |
дело N А83-6175/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.02.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества "Строительно-Монтажное управление-5" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2023,
принятое по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (ОГРН: 1149102099717, ИНН: 9102048801, 295000, Республика Крым, Симферополь город, Кирова проспект, дом 52)
к акционерному обществу "Строительно-Монтажное управление-5" (ОГРН: 1045754000291, ИНН: 5754003330, 302031, Орловская область, Орёл город, Новосильское шоссе, дом 16а)
о взыскании пени
и по встречному иску акционерного общества "Строительно-Монтажное управление-5" (ОГРН: 1045754000291, ИНН: 5754003330, 302031, Орловская область, Орёл город, Новосильское шоссе, дом 16а)
к государственному унитарному предприятию Республики Крым "Черноморнефтегаз" (ОГРН: 1149102099717, ИНН: 9102048801, 295000, Республика Крым, Симферополь город, Кирова проспект, дом 52)
о взыскании долга,
в присутствии:
от государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" - представителя Евсеева Максима Васильевича по доверенности от 18.12.2023 N 18/420,
от акционерного общества "Строительно-Монтажное управление-5" - представителя Дмитриевой Екатерины Сергеевны по доверенности от 20.11.2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее - ГУП РК "Черноморнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к акционерному обществу "Строительно-Монтажное управление-5" (далее - АО "СМУ-5") с иском, изменённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании неустойки в размере 167827,92 руб. за период с 23.06.2018 по 10.12.2021.
АО "СМУ-5" обратилось к ГУП РК "Черноморнефтегаз" со встречным иском, изменённым в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании задолженности за выполненные работы в размере 655612,74 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2023 исковые требования ГУП РК "Черноморнефтегаз" удовлетворены. С АО "СМУ-5" в пользу ГУП РК "Черноморнефтегаз" взыскана неустойка в размере 167827,92 руб. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 03.05.2023, АО "СМУ-5" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречного иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Арбитражный суд Республики Крым определением от 02.12.2022 необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства АО "СМУ-5" об объединении дела N А83-6175/2022 и дела N А83-6177/2022 в одно производство. Указанные дела являются однородными и взаимосвязанными между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам. В каждом деле представлен один и тот же объем письменных доказательств, опровергающих доводы ГУП РК "Черноморнефтегаз" и подтверждающих позицию АО "СМУ-5". Апеллянт указывает, что в срок выполнения работ по Контракту, то есть до 22.06.2018, АО "СМУ-5" не смогло исполнить работы по не зависящим от него обстоятельствам: отсутствие утвержденной законодательной базы в Черноморском районе Республики Крым, нахождения объектов культурного наследия - курганов, поселений, могильников и необходимости проведения историко-культурной экспертизы, наличие вблизи трассы проектирования особо охраняемого природного объекта "Национальный природный парк "Тарханкутский", внезапного установления в 2019 году охранной зоны национального парка Тарханкутский на расстоянии 100 м от его границ, изменения границ населенных пунктов в Черноморском районе. АО "СМУ-5" письмом от 20.04.2018 N 1/18 проинформировало заказчика о приостановлении исполнения работ по Контракту письмом от 20.12.2018 N 82/18 подрядчик уведомил заказчика о невозможности выполнить работы, предусмотренные Контрактом в срок по обстоятельствам, не зависящим от подрядчика, просил заказчика закрыть фактически выполненные АО "СМУ-5" работы, либо, если частичное закрытие работ по контракту не представляется возможным, заключить дополнительное соглашение о продлении срока до 31.12.2019. Однако заказчик отказал в продлении сроков выполнения работ и частичном принятии результатов фактически выполненных работ. Подрядчик продолжил выполнять работу до одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта, то есть до 19.11.2019. Практически весь объем работ по Контракту был выполнен, следовательно, подлежит оплате. Стоимость выполненных работ по Контракту составляет 655612,74 руб. и имеет для заказчика потребительскую ценность. Заказчик обратился 01.04.2022 с иском о взыскании неустойки за период с 23.06.2018 по 10.12.2021, однако ГУП РК "Черноморнефтегаз" пропущен срок исковой давности. Неустойка должна начисляться за каждый день просрочки от цены Контракта, уменьшенной на сумму выполненных обязательств.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУП РК "Черноморнефтегаз" возразило против ее удовлетворения, указало, что исковая давность по требованию о возврате неотработанного аванса наступает по истечении трех лет с момента, когда односторонний отказ заказчика от договора повлек последствия, на которые он был направлен. С учетом изложенного исчисление сроков на возврат аванса следует исчислять с даты прекращения договорных отношений между сторонами, во исполнение которых и был перечислен аванс. ГУП РК "Черноморнефтегаз" указало, что заказчиком результат работ не принимался, поэтапная приемка результатов работ и оплата работ частично Контрактом не предусмотрены. Результат выполненных подрядчиком работ не имеет для ГУП РК "Черноморнефтегаз" потребительской ценности. Заказчик направил АО "СМУ-5" уведомление от 19.11.2021 N 43/11-8886 об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Контракт считается расторгнутым с 11.12.2021. Исполнение Контракта продолжалось сторонами после окончания установленного срока для его выполнения, и после окончания срока действия Контракта. Каких-либо претензий и замечаний к направленным в адрес подрядчика документам (правоустанавливающие документы, ТУ, техническая документация и др.) в период действия Контракта от подрядчика не поступало. Подписывая Контракт, содержащий условия об ответственности, АО "СМУ-5" выразило свое согласие на применение данных условий. Подрядчик уведомил Заказчика о невозможности выполнения работ только после запроса заказчика о сроке предоставления результатов работ (письмо от 02.07.2018 N 43/11-154) ввиду окончания указанного срока 22.03.2018. В порядке ст. 716 ГК РФ работы подрядчиком не приостанавливались.
В судебном заседании представитель АО "СМУ-5" просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении встречного иска АО "СМУ-5" и об отказе в удовлетворении иска ГУП РК "Черноморнефтегаз". Представитель ГУП РК "Черноморнефтегаз" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Довод апеллянта о необоснованном отказе судом первой инстанции в объединении дела N А83-6175/2022 и дела N А83-6177/2022 в одно производство, отклоняется, учитывая следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.
