г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А56-112395/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8570/2021) индивидуального предпринимателя Вэкару И.А. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2021 по делу N А56-112395/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга
к индивидуальному предпринимателю Вэкару И.А.
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Вэкару Ирины Александровны (далее - Предприниматель) 239 067 рублей субсидии.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Предприниматель обратилась с апелляционной жалобой, в которой ссылается на исполнение всех обязательств по договору N 73 от 15.11.2017 в полном объеме.
12.05.2021 Комитет представил отзыв на апелляционную жалобу.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - КРППР) от13.11.2017N 5713-р "О предоставлении субсидий" ИП Вэкару И.А., предоставлена субсидия на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в целях возмещения затрат в соответствии со специальной программой "Кредитование коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства", утвержденной распоряжением КРППР от 27.08.2014 N 3662-р, в размере 239 067 рублей 00 копеек платежным поручением от 23.11.2017 N 3721477.
15.11.2017 Комитет заключил с Предпринимателем договор N 73/К17 о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на возмещение затрат в соответствии со специальной программой "Кредитование коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - договор).
Согласно пунктам 6.1, 6.2 договора получатель субсидии обеспечивает выполнение условий предоставления субсидии, установленных Порядком и пунктом 2 договора, обеспечивает достижение показателей результативности, определенных Порядком.
Сопроводительным письмом от 02.04.2019 N 01/020419 (Вх-6457/19-0-0 от 04.04.2019) получатель субсидии представил в Комитет отчетность о достижении показателей результативности, в том числе, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (форма по КНД 1110018) по состоянию на 01.01.2018 (за 2017 год), сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (форма по КНД 1110018) по состоянию на 01.01.2019 (за 2018 год) и штатное расписание от 01.01.2019 N 1.
Из представленных получателем субсидии документов следует, что среднесписочная численность работников получателя субсидии на 01.01.2018 (за 2017 год) составляла 3 человека, а на 01.01.2019 (за 2018 год) - 2 человека.
Таким образом, снижение среднесписочной численности работников за 2018 год относительно аналогичных показателей за предыдущий год составило более 20%, а именно 33,3%, что в силу п. 3.9.1 Порядка свидетельствует о недостижении получателем субсидии одного из двух целевых показателей эффективности использования субсидии.
В соответствии с пунктами 5.1-5.4, 5.6 Порядка, пунктами 5.6-5.18 Порядка, утвержденного распоряжением, пунктами 5.2-5.7 договора Комитет с 01.05.2018 до 30.11.2019 проводит проверку соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также соблюдения получателем субсидии условий договора о предоставлении субсидии, по результатам которой составляет акт проведения проверки (далее - акт).
В случае выявления при проведении проверки нарушений получателем субсидии условий ее предоставления Комитет одновременно с подписанием акта направляет получателю субсидии уведомление о нарушениях условий предоставления субсидии, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения получателем субсидии.
В материалы дела представлен акт от 07.06.2019 о проверки соблюдения условий договора от 15.11.2017 N 73/К17, составленный сотрудниками Комитета в присутствии Предпринимателя.
Комитет одновременно с подписанием акта направил получателю субсидии уведомление от 07.06.2019 N 8846/19-0-0 о нарушениях условий предоставления субсидии, в котором предложено устранить выявленные нарушения до 06.07.2019.
В связи с неустранением получателем субсидии выявленного нарушения в установленный срок Комитетом 11.07.2019 издано распоряжение N 4136-р "О возврате субсидий в бюджет Санкт-Петербурга", согласно пункту 1 которого получателю субсидии предписано осуществить возврат в бюджет Санкт-Петербурга субсидии в размере 239 067 рублей в течение семи рабочих дней со дня получения требования о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга и копии указанного распоряжения.
Поскольку денежные средства Предпринимателем не возвращены, Комитет обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Комитета в полном объеме, признав их законными и обоснованными как по праву, так и по размеру. При этом в резолютивной части решения суд указал, что субсидия в заявленном размере подлежит взысканию в бюджет Санкт - Петербурга.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, установлены статьей 10 Закона N 209-ФЗ, которая предоставляет право органов государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления и не предусматривает передачу таких полномочий юридическим лицам.
