г. Пермь |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А71-15744/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике,
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 24 февраля 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А71-15744/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ИНН 7707515984, ОГРН 1051802206389)
о признании незаконным и отмене постановления от 02.12.2020 N 470 по делу
об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ПАО "МТС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление, административный орган, ответчик) от 02.12.2020 N 470 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Свердловской области 24.02.2021 требования удовлетворены: признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике о назначении административного наказания от 02.12.2020 N 470, вынесенного в отношении Публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы".
Не согласившись с принятым решением, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Управлением приведены доводы о том, что согласно постановлению Управления ПАО "МТС" вменяется обсчет потребителя, выразившийся в начислении и списании 18.06.2020 с лицевого счета абонента платы с абонентского номера (с применением которого потребитель получал услуги подвижной связи на территории г. Сочи Краснодарского края) за поступившие входящие голосовые вызовы в размере 8 670 рублей по тарифам, предусмотренного для международного роуминга, действующего на территории Республики Абхазия. При обращении гражданки с претензией в ПАО "МТС" произведен перерасчет и денежные средства возвращены в размере 8 670 рублей, что, в свою очередь свидетельствует о наличии факта неправомерного списания денежных средств, при этом сам факт возврата денежных средств абоненту 07.07.2020 не указывает на отсутствие обсчета потребителя, а подтверждает устранение оператором связи последствий ранее допущенного обсчета. Отмечает, территория г. Сочи в качестве региона, в котором предоставляется международный роуминг при пребывании абонента на территории РФ, на сайте оператора не указана. Вместе с тем, размер оплаты входящих вызовов на телефон потребителя осуществлялся исходя из тарифа международного роуминга. Таким образом, апеллянт полагает, незаконное удержание ПАО "МТС" денежных средств в сумме 8670 рублей за услуги связи, оказанные абоненту на территории Российской Федерации и оплаченные им по тарифу международного роуминга, является обсчетом потребителя. Считает, что решение незаконно и необоснованно, вынесено с существенным нарушением материальных и процессуальных норм, а также с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционных жалоб к производству для представления отзывов на апелляционные жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 09.07.2020 в управление поступило обращение гражданки Мустафиной И.Р. (вх.N 18-00-02/023-6744-ж от 06.07.2020) о возбуждении в отношении ПАО "МТС" дела об административном правонарушении по факту нарушения обществом правил оказания услуг связи и прав потребителя, в связи с неверным расчетом размера платы за услуги связи, повлекшее обсчет потребителя.
На основании поступившего обращения управлением 09.07.2020 вынесено определение о возбуждении в отношении ПАО "МТС" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и проведении по делу административного расследования.
По результатам рассмотрения обращения потребителя управлением установлено, что между Мустафиной И.Р. и оператором связи ПАО "МТС" был заключен договор об оказании услуг передвижной связи МТС с выделением ему абонентского номера. Неотъемлемой частью договора является выбранный абонентом тарифный план "Тарифище 082018".
Условия тарифного плана "Тарифище 082018" опубликованы на официальном сайте ПАО "МТС".
В период с 10.06.2020 по 23.06.2020 Мустафина И.Р. находилась в г. Сочи Краснодарского края. В указанный период территорию г. Сочи и России не покидала. Согласно представленной детализации состоявшихся разговоров по номеру телефона Мустафиной И.Р., 18.06.2020 в 22 час. 08 мин. местного времени (г. Сочи) ей поступил входящий звонок, по результатам которого, абоненту на лицевой счет начислена и списана абонентская плата за поступившие входящие голосовые вызовы в размере 8670 руб. по тарифам, предусмотренного для международного роуминга, действующего на территории Республики Абхазия.
После обращения Мустафиной И.Р. в ПАО "МТС", необоснованно списанные денежные средства в размер 8670 руб. были возвращены на лицевой счет абонента.
Полагая, что указанные действия ПАО "МТС", а именно незаконное удержание (списание) денежных средств в сумме 8670 руб. за услуги связи, оказанные абоненту на территории Российской Федерации и оплаченные им по тарифу международного роуминга, является неправомерными, влекут обсчет потребителя и образуют событие административного
правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, управление, 24.09.2020 направило в адрес общества уведомление о явке для составления протокола об административном правонарушении, которое получено последним 09.09.2020, о чем имеется соответствующая отметка на почтовом уведомлении.