Согласно части 2.1 статьи 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.
Из изложенного следует, что при рассмотрении ходатайства заинтересованной стороны об объединении дел в одно производство, подлежит установлению наличие либо отсутствие между делами объективной взаимосвязи по основаниям возникновения заявленных требований, а также по представленным доказательствам.
Вместе с тем наличие взаимной связи дел не является единственным условием для решения вопроса об объединении арбитражных дел в одно производство. Объединение дел в одно производство может иметь место в тех случаях, когда по характеру требований, их взаимосвязи, наличию общих доказательств будет выявлена возможность более быстрого и правильного разрешения спора, то есть объединение дел в одно производство преследует цель процессуальной экономии и ускорения рассмотрения возникшего спора.
Вопрос об объединении нескольких однородных дел в одно производство решается по усмотрению арбитражного суда первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств, и является правом, а не обязанностью арбитражного суда, которое он может использовать при наличии процессуальной целесообразности объединения дел для выполнения задач арбитражного судопроизводства, перечисленных в статье 2 АПК РФ.
В соответствии с частью 7 статьи 130 АПК РФ определение арбитражного суда об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство, в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения данного определения, в арбитражный суд апелляционной инстанции.
АО "СМУ-5" определение Арбитражного суда Республики Крым от 02.12.2022 об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении дела N А83-6175/2022 и дела N А83-6177/2022 в одно производство не обжаловало.
В силу части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между ГУП РК "Черноморнефтегаз" (далее - Заказчик) и АО "СМУ-5" (далее - Подрядчик) заключен контракт от 22.12.2017 N 628 (далее - Контракт) (т. 3, л.д. 73-103).
Согласно пункту 1.1. Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по объекту: "Проектирование волоконно-оптической линии связи (далее - ВОЛС) на участке промежуточная радиорелейная станция (далее ПРС) Тарханкутская - Узел связи (далее УС) Управления технологического транспорта и специальной техники (далее - УТТиСТ) ГУП РК "Черноморнефтегаз", стадия "Рабочая документация" на объектах Заказчика, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ.
В соответствии с пунктом 1.4 Контракта срок выполнения работ составляет 6 месяцев с момента заключения Контракта, то есть до 22.06.2018. Проектная и рабочая документация разрабатывается одновременно.
Вся проектная и рабочая документация должна соответствовать требованиям Задания на проектирования (Приложение N 1 к Контракту) (пункт 2.1.3 Контракта). Подрядчик обязан согласовать готовую проектную документацию, отчеты по инженерным изысканиям, сметную документацию с Заказчиком на стадии "Проектная документация" до предоставления в ФАУ "Главгосэкспертиза России". Проектная документация передается Заказчику на согласование в одном экземпляре на бумажном носителе и в электронном виде на USB флеш-карте. (пункт 2.1.4 Контракта). Подрядчик обязан согласовать готовую рабочую документацию, сметную документацию стадии "Рабочая документация" с Заказчиком до предоставления в ФАУ "Главгосэкспертиза России". Рабочая документация передается Заказчику на согласование в одном экземпляре на бумажном носителе и в электронном виде на USB флеш-карте. (пункт 2.1.5 Контракта).
Согласно пункту 2.1.8 Контракта по завершении выполнения работ Подрядчик обязан передать Заказчику по актам приёма-передачи: проектную и рабочую документацию (с перечнем томов, их наименований и количеством экземпляров) в соответствии с согласованным с Заказчиком составом проекта; копии положительных заключений ФАУ "Главгосэкспертиза России" на проектную документацию и достоверность определения сметной стоимости; документацию по землеустроительным (земельно-кадастровым) работам.
Заказчик обязан предоставить Подрядчику исходные данные и документы по объектам проектирования, необходимые для надлежащего выполнения проектных работ (пункт 2.2.1 Контракта).
Согласно пункту 3.1 Контракта цена Контракта составляет 847977,33 руб.
Согласно пункту 4.1 Договора после завершения работ Подрядчик передаёт Заказчику: акт (в 2-х экз.) сдачи-приёмки выполненных проектных работ по форме (Приложение N 2 к Контракту), на основании исполнительных смет, составленных отдельно на инженерные изыскания, стадию "Проект", стадию "Рабочая документация" (Исполнительные сметы должны соответствовать образцу N 2п Приложения N2 к МДС 81-35-2004, составленные на основании Справочников базовых цен на изыскания, проектные работы для строительства). Вместе с актом сдачи-приёмки выполненных проектных работ Подрядчик предоставляет Заказчику проектную и рабочую документацию с положительными заключениями экспертиз с указанием перечня томов, их наименование и количество экземпляров (по акту приёма-передачи проектной и рабочей документации).
В соответствии с пунктом 5.1. Контракта результатом выполнения работ является разработанная Подрядчиком проектная и рабочая документация с полученными положительными заключениями ФАУ "Главгосэкспертиза России" и документация по землеустроительным (земельно-кадастровым) работам, выполненные в соответствии с требованиями Задания на проектирование (Приложение N 1 к Контракту), и действующими законодательными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 9.1 Контракта Контракт считается заключённым с момента его подписания Сторонами и действует до 31.12.2018, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
ГУП РК "Черноморнефтегаз" перечислил АО "СМУ-5" аванс в размере 169595,47 руб.
По письмам АО "СМУ-5" от 25.12.2017 N 189, N 190 заказчиком подрядчику с сопроводительным письмом от 15.01.2018 направлены технические условия NN 2-тс, 3-тс, 4-тс, 5-тс, 6-тс.
По письму АО "СМУ-5" от 27.02.2018 N 37/43-08 заказчиком подрядчику с сопроводительным письмом от 05.03.20218 N 43-53 направлены технические условия NN 11-тс, 12-тс (т. 2, л.д. 88).
АО "СМУ-5" письмом от 15.03.2018 N 03/15-2 просило ГУП РК "Черноморнефтегаз":
- разрешить разработку документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для строительства объекта "Проектирование волоконно-оптической линии связи (далее ВОЛС) на участке: промежуточная радиорелейная станция (далее ПРС) Тарханкутская - Узел связи (далее УС) Управления технологического транспорта и специальной техники (далее УТТиСТ) ГУП РК "Черноморнефтегаз" в границах Черноморского района Республики Крым;
- выдать исходные данные для проектирования: схему территориального планирования, схему красных линий на данных участках (т. 1, л.д. 13, приложение к отзыву).