Статьей 14 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются, в числе других: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).
На основании пункта 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктами 2.2.7, 3.9, 3.9.1 Порядка предоставления в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2017 N 248 (далее - Порядок), пунктами 2, 6.2-1 договора субсидия предоставляется при условии наличия обязательства получателя субсидии по достижению целевых показателей эффективности использования субсидии, указанных в пункте 3.9 Порядка.
Целевые показатели эффективности использования субсидии получателем субсидии делятся на общие и специальные показатели.
Общими целевыми показателями эффективности использования субсидии получателем субсидии по специальной программе являются: среднесписочная численность работников получателя субсидии; минимальный размер заработной платы на одного работника.
Получатель субсидии считается достигшим целевых показателей эффективности использования субсидии, указанных в пункте 3.9.1 Порядка, при условии: снижения не более чем на 20 процентов среднесписочной численности работников за 2018 год относительно аналогичных показателей за предыдущий год; установления в 2018 году минимального размера заработной платы, приходящегося на одного работника, не менее минимального размера заработной платы, установленного на территории Санкт-Петербурга Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год.
Поскольку порядком не предусмотрены исключительные ситуации применения данного показателя в зависимости от сложившихся обстоятельств, он применяется ко всем получателям субсидии без исключения.
В силу раздела 4 Порядка, пунктов 5.1, 5.2 Порядка представления и рассмотрения заявлений и документов на участие в конкурсных отборах на право получения в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, проведения конкурсного отбора, принятия Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга решений о предоставлении в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, оценки соответствия претендентов на получение в 2017 году субсидий критериям определения победителей конкурсного отбора, представления отчетности об использовании субсидий, утвержденного распоряжением КРППР от 03.05.2017 N 2039-р, приложения к Договору, получатель субсидии до 15.04.2019 представляет в Комитет сопроводительным письмом документы, подтверждающие достижение целевых показателей эффективности использования субсидии, установленных Порядком.
Достижение общих целевых показателей эффективности использования субсидии подтверждается следующими документами: копиями справок о среднесписочной численности работников получателя субсидий за 2017 и 2018 календарные годы с отметкой территориального налогового органа или с приложением копий уведомлений, подтверждающих направление документов в налоговые органы в виде почтового отправления с описями вложений, или с приложением копий извещений о вводе сведений, подтверждающих направление документов в налоговые органы в электронной форме, заверенными надлежащим образом; копией действующего штатного расписания получателя субсидий, заверенной надлежащим образом; копией годового расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2018 год (Форма 6-НДФЛ), с отметкой территориального налогового органа, или с приложением копий уведомлений, подтверждающих направление документов в налоговые органы в виде почтового отправления с описями вложений, или с приложением копий извещений о вводе сведений, подтверждающих направление документов в налоговые органы в электронной форме, заверенных надлежащим образом; пояснительной запиской к штатному расписанию и расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (Форма 6-НДФЛ), содержащей пояснения о количестве работников получателя субсидий, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству в соответствии с представленным штатным расписанием, заверенной надлежащим образом.
Получатель субсидии обязан осуществить возврат субсидии в течение семи рабочих дней со дня получения требования и копии распоряжения, указанных в пункте 5.3 Порядка.
В случае если средства субсидии не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга получателем субсидии в установленный в пункте 5.4 Порядка срок, Комитет в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, установленного в пункте 5.4 Порядка, направляет в суд заявление о возврате субсидий в бюджет Санкт-Петербурга.
Из представленных получателем субсидии документов следует, что среднесписочная численность работников получателя субсидии на 01.01.2018 (за 2017 год) составляла 3 человека, а на 01.01.2019 (за 2018 год) - 2 человека.
Таким образом, снижение среднесписочной численности работников за 2018 год относительно аналогичных показателей за предыдущий год составило более 20%, а именно 33,3%, что в силу п. 3.9.1 Порядка свидетельствует о недостижении получателем субсидии одного из двух целевых показателей эффективности использования субсидии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что полученная Предпринимателем субсидия подлежит возврату в бюджет Санкт - Петербурга.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2021 по делу N А56-112395/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112395/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И ИННОВАЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ИП Вэкару И.А., ИП Вэкару Ирина Александровна