30.10.2020 по факту выявленного нарушения управлением в присутствии представителя общества Коробейниковой М.Г., действующей на основании доверенности от 12.04.2016 N 0067/16 составлен протокол об административном правонарушении.
Копия протокола об административном правонарушении и определение управления от 30.10.2020 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены обществу почтовым отправлением, которое получено последним 10.11.2020, о чем имеется соответствующая отметка на почтовом уведомлении, а также вручены лично представителю под роспись.
02.12.2020 управлением в присутствии представителя общества Коробейниковой М.Г., действующей на основании доверенности от 12.04.2016 N 0067/16, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 470, в соответствии с которым ПАО "МТС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствии умысла в обсчете потребителя.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
Объективной стороной правонарушения являются обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи; обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи; иной обман.
Обсчет потребителя, это взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором, утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя, или передача ему только части этой суммы.
Под потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 3 преамбулы Закона о защите прав потребителей).
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
Федеральный закон 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Согласно пункту 2 статьи 54 Закона "О связи" основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктом 38 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования оператора связи, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи.
На основании п. 5.1 Условий МТС определение объема услуг, оказанных абоненту, осуществляются на основании показаний Автоматизированной системы расчетов ПАО "МТС" сертифицированной в соответствии с законодательством РФ (далее АСР).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Содержание информации предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяется настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 44 Федерального закона "О связи" предусмотрено, что на территории РФ услуги связи оказываются операторами связи пользователями услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с частью 2 статьи 44 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ.
Как следует из части 5 статьи 44 Федерального закона "О связи" оказание иных услуг, технологически неразрывно связанны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.
До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.
Понятие контентной услуги закреплено в пункте 34.1 статьи 2 Закона "О связи", в соответствии с которым контентные услуги - вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях) и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи;
В соответствии со статьей 8 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" предусмотрено, что оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, между Мустафиной И.Р. и оператором связи ПАО "МТС" был заключен договор об оказании услуг передвижной связи с выделением ей абонентского номера, положения которого были определены в Условиях оказания услуг подвижной связи "МТС" (далее Условия "МТС"), а также выбранном абонентом тарифном плане. При заключении договора стороны установили, что подписанием регистрационной формы, абонент подтверждает свое безусловное согласие с Условиями "МТС", являющимися неотъемлемой частью договора.
В данном случае, неотъемлемой частью договора является выбранный абонентом тарифный план "Тарифище 082018". Условия тарифного плана "Тарифище 082018" опубликованы на официальном сайте ПАО "МТС".
Согласно пункту 4.1 раздела III Условий "МТС" перечень услуг, оказываемых абоненту, определяется выбранным абонентом тарифным планом с учетом иных услуг, заказанных абонентом дополнительно в соответствии с действующим предложением оператора или третьих лиц.
В соответствии с пунктами 7.3 и 17.1 Условий "МТС" абонент вправе в установленном оператором порядке изменить используемый перечень услуг, уведомив об этом оператора письменно или в иной, указанной оператором форме (в том числе с использованием средств факсимильной связи, смс-сообщений, голосовых или интернет-сервисов оператора).
Судом установлено, что согласно условиям тарифного плата "Тарифище 082018", в соответствии с которым оказываются услуги связи Мустафиной И.Р., услуга "Легкий роуминг и международный доступ" включена в первоначальный пакет услуг.
Понятие роуминга, установлено Постановлением Правительства Российской Федерации N 63 от 26.01.2000, под которым понимается - услуга системы сотовой подвижной связи, обеспечивающая возможность абонентам осуществлять двустороннюю связь без какого-либо предварительного заявления при перемещении из зоны действия одного оператора в зону действия другого, как внутри страны, так и за рубежом.