В ответ на вышеуказанное письмо ГУП РК "Черноморнефтегаз" в письме от 21.03.2018 N 02-16/1742 сообщило, что в настоящее время в рамках реализации мероприятия "Подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым" федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", разработан проект Схемы территориального планирования муниципального образования Черноморский район Республики Крым (далее - СТП), проекты генеральных планов сельских поселений Черноморского района, а также правил землепользования и застройки сельских поселений Черноморского района. Проекты вышеуказанных документов не утверждены, и находятся в стадии согласования отраслевыми министерствами Республики Крым, а также Министерством экономического развития Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, рассмотрение вопроса относительно разработки документации по планировке территории для строительства объектов, а также выдачи исходных данных для проектирования, будет возможно после утверждения вышеуказанных документов. Одновременно сообщило, что в соответствии с разработанным проектом СТП испрашиваемые трассы строительства вышеуказанных объектов частично расположены, а в некоторых местах граничат с особо охраняемыми природными территориями регионального значения, которые относятся к территории национального природного парка "Тарханкутский" (т. 1, л.д 13, документы, приложенные к отзыву).
Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым письмом от 18.04.2018 03-13/4 в ответ на письмо АО "СМУ-5" от 13.04.2018 N 2211/01/1 сообщило о том, что в пределах проектируемой линии связи находятся объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия - курганы, поселения, могильники, о точных границах которых Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым не располагает (т. 1, л.д 13, документы, приложенные к отзыву).
АО "СМУ-5" на электронную почту ymorozov@gas.crimea.ru, принадлежащую начальнику ПТС УТСиАСУ ГУП РК "Черноморнефтегаз" Морозову Юрию Александровичу, направило письмо от 20.04.2018 N 1/18, в котором сообщило о невозможности разработать документацию по планировке территории, получить ее утверждение и осуществить кадастровые работы по межеванию земель неразграниченной собственности в связи с отсутствием утвержденной документации территориального планирования и генеральных планов по Черноморскому району и входящим в его состав сельским поселениям (сослалось на письмо администрации Черноморского района от 21.03.2018 N 02.16/1742); заявило о приостановлении исполнения работ по Контракту по независящим от него причинам и просило продлить сроки выполнения работ до 31.12.2018, а также, оказать посильное содействие в решении вопроса утверждения документации по планировке территории в органах государственной власти Черноморского района и Республики Крым (т. 1, л.д. 12, документы, приложенные к отзыву).
Письмом от 28.04.2018 N 362-11 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, рассмотрев письмо АО "СМУ-5" от 13.03.2018 N 03/13-2, сообщило, что в соответствии с представленными материалами, объект "Проектирование волоконно-оптической линии связи на участке: промежуточная радиорелейная станция Тарханкутская - Узел связи Управления технологического транспорта и специальной техники ГУП РК "Черноморнефтегаз", частично располагается в границах природного парка "Тарханкутский" (далее - Парк), который в соответствии с Перечнем особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 05.02.2015 N 69-р, является особо охраняемой природной территорией. Сведения о границах Парка внесены в Единый государственный реестр недвижимости, как зона с особыми условиями использования территории с присвоением ему учетного номера 90.14.2.5. (т. 1, л.д 13, документы приложенные к отзыву).
Администрация Черноморского района Республики Крым на письмо от 08.05.2018 N 04/18 сообщила, что не возражает против разработки документации по планировке территории для строительства объекта "Проектирование волоконно-оптической линии связи (далее ВОЛС) на участке: промежуточная радиорелейная станция (далее ПРС) Тарханкутская - Узел связи (далее - УС) Управления технологического транспорта и специальной техники (далее УТТ и СТ) ГУП РК "Черномориефтегаз"; дополнительно сообщила, что в настоящее время разработан проект Схемы территориального планирования муниципального образования Черноморский район Республики Крым, проекты генеральных планов сельских поселений Черноморского района, а также Правил землепользования и застройки сельских поселений Черноморского района. Проекты вышеуказанных документов в настоящее время не утверждены (т. 1, л.д. 12, документы, приложенные к отзыву).
АО "СМУ-5" 28.05.2018 передало ГУП РК "Черноморнефтегаз" для согласования технические задания на проведение инженерных изысканий.
На основании писем АО "СМУ-5" от 14.06.2018 N 16/18 выданы технические условия от 27.06.2018 N 08/02-3206 (т. 2, л.д. 85).
ГУП РК "Черноморнефтегаз" письмом от 02.07.2018 N 43/11-154 просило АО "СМУ-5" сообщить о сроках передачи проектной документации и рабочей документации по Контракту, указало, что работы должны быть выполнены до 22.06.2018 (т. 1, л.д 4, документы приложенные к иску).
АО "СМУ-5" в письме от 09.07.2018 N 25/18 разъяснило, что необходимость разработки и утверждения документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) заключается в том, что в состав предоставляемой на экспертизу проектной документации включается документ об утверждении документации по планировке территории. Межевание неразграниченных земель также осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории. Согласно статье 6 Закона Республики Крым 74-ЗРК от 03.09.2014 "Лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, направляет в уполномоченный орган заявление об установлении публичного сервитута, в котором указывает: 3) реквизиты документа об утверждении проекта планировки территории". В этом же письме АО "СМУ-5" уведомило Заказчика о том, что в рамках Контракта выполнены следующие работы: геодезические изыскания; практически завершены работы по геологическим, гидрометеорологическим, экологическим и археологическим изысканиям; ведется разработка проектной документации, в ближайшее время планируется ее согласование; разрабатывается документация по планировке территории; подготавливаются договоры аренды земельных участков с частными землепользователями (т. 1, л.д. 4, документы, приложенные к иску).
