г. Ессентуки |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А63-8288/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Семенова М.У. и Белова Д.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Майдибор Надежды Петровны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.01.2021 по делу N А63-8288/2020, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Майдибор Н.П. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения от 02.03.2020 по делу N 026/10/18.1-481/2020.
Определением от 22.10.2020 настоящее дело объединено с делом N А63-9877/2020 по заявлению предпринимателя к прокуратуре Ставропольского края (далее - прокуратура края), прокуратуре города Ставрополя (далее - прокуратура города) и прокуратуре Промышленного района города Ставрополя (далее - прокуратура района):
- о признании незаконным бездействия прокуратуры края по нерассмотрению обращения (жалобы) непосредственно сотрудниками прокуратура края;
-о признании незаконным и недействительным решения прокуратуры города, которое изложено в письме заместителя прокурора города от 18.03.2020 N 230-ж-2016;
- о признании незаконным бездействия прокуратуры края, прокуратуры города и прокуратуры района по принятию мер по отмене постановления администрации г. Ставрополя от 27.12.2019 N 3655 и отмене незаконно проводимого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:011605:359 и 26:12:011605:366.
Решением суда от 29.01.2021 производство по делу в части требований о признании незаконными бездействия прокуратуры края, прокуратуры города, прокуратуры района и решения прокуратуры города от 18.03.2020 N 230-ж-2016 в части непринятия мер прокурорского реагирования по защите интересов неопределенного круга лиц прекращено. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, предприниматель обратилась в арбитражный апелляционный суд с жалобой. В апелляционной жалобе предприниматель указывает, что судом неверно применены нормы материального права. В обоснование своих доводов предприниматель ссылается на иную судебную практику, которую приложила к апелляционной жалобе.
Апелляционный суд, руководствуясь статьями 41, 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев вопрос о приобщении данных документов к материалам дела, установив, что судебная практика не является дополнительными доказательствами по делу, отказывает в приобщении дополнительных документов.
В отзыве прокуратура города просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 23.04.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва нее, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13 января 2020 года на основании постановления администрации города Ставрополя от 27.12.2019 N 3655 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков" комитетом размещено извещение о проведении торгов N 130120/0074101/01 на право заключения договоров аренды земельных участков:
- лот N 1: право на заключение договора аренды земельного участка площадью 1617 кв.м, с кадастровым номером 26:12:011605:359, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16 в квартале 525, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - автомобильный транспорт.
- лот N 2: право на заключение договора аренды земельного участка площадью 3613 кв.м, с кадастровым номером 26:12:011605:366, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16 в квартале 525, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - автомобильный транспорт.
14 февраля 2020 года предпринимателем поданы заявки на участие в аукционе по обоим лотам, всего в ходе аукциона поступило по 17 заявок по каждому лоту.
19 февраля 2020 года предприниматель обратилась в управление с жалобой, в которой просила признать незаконными действия организатора торгов по формированию аукционной документации по лоту N 1 и лоту N 2, и аннулировать аукционную документацию.
Согласно протоколу от 20.02.2020 N 13 рассмотрения заявок на участие в аукционе предприниматель была допущена к аукциону по лоту N 1, в допуске к аукциону по лоту N 2 ей отказано по мотиву непоступления задатка.
Из протокола от 25.02.2020 N 14 о результатах аукциона следует, что победителем по лоту N 1 признан Коготыжев З.С., по лоту N 2 - Саркисян С.В.
Уведомлением от 25.02.2020 N Г3/03-2553/2020 управление приостановило торги. Решением управления от 02.03.2020 N 026/10/18.1-481/2020 жалоба предпринимателя признана необоснованной.
От победителей аукциона (Коготыжева З.С. и Саркисян С.В.) поступили заявления об отказе в подписании договоров аренды, в связи с чем комитет направил предложение о заключении договоров лиц, сделавшему предпоследнее предложение (Пепеляеву Е.А.), который также отказался от заключения договоров.
18 февраля 2020 года в прокуратуру края поступило две идентичные жалобы предпринимателя, которым присвоены вх. N ВО-4773-20-20070001 и N ВО-4995-20- 20070001. В данной жалобе предприниматель просила отменить постановление администрации города Ставрополя от 27.12.2019 N 3655 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков".
В этот же день предприниматель подала жалобу в прокуратуру города (жалоба N 2). В указанной жалобе Майдибор Н.П. просила провести прокурорскую проверку нарушения действующего законодательства и незаконной сделки с вышеуказанными земельными участками, принять оперативные меры к признанию незаконными действий организатора торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков территории общего пользования, предназначенной для жителей Промышленного района г. Ставрополя; проверить законность выставления на аукцион земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:011605:359 и 26:12:011605:366; проверить на соответствие законодательству аукционную документацию; принять меры по отмене постановления администрации г. Ставрополя от 27.12.2019 N 3665; отменить вышеуказанный аукцион и принять соответствующие меры по защите публичных интересов неопределенного круга лиц - пешеходов.
В связи с поступившими жалобами прокурор города Ставрополя принял решение от 25.02.2020 о проведении проверки.
По результатам проверки прокуратурой города направлен ответ заявителю от 18.03.2020 N 230ж-2016 об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.
Прекращая производство по делу в части требований о признании незаконными бездействия прокуратуры Ставропольского края, прокуратуры города Ставрополя, прокуратуры Промышленного района города Ставрополя и решения прокуратуры города Ставрополя от 18.03.2020 N 230-ж-2016 по непринятию мер прокурорского реагирования по защите интересов неопределенного круга лиц, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В соответствии с пунктом 15 статьи 21 Закона N 2202-1 действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Пунктом 2 статьи 10 Закона N 2202-1 предусмотрено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя (пункт 3.2 названной Инструкции). Таким образом, направление прокуратурой края жалоб предпринимателя в прокуратуру города являлось правомерным.
