г. Санкт-Петербург |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А56-73332/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Нестерова С.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Шатоба М.В., по доверенности от 30.07.2020;
от ответчика (должника): 1. Зинченко Э.В., по доверенности от 15.01.2021;
2. Сучкова Н.А., по доверенности от 07.09.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6103/2021) общества с ограниченной ответственностью "Рик Логистик" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2021 по делу N А56-73332/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рик Логистик"
к Пулковской таможне;
Северо-Западному таможенному управлению
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РИК Логистик" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Пулковской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 19.03.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары N 10221010/270819/0044967 (далее - ДТ), ответа Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ (далее - СЗТУ) N 14-03-18/14853 от 13.07.2020 в части обжалования решения Пулковской таможни по ДТ N10221010/270819/0044967.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель таможенного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "РИК Логистик" в рамках внешнеторгового контракта от 17.09.2015 N 01/15 (далее - контракт), заключенного с "TDK EUROPE GMBH" (Германия) на условиях поставки СРТ - Санкт-Петербург, ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларированы на Пулковском таможенном посту по ДТ N 10221010/270819/0044967 товары: конденсаторы постоянной емкости помехоподавляющие, на номинальное напряжение 525В постоянного тока, 50/60 ГЦ, 30/36КВа, заявленный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 8532100000. Страна происхождения всех товаров Индия, поставка товаров осуществлялись из Индии авиатранспортом авиакомпанией "Эмирейтс".
В процессе таможенного декларирования таможенная стоимость товара определена Обществом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по "стоимости сделки с ввозимыми товарами".
На основании подпункта б) пункта 11 Порядка изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕАЭС) от 10.12.2013 N 289, Пулковской таможней проведена проверка достоверности заявленной таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ NN 10221010/050819/0040326, 10221010/080719/0034278, 10221010/270819/0044967 (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров N 10221000/203/120320/А0011).
В ходе проверки направлены запросы о предоставление документов: в адрес ООО "РИК Логистик" письмо Пулковской таможни от 13.09.2019 N 17-10/14093 "Запрос о предоставлении документов и сведений", письмо Пулковской таможни от 03.02.2020 N 18-08/01646 "Запрос о предоставлении документов и сведений" в адрес авиакомпании "Эмирейтс" (представительство в Санкт-Петербурге), осуществляющей перевозки товаров, задекларированных по проверяемым ДТ (письмо таможни от 04.12.2019 N 17-10/18606 "Запрос о предоставлении документов и сведений").
В результате проведенной проверки таможенным органом установлено, что представленные документы содержат неустранимые противоречия, в связи с чем признаются таможенным органом недостаточными для документального подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров; отсутствует объективное обоснование причин снижения цены товара по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, задекларированных ранее; выявлено включение в стоимость сделки транспортных расходов не в полном объеме.
Пулковской таможней принято решение от 19.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения по таможенной стоимости товаров, заявленные в декларации на товары N 10221010/270819/0044967. Решение о внесении изменений в сведения о таможенной стоимости задекларированных товаров принято в части дополнительного включения в стоимость сделки расходов по перевозке товаров согласно условиям поставки СРТ - Санкт-Петербург, включенных при декларировании не в полном объеме.
15.06.2020 в СЗТУ поступило обращение ООО "РИК Логистик" oб отмене в порядке ведомственного контроля решений Пулковской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ N N 10221010/050819/0040326, 10221010/080719/0034278, 10221010/270819/0044967 (далее - обращение).
СЗТУ, проанализировав решения Пулковской таможни о внесении изменений в сведения о таможенной стоимости задекларированных товаров в части дополнительного включения в стоимость сделки расходов по доставке товаров согласно условиям поставки СРТ - Санкт-Петербург (ДТ N 10221010/050819/0040326, 10221010/080719/0034278, 0221010/270819/0044967), в том числе, документы, представленные Пулковской таможней (письмо Пулковской таможни от 23.06.2020 N18-08/08812) в ответ на запрос СЗТУ от 18.06.2020 N 14-03-20/12917, пришло к выводу о том, что указанные решения являются законными и обоснованными.
Также в названном письме СЗТУ указало заявителю, что ведомственный контроль проводится непосредственно по инициативе самого таможенного органа (по поручению соответствующего должностного лица) при установлении необходимости в проведении ведомственного контроля. Основания или обстоятельства, требующие обязательного проведения ведомственного контроля и принятия по его результатам решения, Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Порядком проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, установленного приказом ФТС России от 01.07.2016 N 1310, не установлены.
Общество, не согласившись с вынесенными решениями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с главой 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Таможенной стоимостью ввозимых товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 данного Кодекса.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Подпунктами 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС относит документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.