АО "СМУ-5" в письме от 12.11.2018 N 72/18 сообщило ГУП РК "Черноморнефтегаз", что администрацией Черноморского района документация до сих пор не рассмотрена, дата проведения публичных слушаний не назначена. В связи с полученным ответом от Госкомкультуры Республики Крым о наличии в пределах проектируемых линий связи объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, были проведены инженерно-археологические изыскания с проведением историко-культурной экспертизы. - Практически полностью разработана проектная документация, за исключением раздела ОВОС, для разработки которого необходимы данные инженерно-экологических изысканий и научного обоснования ГБУ РК НПП "Тарханкутский". В связи с вышеизложенными проблемами, работы по Контракту не могут быть выполнены в полном объеме в установленный срок (т. 1, л.д. 13, документы, приложенные к отзыву).
АО "СМУ-5" в письме от 20.12.2018 N 82/18 сообщило ГУП РК "Черноморнефтегаз", что до сих пор администрацией Черноморского района не рассмотрена и не утверждена документация по планировке территории, документ об утверждении которой необходим для прохождения экспертизы проектной документации (публичные слушания по рассмотрению и согласованию соответствующих проектов планировки и межевания территории назначены на 25.01.2019); просил в рамках Контракта закрыть (принять) фактически выполненные АО "СМУ-5" работы, либо, если частичное закрытие работ по Контракту не представляется возможным, заключить дополнительное соглашение для завершения работ по Контракту сроком до 31.12.2019 (т. 1, л.д 13, документы, приложенные к отзыву).
ГУП РК "Черноморнефтегаз" отказало в приемке фактически выполненных проектных работ и подписании дополнительного соглашения сроком до 31.12.2019 по Контракту.
Письмом от 27.12.2018 N 43-7420 ГУП РК "Черноморнефтегаз" просило АО "СМУ-5" полностью исполнить свои обязательства по Контракту в соответствии с пунктом 9.2 Контракта; до 18.01.2019 предоставить надлежащее обеспечение Контракта (т. 1, л.д 13, документы, приложенные к отзыву).
АО "СМУ-5" платежными поручениями от 29.01.2019 N 170, от 31.01.2019 N 172, от 31.01.2019 N 188 перечислило ГУП РК "Черноморнефтегаз" денежные средства в общем размере 224333,33 руб. в качестве обеспечения исполнения Контракта (т. 1, л.д 13, документы, приложенные к отзыву).
АО "СМУ-5" в письме от 11.02.2019 N 1119 в ответ на письмо заказчика от 11.02.2019 N 43/11-53 сообщило ГУП РК "Черноморнефтегаз", что согласно условиям Контракта необходимо прохождение государственной экспертизы разрабатываемой проектной документации, а в состав предоставляемой на экспертизу проектной документации включается документ об утверждении документации по планировке территории. На настоящий момент по проекту планировки и межевания территории 25.01.2019 проведены публичные слушания, по итогам которых подготовлен проект Решений народного совета Черноморского района Республики Крым об утверждении документации по планировке территории (т. 1, л.д 13, документы, приложенные к отзыву).
Письмом от 18.04.2019 N 4719 АО "СМУ-5" в ответ на письмо от 16.04.2019 N 43/11-94 сообщило ГУП РК "Черноморнефтегаз", что на 25.04.2019 назначено очередное заседание Черноморского районного совета Республики Крым на рассмотрение которого внесен проекты об утверждении ППТ и ПМТ по объектам ГУП РК "Черноморнефтегаз"; в связи с прохождением значительной части одной из трасс по землям особо охраняемых природных территорий, необходимо научное обоснование ГБУ РК "НП Тарханкутский" возможности строительства ВОЛС по территории хозяйственной зоны парка, которое в настоящее время разрабатывается специалистами НП "Тарханкутский" и согласование Министерства экологии и природопользования Республики Крым (документы на согласование поданы в марте 2019 года, ответ ожидается 22-25 апреля 2019 года). После получения необходимых утверждений и согласований проектная документация будет подана для прохождения государственной экспертизы. Срок прохождения государственной экспертизы - до 3-х месяцев (т. 1, л.д 13, документы, приложенные к отзыву).
Письмом от 20.05.2019 N 60/19 АО "СМУ-5" сообщило ГУП РК "Черноморнефтегаз", что 25.04.2019 Черноморским районным советом Республики Крым утверждена документация по планировке территории по объектам ГУП РК "Черноморнефтегаз" в Черноморском районе Республики Крым, а также, 22.04.2019 получено согласование Государственным комитетом по охране объектов культурного наследия Республики Крым раздела "Обеспечение сохранности объектов археологического наследия в составе проектов". В настоящий момент в администрации Черноморского района находится на согласовании раздел проектной документации "Рекультивация нарушенных земель", а также необходимо согласование прохождения значительной части одной из трасс по землям особо охраняемых природных территорий (т. 1, л.д 13, документы, приложенные к отзыву).
АО "СМУ-5" письмом от 26.11.2020 N 78/20 сообщило ГУП РК "Черноморнефтегаз" о комплексе выполненных Подрядчиком работ в рамках заключенного Контракта, а также о наличии ряда обстоятельств, не зависящих от воли подрядчика, в связи с которыми АО "СМУ-5" не имело дальнейшей возможности завершить комплекс работ по Контракту и предложило ГУП РК "Черноморнефтегаз" расторгнуть Контракт N 628 (т. 1, л.д 13, документы, приложенные к отзыву).
ГУП РК "Черноморнефтегаз" направило письмо от 07.12.2020 N 43-8472, в котором в ответ на письмо от 26.11.2020 N 78/20 предложило АО "СМУ-5" провести совместное совещание по вопросу расторжения Контракта.
По результатам проведённого совместного совещания в режиме телефонных переговоров между ГУП РК "Черноморнефтегаз" и АО "СМУ-5" в адрес ГУП РК "Черноморнефтегаз" поступило письмо от 21.12.2020 N 85/20 о выдаче доверенности на имя руководителя АО "СМУ-5" для проведения государственной экспертизы проектной документации в соответствии с пунктами 2.2.3, 2.2.4, 5.1 Контракта.
Доверенность на имя директора АО "СМУ-5" Шавлова В.С. от 30.12.2020 N 27/567 для обращения от имени ГУП РК "Черноморнефтегаз" в ФАУ "Главгосэкспертиза России" с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий была представлена ГУП РК "Черноморнефтегаз" по электронной почте АО "СМУ-5" 12.01.2021.