Согласно пункту 2.17 Условий "МТС" роуминг - предоставляемая оператором возможность получения абонентом услуг с применением указанной в договоре SIM-карты при нахождении в сети связи другого (роумингового) оператора, а также при нахождении абонента за пределами региона заключения договора. Подробная информация о территории и наименованиях операторов связи, где абоненту предоставляется роуминг, указывается оператором на сайте оператора.
Сайт оператора - ресурс оператора в сети Интернет, размещенный по адресу www.mts.ru, зарегистрированный как средство массовой информации (пункт 2.23 Условий "МТС").
На интернет сайте оператора по адресу https://udm.mts.ru/personal/podderzhka/rouming-i-mezhgorod/poezdki-pomiru/pered-poezdkoy размещена информация об оказании услуг связи в роуминге. В частности, на указанном сайте содержится следующая информация: "Если в настройках вашего телефонного аппарата установлен режим автоматического выбора сети и у вас подключена услуга роуминга, на территории приграничных районов России возможна регистрация в сетях роуминговых партнеров МТС. В этом случае на экране телефона отображается название зарубежного оператора, а совершенные вызовы будут рассчитаны по роуминговым тарифам. В связи с особенностями распространения радиоволн и рельефом местности, при поездках в приграничных районах России рекомендуется в настройках телефона в ручном режиме выбрать сеть МТС. Информация о настройках размещается в инструкции Вашего телефона, пользователь телефона несет ответственность за его настройки.
Административные границы не могут препятствовать распространению радиоволн, посредством которых обеспечивается сотовая связь в стандарте GSM. Поэтому при нахождении вблизи границ с соседними государствами возможна регистрация в сетях операторов других стран, в связи с чем, при поездках рекомендуется в настройках телефона в ручном режиме выбрать оператора связи в стране пребывания".
В силу пункта 8.2 Условий "МТС" абонент обязан ознакомиться с настоящими Условиями, зоной радиопокрытия сети, перечнем возможных услуг, тарифами на услуги (в том числе тарифами на услуги при пользовании роумингом) и информацией о настройках абонентского оборудования до начала пользования услугами.
В соответствии с пунктом 7.4 Условий "МТС" абонент вправе выразить свое согласие или отказ от предоставления ему доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами связи при заключении договора. Отказ от предоставления абоненту доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами связи, оформляется путем подачи оператору абонентом письменного заявления, являющегося неотъемлемой частью договора, либо иным способом, установленным оператором.
Указанное положение договора соответствует подпункту "е" пункта 19 Правил оказания услуг телефонной связи N 1342, устанавливающего в качестве существенного условия договора оказания услуг связи, включение в договор согласие абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи.
В силу части 1 статьи 28 Закона о связи тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи (пункт 2 статьи 54 Закона о связи).
Основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования оператора связи, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи (пункт 38 Правил оказания услуг телефонной связи N 1342).
На основании пунктов 5.1, 14.4 Условий "МТС" определение объема услуг, оказанных абоненту, осуществляются на основании показаний Автоматизированной системы расчетов ПАО "МТС" сертифицированной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее АСР).
Расчеты за предоставленные услуги в Роуминге производятся по мере поступления в АСР сведений об оказанных услугах от других операторов.
Как следует из материалов дела, согласно справке представленной Муртазиной И.Р. в период с 10.06.2020 по 23.06.2020 она проживала в Гостиничном комплексе "Bridge Resort" по адресу: г. Сочи, ул. Фигурная, д. 45. Территорию г. Сочи и Российской Федерации в указанный период времени не покидала.
Согласно представленной детализации состоявшихся разговоров по номеру телефона, принадлежащему Мустафиной И.Р. 18.06.2020 в 22 час. 08 мин. местного времени (г. Сочи) ей на телефонный номер поступил входящий звонок, по результатам которого, абоненту на лицевой счет начислена и списана абонентская плата за поступившие входящие голосовые вызовы в размере 8670 руб. по тарифам, предусмотренного для международного роуминга, действующего на территории Республики Абхазия.
При этом, согласно показаниям АСР компании ПАО "МТС", вышеуказанный абонентский номер в указанное время 18.06.2020 был зарегистрирован в сети оператора Республики Абхазия.
По данным сервиса "Яндекс.Карты" расстояние от гостиничного комплекса "Bridge Resort" до границы с Республикой Абхазия менее 1,5 км.