Вместе с тем, поскольку ни права Майдибор Н.П., ни иных граждан (неопределенного круга лиц) как участников пешеходного движения не связаны с предпринимательской деятельностью, постольку бездействие прокуратуры края, прокуратуры города и прокуратуры района по доводам жалобы предпринимателя о принятии мер прокурорского реагирования по защите интересов неопределенного круга лиц - пешеходов, не могут быть предметом рассмотрения в арбитражном суде.
С учетом изложенного суд правомерно заключил, что согласно части 7 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в арбитражный суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны арбитражному суду, другие - суду общей юрисдикции, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подсудных арбитражному суду, и о возвращении заявления в части требований, подсудных суду общей юрисдикции.
В рассматриваемом случае, требования предпринимателя были приняты к производству в полном объеме (об оспаривании бездействия и решения прокуратур), следовательно, в этой части производство по делу подлежит прекращению (часть 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части требования об оспаривании решения антимонопольного органа, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований ввиду следующего.
Порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, урегулирован в статье 39.11 Земельного кодекса. Решение о проведении такого аукциона принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1). Образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 39.11 Земельного кодекса.
Извещение о проведении аукциона соответствует положениям пункта 2 статьи 39.11 Земельного кодекса, в том числе содержит реквизиты решения о проведении аукциона - постановления администрации г. Ставрополя от 27.12.2019 N 3655.
Опубликование текста решения о проведении торгов в составе аукционной документации законом не предусмотрено.
В обоснование заявленных требований предприниматель ссылается на факт нахождения в границах спорных земельных участков тротуаров общего пользования.
В силу статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:
1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исходя из буквального толкования приведенных норм, суд первой инстанции правомерно заключил, что в компетенцию антимонопольного органа не входит контроль (надзор) в сфере обеспечения организации дорожного движения, в области использования автомобильных дорог и государственный земельный надзор.
Вместе с тем, данное обстоятельство подтверждается судом первой инстанции, поскольку исследовав документацию по инвентаризации улицы Тухачевского и улицы Пирогова в г. Ставрополе (2009 г.), проекты организации дорожного движения данных улиц (2018 г.), сопоставив со сведениями Публичной кадастровой карты, пришел к выводу, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:011605:359 и 26:12:011605:366 расположены тротуары автомобильных дорог общего пользования, по этим земельным участкам осуществляется движение пешеходов вдоль улиц, а также от края проезжей части дорог в местах расположения пешеходных переходов и от остановки (на остановку) общественного транспорта, расположенную по улице Тухачевского.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса улицы, автомобильные дороги являются территориями общего пользования.
Тротуары являются элементами обустройства автомобильных дорог (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель, территории общего пользования (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу о том, что данное обстоятельство само по себе не может являться основанием для удовлетворения жалобы предпринимателя, поданной в управление.
В обоснование своих требований предприниматель указывает о наличии обременений в виде деревьев на спорных земельных участков, об отсутствии технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о несоответствии проекта договора требованиям пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.
Проверив указанные доводы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу об их несостоятельности, поскольку зеленые насаждения не относятся к обременениям объектов недвижимости, проект спорного договора соответствует требованиям действующего гражданского законодательства и не содержит положений, которые бы предусматривали предоставление земельных участков под капитальное строительство.
Пунктом 7 статьи 448 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом. Пунктом 6 статьи 22 Земельного кодекса установлено, что арендатор земельного участка имеет право передать арендованный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
Таким образом, довод о несоответствии проекта договора требованиям пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, в силу приведенных положений, основан на неверном толковании норм материального права.
Относительно размера задатка суд обоснованно исходил из того, что в настоящем случае задаток был установлен в размере 95% от начальной цены лотов, то есть не превышал размер арендной платы, которую должен был быть готов уплатить любой потенциальный участник торгов. Для участия в аукционе было подано 17 заявок по каждому лоту, соответственно, размер задатка не привел к снижению привлекательности объектов торгов и ограничению доступа к аукциону.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся ранее в суде первой инстанции и получившим правовую оценку, не опровергают выводы суда, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Ссылки подателя жалобы на иную судебную практику о незаконности судебного акта не свидетельствует, поскольку суд принимает решение исходя из обстоятельств, установленных по конкретному делу, на основании норм закона и представленных доказательств.
Соответствие решения суда первой инстанции установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, с учетом доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.01.2021 по делу N А63-8288/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8288/2020
Истец: Майдибор Надежда Петровна
Ответчик: Прокуратура города Ставрополя, Прокуратура Промышленного района города Ставрополя, Прокуратура Ставропольского края, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, Бабаев Роман Калбалиевич, Вольных Светлана Валерьевна, Жердева Наталья Игоревна, Жеруков Хамидби Хасанбиевич, Загиров Расул Рамазанович, Ковалев Юрий Сергеевич, Коготыжев Заур Сергеевич, КОМИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, Мануйлов Николай Викторович, Месхи Николоз, Мурадханов Виктор Саркисович, ООО "Н-Ком", ООО "ЭРМИС", Пепеляев Евгений Алексеевич, Рошевский Дмитрий Сергеевич, Садыкова Гульнара Ризаевна, Саркисян Сергей Владимирович, Шендрик Вадим Генадьевич