Доказательства более ранней даты передачи доверенности от 30.12.2020 N 27/567 ГУП РК "Черноморнефтегаз" не представило.
АО "СМУ-5" загрузило документы для государственной экспертизы.
ФАУ "Главгосэкспертиза России" были выданы замечания от 19.01.2021 N 00010-21/КМЭ-26808/О5 (т. 4, л.д.79-89).
В ответ на письмо ГУП РК "Черноморнефтегаз" от 08.02.2021 N 43/11-21 АО "СМУ-5" письмом от 10.02.2021 N 15/21 сообщило, что замечания ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 19.01.2021 N 00010-21/КМЭ-26808/О5 планируют устранить к 16.02.2021, а также указало ГУП РК "Черноморнефтегаз" на то, что частично устранение замечаний требует участия ГУП РК "Черноморнефтегаз", просило предоставить документы, указанные в примечании к замечаниям (корректную доверенность, учредительные документы, документы, подтверждающие финансирование объекта и т.д.). Предложило направить до вышеуказанного срока документы, для которых требуется согласование со стороны заказчика (приложения N 32, N 33 протокола осмотра доказательств) (т. 2, л.д. 66 приложение к встречному иску).
ГУП РК "Черноморнефтегаз" в письме от 04.03.2021 N 43/11-32 просило АО "СМУ-5" сообщить о сроках устранения замечаний ФАУ "Главгосэкспертиза России", указало на направление по электронной почте в адрес АО "СМУ-5" копий уставных документов ГУП РК "Черноморнефтегаз".
АО "СМУ-5" письмом от 05.03.2021 N 39/21 на запрос ГУП РК "Черноморнефтегаз" от 04.03.2021 N 43/11-32 сообщило, что в настоящий момент специалисты Подрядчика занимаются исправлением замечаний к проектной документации, направленных АО "СМУ-5" с письмом. 02.04.2020 N 43/11-95. По факту внесения исправлений в проектную документацию (срок 1-2 недели) документация по объекту "Черноморское - Промежуточная радиорелейная станция Тарханкутская ВЭС" будет передана на согласование в ГУП РК Черноморнефтегаз", а после получения всех согласований - будет повторно подана на экспертизу (т. 2, л.д. 66 приложение к встречному иску).
АО "СМУ-5" с сопроводительным письмом от 15.03.2021 N 40/21 направило на e-mail: ymorozov@chernomorneftegaz.ru krivonogov@chernomomeftegaz.ru проектную документацию по объекту: "Проектирование волоконно-оптической линии связи (далее ВОЛС) на участке: промежуточная радиорелейная станция (далее ПРС) Тарханкутская - Узел связи (далее УС) Управления технологического транспорта и специальной техники (далее УТТ и СТ) ГУП РК "Черноморнефтегаз" для согласования и утверждения.
ГУП РК "Черноморнефтегаз" в письме от 30.03.2021 N 43/11-60 прислало ответ на письмо от 15.03.2021 N 40/21 с замечаниями управления имущественных и земельных отношений, в том числе, в связи с окончанием срока действия разрешения на использование земель от 24.03.2020 (т. 2, л.д. 66 приложение к встречному иску).
Письмом от 12.04.2021 N 62/21 в ответ на письмо ГУП РК "Черноморнефтегаз" от 30.03.2021 N 43/11-60 АО "СМУ-5" сообщило, что в связи с истечением срока действия разрешения на размещение объектов на землях, находящихся в государственной собственности Республики Крым, утвержденного Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 24.03.2020 N 346-р, требуется повторное оформление разрешения на размещение объектов (т. 2, л.д. 66 приложение к встречному иску).
С письмом от 27.04.2021 N 43/11-110 ГУП РК "Черноморнефтегаз" направило АО "СМУ-5" дополнительные замечания по проектной документации, в том числе, об истечении срока действия технических условий.
АО "СМУ-5" письмом от 05.05.2021 N 74/21 запросило о продлении ранее выданных технических условий NN 2, 4, 5, 6, 11, 12. Ответ о продлении данных технических условий на срок до 17.05.2022 был направлен с письмом от 18.05.2021 N 43/11-122 (т. 2, л.д. 123-124).
ГУП РК "Черноморнефтегаз" направило АО "СМУ-5" уведомление от 19.11.2021 N 43/11-8898 об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ (нарушение срока выполнения работ); указало, что в соответствии со статьей 1102 ГК РФ аванс в размере 169595,47 руб. подлежит возврату, сообщило об удержании из обеспечительного платежа суммы аванса 169595,47 руб. (т. 3, л.д. 104). Уведомление вручено АО "СМУ-5" 30.11.2021 (т. 3, л.д. 106).
Решение ГУП РК "Черноморнефтегаз" об одностороннем отказе вступило в силу 11.12.2021 и АО "СМУ- 5" не обжаловалось.
ГУП РК "Черноморнефтегаз" направило АО "СМУ-5" претензию от 26.01.2022 о невыполнении обязательств по Контракту с требованием об уплате пени в размере 222565,78 руб. за период с 23.06.2018 по 10.12.2022 (т. 1, л.д 4, документы приложенные к иску). ГУП РК "Черноморнефтегаз" письмом от 25.03.2022 уведомило АО "СМУ-5" о начислении неустойки в размере 222565,78 руб., указало об удержании из обеспечительного платежа, перечисленного подрядчиком в размере 224333,33 руб., денежных средств в размере 169595,47 руб. - неотработанный аванс и 54737,86 руб. - неустойки за просрочку выполнения работ, требовало оплатить неустойку в размере 167827,92 руб. (т. 1, л.д. 4, документы, приложенные к иску).
Неисполнение АО "СМУ-5" указанных претензионных требований явилось основанием для обращения ГУП РК "Черноморнефтегаз" с иском о взыскании пени.
АО "СМУ-5" обратилось со встречным иском о взыскании с ГУП РК "Черноморнефтегаз" задолженности за выполненные работы в размере 655612,74 руб.