Согласно детализации смс-сообщений с информационно - справочной системы ASMS, приложенной заявителем к материалам дела, при нахождении абонентского оборудования в роуминговой зоне Республики Абхазии Мустафиной И.Р., на ее абонентский номер направлялись смс-сообщения с текстом "Добро пожаловать в Абхазию! Экономьте в этой стране с опцией "Забугорище": входящие бесплатно, а минуты и интернет расходуются из пакетов, включенных в тариф - все как дома! Плата только за день, когда вы пользуетесь связью за границей: 390 р./сутки. Подключить: *111*771# Подробнее: roaming.mts.ru".
На основании вышеизложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, получив указанное смс-сообщение, Мустафина И.Р. имела возможность изменить настройки сети на своем абонентском оборудовании в ручном режиме, выбрав необходимую сеть связи.
Кроме того, как ранее было указано, в пункте 2.17 Условий "МТС" стороны определили, что подробная информация о территории и наименованиях операторов связи, где абоненту предоставляется роуминг, указывается оператором на сайте оператора.
При этом, в силу пункта 8.2 Условий "МТС" абонент обязан ознакомиться с настоящими условиями, зоной радиопокрытия сети, перечнем возможных услуг, тарифами на услуги (в том числе тарифами на услуги при пользовании роумингом) и информацией о настройках абонентского оборудования до начала пользования услугами.
Из-за особенностей распространения радиосигналов, рельефа, метеоусловий, изменения ландшафта, изменяющих условия распространения радиоволн или увеличивающих их затухание, могут возникать локальные зоны замирания и/или затухания сигнала, что приводит к снижению качества услуг связи. В этом случае абонентское оборудование абонента, находящееся в автоматическом режиме выбора сети, автоматически начинает принимать радиосигнал с базовой станции, находящейся в "прямой видимости" и имеющей более высокий уровень сигнала в данном месте.
Таким образом, в связи с особенностью радиотелефонной (мобильной) связи, как географически не фиксированной в отличие от стационарной связи, возможность нахождения на территории Краснодарского края, учитывая особенности региона (близость с границами других государств), в зоне радиопокрытия других операторов связи не исключается.
В связи с этим на официальном сайте МТС (http://www.mts.by/roaming/i_roaming/howtoget/) размещена информация о том, что ПАО "МТС" не несет ответственности за качество и зону покрытия операторов-партнеров по роумингу. И если в настройках телефонного аппарата абонента установлен режим автоматического выбора сети и подключена услуга "Роуминг", то и в приграничных районах абонент может зарегистрироваться в сети оператора-партнера МТС по роумингу. Это может произойти в случае, если сигнал базовой станции зарубежного оператора окажется достаточным для того, чтобы принимать и совершать звонки. В результате все такие вызовы будут рассчитаны по роуминговым тарифам. Доказательства того, что абонент в порядке, установленном пунктом 7.4 Условий "МТС", отказался от предоставления ему доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами, ни административным органом, ни абонентом Мустафиной И.Р. не представлено.
Действия, направленные на получение услуг, совершенные с абонентским оборудованием, с включенной в него SIM-картой абонента, считаются совершенными от имени и в интересах абонента.
Вышеуказанное положение не противоречит части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
На основании вышеизложенного, доводы апеллянта о доказанности факта обсчета ввиду возврата заявителем денежных средств отклоняется, поскольку он не подтверждает намеренные действия общества, направленные на получение выгоды в результате обмана клиента.
Административный орган не обосновал наличие объективной стороны правонарушения, и в чем именно выразился обсчет, обман потребителя.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что в действиях общества в данном случае не доказана объективная сторона (событие) правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, а именно обсчет потребителей.
Недоказанность события вмененного обществу нарушения в силу принципа презумпции невиновности и пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
Следовательно, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской области по делу об административном правонарушении от 02.12.2020 N 470 о привлечении ПАО "МТС" к административной ответственности по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ является незаконным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А71-15744/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15744/2020
Истец: ПАО "Мобильные ТелеСистемы" филиал в Удмуртской Республике
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике