г. Санкт-Петербург |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А56-98085/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Богдановской Г.Н., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Григорьевым Н.А.
при участии:
от истца: Гутникова А.М. по доверенности от 11.01.2021
от ответчика: Петрова В.И. по доверенности от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11498/2021) Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2021 по делу N А56-98085/2020 (судья Коноваленко Я.А.), принятое
по иску акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - Компания) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области (далее - Управление) о взыскании 1 794 841 руб. 25 коп., в том числе: 1 650 253 руб. задолженности по оплате услуг, оказанных в период с 01.06.2019 по 30.09.2020, по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), 144 587 руб. 61 коп. неустойки.
Решением от 11.02.2021 исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Компании отказать полностью. В обоснование жалобы Управление указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что сторонами не достигнуто соглашение по существенным условиям договора; Управление не согласно с избранными Компанией нормативами для спорных объектов.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель истца в удовлетворении апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Компании присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО и определена зона деятельности - Ленинградская область.
Между субъектом Российской Федерации "Ленинградская область", в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, и Компанией 24.04.2018 заключено Соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны деятельности "Ленинградская область" (далее - Соглашение).
Соглашением установлены сроки, в которые региональный оператор обязан приступить к деятельности по обращению с ТКО на всей территории Ленинградской области:
МО Призерский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.04.2019; МО Выборгский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.06.2019; МО Лужский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.07.2019; МО Всеволожский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.10.2019; МО остальных муниципальных районов Ленинградской области - не позднее 01.11.2019.
Компанией в адрес Управления направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей N 177БН/01-20 исходя из норматива накопления ТКО, в отношении мест накопления ТКО, расположенных по адресам:
Ленинградская область, г. Выборг, ул. Б. Каменая, д. 3;
Ленинградская область, г. Луга, ул. Урицкого, 91;
Ленинградская область, г. Волхов, ул. Новгородская, д. 8;
Ленинградская область, г. Кириши, Нефтехимиков, д. 21;
Ленинградская область, г. Подпорожье, ул. Свирская, д.13;
Ленинградская область, г. Сланцы, Комсомольское ш., д. 6;
Ленинградская область, г. Кингисепп, пр. Карла Маркса, д. 16;
Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Чернышевского, д. 48;
Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Пионерская, д. 6;
Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Комсомольская, д. 14
Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Карла Маркса, д. 57.
Указанный Договор Управлением не подписан.
Истец, ссылаясь на то, что им в период с 01.06.2019 по 30.09.2020 ответчику оказаны услуги по вывозу ТКО, оплата которых Управление не произведена, направил в адрес последнего претензию, содержащую требование о погашении образовавшейся задолженности.
Оставление Управлением претензии Компании без удовлетворения послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма Типового договора утверждена Правилами N 1156.
В пункте 8(18) Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, поскольку в заявленный истцом между сторонами отсутствовал письменный договор ввиду наличия неурегулированных разногласий по договору N 177БН/01-20 на оказание услуг по обращению с ТКО, фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями Типового договора.
Отсутствие подписанного с Компанией договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не является обстоятельством влекущим освобождение Управления от обязанности оплатить истцу фактически оказанные им услуги по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Факт оказания Компанией услуг в спорный период подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств. Сведений об оказании Управлению услуг по вывозу ТКО иным лицом материалы дела не содержат.
В рассматриваемом случае между сторонами возникли разногласия относительно подлежащих применению нормативов накопления ТКО.
Согласно материалам дела, при начислении Управлению платы за оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором в отношении помещений, расположенных в отдельно стоящих зданиях и полностью занимаемых ответчиком, истец применяет норматив, установленный для категории объектов "Административные учреждения (отдельно стоящие здания), архивы, музеи, библиотеки" - расчетная единица - 1 сотрудник.
При начислении Управлению платы за оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором в отношении помещений, расположенных в иных зданиях, если такое здание ответчик занимает не в полном объеме, исходит из норматива, установленного для категории объекта: "Офисы, служебные помещения, банки (расположенные во встроенных помещениях)", расчетная единица - 1 кв. м. общей площади. Под встроенным помещением, как указала Компания, следует понимать помещение, располагаемое в габаритах жилого дома с выступом за его пределы не более чем на 1,5 м ("СП 31-107-2004. Свод правил по проектированию и строительству. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий" (одобрен и рекомендован к применению Письмом Госстроя России от 28.04.2004 N ЛБ-131/9). Региональный оператор полагает, что данное определение встроенного помещения также применимо по аналогии и к помещениям, располагаемым в пределах любого нежилого здания. Кроме того, при выборе норматива, применяемого для расчета стоимости услуг, региональный оператор также учитывает и назначение используемых потребителем помещений для осуществления деятельности, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы.
В сою очередь Управление считает, что все объекты, занимаемые структурными подразделениями Управления, расположены в отдельно стоящих зданиях или многоквартирных домах и не являются встроенными, соответственно, при расчете платы за вывоз ТКО подлежит применению норматив, установленный для категории объектов "Административные учреждения (отдельно стоящие здания), архивы, музеи, библиотеки" - расчетная единица - 1 сотрудник.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, соответствующих доказательств, подтверждающих, что все объекты, занимаемые структурными подразделениями Управления, расположены в отдельно стоящих зданиях суду вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены. На каком основании применять норматив для административных учреждений к помещениям Управления, расположенным в зданиях, которые Управление не занимает полностью и расположены офисы других Управление в апелляционной жалобе не поясняет.
Вопреки доводам ответчика, расчет объема ТКО произведен истцом согласно приведенным выше нормам действующего законодательства по обращению с ТКО, расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты оказанных услуг за спорный период, истец начислил и предъявил к уплате пени за период с 11.07.2019 по 03.04.2020 в размере 144 587 руб. 61 коп.
Поскольку факт нарушения Управлением порядка оплаты услуг по обращению с ТКО подтверждается материалами дела, требование Компании о применении меры ответственности за просрочку исполнения обязательства является обоснованным.
Доказательств оплаты данной суммы со стороны ответчика в материалы дела не представлено. Расчет пени, произведенный истцом, судом проверен и признан арифметически верным.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2021 по делу N А56-98085/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-98085/2020
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