Принимая решение об удовлетворении иска ГУП РК "Черноморнефтегаз" и об отказе в удовлетворении иска АО "СМУ-5", суд первой инстанции исходил из того, что подрядчик допустил просрочку выполнения работ, не представил доказательств того, что у подрядчика имелись какие-либо претензии и замечания к направленным ему документам (правоустанавливающие документы, ТУ, техническая документация и др.); АО "СМУ-5" не доказана потребительская ценность для заказчика результатов фактически выполненных работ, не доказан факт надлежащего выполнения работ по Контракту в полном объеме, учитывая, что поэтапная сдача-приемка результатов работ Контрактом не предусмотрена.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав пояснения истца и ответчика, проверив доводы апеллянта, возражения на нее, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Согласно статье 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1.4 Контракта срок выполнения работ по контракту составляет 6 месяцев с момента заключения Контракта, то есть до 22.06.2018.
Судом установлено, что срок выполнения работ сторонами путем заключения дополнительного соглашения к Контракту не продлевался.
В соответствии с частью 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ("О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством; заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 8.4 Контракта Заказчик вправе отказаться от Контракта в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Ввиду истечения срока выполнения работ (22.06.2018) и не передачи заказчику результата выполненных работ в указанный срок, ГУП РК "Черноморнефтегаз" приняло решение от 19.11.2021 N 43/11-8898 об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ.
Указанное решение вступило в законную силу 11.12.2021 и не обжаловано.
Заказчик начислил неустойку за просрочку выполнения работ за период с 23.06.2018 по 10.12.2021 в размере 222565,78 руб., но, поскольку он уже удержал из обеспечительного платежа 54737,86 руб. данной неустойки, в исковом заявлении просит взыскать с подрядчика неустойку в размере 167827,92 руб.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Аналогичное условие содержится в пункте 7.10 Контракта.
АО "СМУ-5", не оспаривая факт выполнения работ с нарушением предусмотренного Контрактом срока (22.06.2018), ссылается на отсутствие вины в допущенной просрочке, обстоятельства встречной просрочки заказчика.
В силу абзацев 4 и 5 статьи 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
Пунктом 2.1.2 Контракта установлена обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии исходными данными, нормами действующего законодательства, условиями контракта с заданием на проектирование (Приложение N 1 к настоящему Контракту), техническими условиями, программой инженерных изысканий, иными условиями Контракта, в сроки, установленные графиком выполнения работ, утвержденным в соответствии с условиями Контракта, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2.1 Контракта заказчик обязан предоставить Подрядчику исходные данные и документы по объектам проектирования, необходимые для надлежащего выполнения проектных работ.
Таким образом, обязанность подрядчика по выполнению проектных и изыскательских работ является встречной, корреспондирующей по отношению к обязанности заказчика предоставить исходные данные, необходимые для проектирования.
В силу пункта 1 статьи 328 ГК РФ исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств - признается встречным исполнением. При этом, в случае непредставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 328 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ исполнитель (подрядчик) не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (заказчика).
Согласно части 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017), разъясняется, что при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Согласно части 2 статьи 9, частям 1, 3 статьи 65 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
АО "СМУ- 5" при заключении Контракта не знало и не могло знать о наличии в границах проектируемой трассы ВОЛС объектов культурного наследия; расположения объекта проектирования частично в границах природного парка "Тарханкутский", который в соответствии с Перечнем особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 05.02.2015 N 69-р, является особо охраняемой природной территорией; отсутствия утвержденной в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации документации территориального планирования и генеральных планов по Черноморскому району и входящим в его состав сельским поселениям.
Заказчик до заключения Контракта и в приложениях к Контракту такую информацию не предоставил.
Только в ответе на письмо АО "СМУ-5" от 15.03.2018 N 03/15-2 ГУП РК "Черноморнефтегаз" в письме от 21.03.2018 N 02-16/1742 сообщило, что в настоящее время проект Схемы территориального планирования муниципального образования Черноморский район Республики Крым, проекты генеральных планов сельских поселений Черноморского района, а также правил землепользования и застройки сельских поселений Черноморского района не утверждены, и находятся в стадии согласования отраслевыми министерствами Республики Крым, рассмотрение вопроса относительно разработки документации по планировке территории для строительства объектов, а также выдачи исходных данных для проектирования, будет возможно после утверждения вышеуказанных документов. Одновременно сообщило, что в соответствии с разработанным проектом СТП испрашиваемые трассы строительства вышеуказанных объектов частично расположены, а в некоторых местах граничат с особо охраняемыми природными территориями регионального значения, которые относятся к территории национального природного парка "Тарханкутский" (т. 1, л.д 13, документы, приложенные к отзыву).
АО "СМУ-5" на электронную почту ymorozov@gas.crimea.ru, принадлежащую начальнику ПТС УТСиАСУ ГУП РК "Черноморнефтегаз" Морозову Юрию Александровичу, направило письмо от 20.04.2018 N 1/18, в котором сообщило о невозможности разработать документацию по планировке территории, получить ее утверждение и осуществить кадастровые работы по межеванию земель неразграниченной собственности в связи с отсутствием утвержденной документации территориального планирования и генеральных планов по Черноморскому району и входящим в его состав сельским поселениям (сослалось на письмо администрации Черноморского района от 21.03.2018 N 02.16/1742); заявило о приостановлении исполнения работ по Контракту по независящим от него причинам (т. 1, л.д. 12, документы, приложенные к отзыву).
АО "СМУ-5" получило самостоятельно получило 22.04.2019 согласования Государственного комитета по охране объектов культурного наследия Республики Крым раздела "Обеспечение сохранности объектов археологического наследия в составе проектов"; согласование Министерства экологии и природопользования Республики Крым.
Однако Советом Министров Республики Крым только 24.03.2020 выдано распоряжение от 24.03.2020 N 346-р "О выдаче разрешения на размещение объектов на землях, находящихся в государственной собственности РК" по трассе Тарханкутская.
Следовательно, в период с 20.04.2018 по 24.03.2020 подрядчик не имел возможности исполнить Контракт по обстоятельствам, не зависящим от него; и в этот период работы по Контракту в порядке статьи 719 ГК РФ были им приостановлены.
Таким образом, согласно условиям Контракта работы должны были быть выполнены в срок с 23.12.2017 по 22.06.2018 (182 дня); срок выполнения работ до приостановления с 23.12.2017 по 19.04.2018 составил 118 дней; в период с 20.04.2018 по 24.03.2020 выполнение работ по Контракту было приостановлено. Кроме того, заказчику было известно о невозможности изготовления подрядчиком проектной документации без вышеперечисленных документов, о чем ГУП РК "Черноморнефтегаз" само сообщило АО "СМУ-5" в письме от 21.03.2018 N 02-16/1742.
С учетом изложенного, срок выполнения работ (6 месяцев) должен фактически исчисляться не с 23.12.2017, а с 24.03.2020 и должен окончиться 24.09.2020.
АО "СМУ-5" в пояснениях от 22.01.2024 указало, что в период с 25.09.2020 по 10.12.2020 существовала пандемия коронавирусной инфекции, что повлияло на срок выполнения работ. В этот период АО "СМУ-5" занималось исправлением замечаний от 27.03.2020, которые были выданы ГУП РК "Черноморнефтегаз" с письмом от 02.04.2020 N 43/11-95 в ответ на служебную записку начальника УТС и АСУ Протасова Н.А. от 17.03.2020 о рассмотрении документации АО "СМУ-5" по трассе "ПРС Тарханкутская -Узел связи УТТ и СТ".
Между тем, согласно абзацам 11, 12 (вопрос 7) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 (далее - Обзор N 1), признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника).
Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).
Апелляционный суд учитывает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"
Основной вид деятельности АО "СМУ-5" согласно приложенной к исковому заявлению выписке из ЕГРЮЛ 61.10.1 "Деятельность по предоставлению услуг телефонной связи". Указанный вид деятельности не включен в перечень отраслей экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
АО "СМУ-5" письмом от 26.11.2020 N 78/20 предприняло попытку расторгнуть Контракт с ГУП РК "Черноморнефтегаз" (т. 1, л.д 13, документы, приложенные к отзыву), однако, ГУП РК "Черноморнефтегаз" письмом от 07.12.2020 N 43-8472 и в режиме телефонных переговоров убедило АО "СМУ-5" не расторгать Контракт.
Вместе с тем, поскольку АО "СМУ-5" является коммерческой организацией и профессиональным участником рынка в сфере проектирования, в соответствии со статьей 2 ГК РФ оно на свой риск осуществляет предпринимательскую деятельность, а значит, в период с 25.09.2020 до 20.12.2020 подрядчик несет ответственность за просрочку выполнения работ.
АО "СМУ-5" письмом от 21.12.2020 N 85/20 запросило у ГУП РК "Черноморнефтегаз" доверенность для проведения государственной экспертизы проектной документации.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции, проанализировав правоотношения сторон с точки зрения разумности и добросовестности их поведения, пришел к выводу о наличии вины обеих сторон в просрочке выполнения работ с 21.12.2020 по 10.12.2021 (день, предшествующий вступлению в силу решения ГУП РК "Черноморнефтегаз" об одностороннем отказе от исполнения Контракта), в связи с чем признал необходимым применить положения пункта 1 статьи 404 ГК РФ.
Так, на запрос АО "СМУ-5" от 21.12.2020 N 85/20 о выдаче доверенности для проведения государственной экспертизы проектной документации в соответствии с пунктами 2.2.3, 2.2.4, 5.1 Контракта, ГУП РК "Черноморнефтегаз" по электронной почте на имя руководителя АО "СМУ-5" 12.01.2021 представило доверенность от 30.12.2020 N 27/567 (этот факт подрядчиком признается).
АО "СМУ-5" 15.01.2021 в ФАУ "Главгосэкспертиза России" была представлена проектная документация, включая сметную документацию, и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Проектирование волоконнооптической линии связи на участке: промежуточная радиорелейная станция Тарханкутская - Узел связи Управления технологического транспорта и специальной техники ГУП РК "Черноморнефтегаз".
По результатам проверки документов ФАУ "Главгосэкспертиза России" в письме 19.01.2021 N 00010-21/КМЭ-26808/О5 указало замечания к представленным документам с предложением устранить все недостатки.
Исследовав замечания ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 19.01.2021, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что из 27 пунктов замечаний имеются замечания, устранение которых зависело от заказчика - это пункты 4, 13, 15, 19, 20 (выданная ГУП РК "Черноморнефтегаз" доверенность от 30.12.2020 N 27/567 не соответствовала шаблону доверенности на сайте ФАУ "Главгосэкспертиза России"), 22, 24, что составляет 26%.
АО "СМУ-5" с письмом от 10.02.2021 N 15/21 направило в адрес ГУП РК "Черноморнефтегаз" проект доверенности по шаблону ФАУ "Главгосэкспертиза России", запросило представить корректную доверенность, учредительные документы, документы, подтверждающие финансирование объекта и другие документы, указанные в замечаниях.
Однако в период устранения замечаний ФАУ "Главгосэкспертиза России" истекли сроки действия технических условий и распоряжения Совета Министров РК от 24.03.2020 N 346-р "О выдаче разрешения на размещение объектов на землях, находящихся в государственной собственности РК" по трассе Тарханкутская, которое было выдано на 1 год.
При этом суд исходит из того, что АО "СМУ-5", как профессиональный участник в сфере проектирования, получив замечания ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 19.01.2021 должен был предвидеть, что срок вышеперечисленных документов истекает до предусмотренного законодательством Российской Федерации срока проведения государственной экспертизы проектной документации.
В свою очередь ГУП РК "Черноморнефтегаз" в порядке статьи 65 АПК РФ не представило доказательства передачи АО "СМУ-5" доверенности имя директора АО "СМУ-5" Шавлова В.С. от 26.02.2021 N 27/124; а ответчик получение указанной доверенности отрицает.
По доводам апеллянта замечания, указанные в пунктах 4, 7, 13, 14, 20-24 письма ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 19.01.2021 N 00010-21/КМЭ-26808/05 без доверенности и участия заказчика устранить невозможно.
Однако АО "СМУ-5" после 24.03.2021 в порядке статьи 719 ГК РФ не приостановило работы, не отказалось от исполнения Контракта.
Письмом от 12.04.2021 N 62/21 АО "СМУ-5" уведомило ГУП РК "Черноморнефтегаз", что в связи с истечением срока действия разрешения на размещение объектов на землях, находящихся в государственной собственности Республики Крым, требуется повторное оформление разрешения на размещение объектов. Были заново возобновлены работы по получению разрешения на использование земель. Дополнительно АО "СМУ-5" просило Заказчика сообщить об отсутствии иных замечаний к проектной документации, либо предоставить ведомость замечаний для устранения.
Письмом от 27.04.2021 N 43/11-110 ГУП РК "Черноморнефтегаз" представило дополнительные замечания по проектной документации, в том числе об истечении срока действия технических условий.
В силу положений статьи 394 ГК РФ неустойка относится к мерам гражданско-правовой ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.
В пункте 81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняется, что если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон либо кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера неустойки либо действовал недобросовестно, размер ответственности должника может быть уменьшен судом по этим основаниям в соответствии с положениями статьи 404 ГК РФ.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что на дату расторжения Контракта по инициативе заказчика (11.12.2021) ключевая ставка Центрального банка России составляла 7,5%, суд апелляционной инстанции определил размер неустойки за просрочку выполнения работ АО "СМУ-5" следующим образом:
- за период с 25.09.2020 по 20.12.2020 (87 дней), исходя из расчета:
847977,33 руб. (цена Контракта) х 7,5% / 300 х 87 дней = 18443,50 руб.;
- за период с 21.12.2020 по 10.12.2021 (355 дней), исходя из расчета:
847977,33 руб. (цена Контракта) х 7,5% / 300 х 355 дней = 75258,00 руб., но принимая во внимание вину заказчика на 26% размер неустойки для подрядчика составляет 75258,00 руб. х 74% = 55691,00 руб.
Таким образом, АО "СМУ-5" обязано уплатить ГУП РК "Черноморнефтегаз" неустойку за просрочку выполнения работ в размере 74134,50 руб. (18443,50 руб. + 55691,00 руб.).
Из материалов дела следует, что заказчик удержал из обеспечительного платежа, перечисленного подрядчиком в размере 224333,33 руб. неустойку за просрочку выполнения работ в размере 54737,86 руб.
Таким образом, исковое требование ГУП РК "Черноморнефтегаз" к АО "СМУ-5" подлежит частичному удовлетворению на сумму 19396,64 руб.
Следовательно, обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2023 подлежит отмене в части полного удовлетворения первоначального иска в силу неправильного применения норм материального права (на основании пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ);
В части отказа в удовлетворении встречного иска АО "СМУ-5" к ГУП РК "Черноморнефтегаз" о взыскании задолженности за выполненные работы в размере 655612,74 руб. обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2023 отмене не подлежит.
Заказчиком 19.11.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое оспорено не было и вступило в законную силу с 11.12.2021.
В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства (пункт 4 статьи 453 ГК РФ).
В силу разъяснений, изложенных в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась.
В соответствии с пунктом 5.1. Контракта результатом выполнения работ является разработанная Подрядчиком проектная и рабочая документация с полученными положительными заключениями ФАУ "Главгосэкспертиза России" и документация по землеустроительным (земельно-кадастровым) работам, выполненные в соответствии с требованиями Задания на проектирование (Приложение N 1 к Контракту), и действующими законодательными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 5 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, государственная экспертиза является обязательным требованием к проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий.
В силу части 3 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ результатом выполненной работы по контракту, предметом которого в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Поскольку договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является двусторонне обязывающим, то отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации, равно как и выполнение работ в части, не влечет возникновение у истца обязанности по оплате невыполненных работ или выполненных с ненадлежащим качеством.
Таким образом, проектно-сметная документация, не прошедшая государственную экспертизу, в силу части 3 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ и условий заключенного сторонами Контракта не имеют для заказчика потребительской ценности.
Соответствующий вывод следует из определения Верховного Суда РФ от 23.03.2023 N 304-ЭС22-26817 по делу N А67-343/2020, определения Верховного Суда РФ от 22.01.2024 N 310-ЭС23-27240, постановлений Арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2023 по делу N А83-16258/2018, от 04.05.2023 по делу N А83-8010/2020, от 19.10.2022 по делу N А62-5413/2021.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в части встречного иска.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2023 подлежит отмене в части удовлетворения первоначального иска в полном объеме, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункт 1 части 2 статьи 270 АПК РФ).
В части отказа в удовлетворении встречного иска АО "СМУ-5" решение от 03.05.2023 следует оставить без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с частичной отменой решения суда первой инстанции, подлежат распределению судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку исковые требования ГУП РК "Черноморнефтегаз" удовлетворены частично (11,6%), с АО "СМУ-5" в пользу ГУП РК "Черноморнефтегаз" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 700,00 руб.
Расходы АО "СМУ-5" по уплате госпошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с ГУП РК "Черноморнефтегаз" в пользу истца в размере 1326,00 руб.
(3000,00 руб. /2 х 88,4%).
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2023 по делу N А83-6175/2022 отменить в части удовлетворения первоначального иска. В указанной части принять новый судебный акт.
Иск государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "Строительно-Монтажное управление-5" (ОГРН: 1045754000291, ИНН: 5754003330, 302031, Орловская область, Орёл город, Новосильское шоссе, дом 16а) в пользу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (ОГРН: 1149102099717, ИНН: 9102048801, 295000, Республика Крым, Симферополь город, Кирова проспект, дом 52) неустойку в размере 54694,58 руб., а также судебные расходы в связи с рассмотрением иска в размере 1967,00 руб.
В удовлетворении остальной части первоначального иска отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2023 года по делу N А83-6175/2022 оставить без изменения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (ОГРН: 1149102099717, ИНН: 9102048801, 295000, Республика Крым, Симферополь город, Кирова Проспект, дом 52) в пользу акционерного общества "Строительно-Монтажное управление-5" (ОГРН: 1045754000291, ИНН: 5754003330, 302031, Орловская область, Орёл город, Новосильское шоссе, дом 16а) судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в размере 489,00 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6175/2022
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: АО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-5"