По правилам пункта 2 статьи 108 ТК ЕАЭС, в случае если в документах, указанных в пункте 1 названной статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
Согласно пункту 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 статьи 313 ТК ЕАЭС определено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС устанавливает, что если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.
При этом пункт 4 статьи 325 ТК ЕАЭС дает право таможенному органу запрашивать коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Как следует из материалов дела, по ДТ N 10221010/270819/0044967 Обществом задекларированы товары "конденсаторы постоянной емкости, помехоподавлющие, производитель: EPCOS INDIA PRIVATE LTD., товарный знак: TDK, марка: TDK, артикул: В25671С5347А375, модель: МКК", поставляемые в рамках внешнеторгового контракта от 17.09.2015 N 01/15, заключенного с "TDK EUROPE GMBH" (Германия) на условиях поставки СРТ - Санкт-Петербург. Цена товара, согласно инвойсу от 21.08.2019 N 9910076197, спецификации от 20.08.2019 N07/20-I составляет 55.6 долл. США/шт. Страна происхождения всех товаров Индия, поставка товаров осуществлялись из Индии авиатранспортом авиакомпанией "Эмирейтс".
В рамках проведённых проверочных мероприятий представлено письмо продавца "TDK EUROPE GMBH" (Германия) о том, что цена товара в заказе N 102474658/RIC1900570 для конечного клиента АО "Рудавтоматика", на общее количество 2900 шт. составляет 55,60 евро/шт. При этом пояснения (документы) о взаимоотношениях продавца "TDK EUROPE GMBH" (Германия) и клиента АО "Рудавтоматика", для которого сформирована цена товара 55,6 евро/шт., фактически ввозимого в адрес декларанта ООО "РИК Логистик" по внешнеторговому контракту, не представлены.
Ранее при поставках идентичных товаров с артикулом В25671С5347А375 цена составляла 59,06 евро/шт.
Причины снижения цены товара, либо основания для предоставления скидки для конечного клиента АО "Рудавтоматика", декларантом не представлены.
ООО "РИК Логистик" в письме от 17.02.2020 N 01/5, в ответ на запрос таможенного органа представлены пояснения, что снижение цены товара, ввезенного для конечного клиента АО "Рудоавтоматика", связано с большим объемом единовременного заказа продукции (заказ N 102474658 от 20.03.2019 на 2900 шт.).
Непосредственная продажа товаров компании АО "Рудоавтоматика" осуществлялась компанией ООО "ТД СиммеронЭК", которая, в свою очередь, приобрела товары у компании ООО "РИК Логистик" по договору N 01/17 от 09.01.2017. Продажа товаров компанией ООО "РИК Логистик" в адрес ООО "ТД СиммеронЭК" осуществлялось по цене 4204,31 - 4427,21 руб./шт. без НДС (ниже стоимости приобретенного товара с учетом произведенных ООО "РИК Логистик" затрат по уплате таможенных пошлин, налогов).
Продажа товаров компанией ООО "ТД СиммеронЭК" в адрес АО "Рудоавтоматика" осуществлялось по цене 5327,55 - 5537,32 руб./шт. без НДС.
ООО "РИК Логистик" в письме от 17.02.2020 N 01/3, в ответ на запрос таможенного органа представлены пояснения, что "товар является технологически сложным, в связи с этим существенное влияние на цену товаров оказывает конкретный функционал изделия, поэтому изделия с одинаковыми вольтамперными характеристиками могут сильно отличаться в цене. Помимо этого, на цену влияет количество покупаемого товара и его вид упаковки (на ленте, на катушке, в блистере). Конкретные цены и условия к данным поставкам были согласованы в заказе NRIC1900570 от 20.03.2019, прайс-лист к нему не составлялся".
При этом конкретные сведения, подтверждающие зависимость цены товара от его технических характеристик, влияния количества товара и его упаковки на формирование цены товара, декларантом не представлены
В соответствии с пунктом 6.1 контракта поставка осуществляется на условиях СРТ - Санкт-Петербург, Россия. Вышеуказанные условия поставки определены в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС 2010"
Согласно Международным правилам толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС 2010" условия поставки СРТ (Carriage Paid To/ Перевозка оплачена до) означает, что продавец передает товар перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения.
Таким образом, компанией "TDK Europe GmbH" и Обществом договором поставки N 01/15 от 17.09.2015 согласованы условия, согласно которым бремя расходов и организации доставки товара несет продавец.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется ряд дополнительных начислений, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Анализ приведенных положений таможенного законодательства в их нормативном единстве позволяет сделать вывод о том, что расходы на перевозку (транспортировку) имеют экономическую ценность, в связи с этим влияют на действительную стоимость перевозимых товаров и, соответственно, подлежат учету при их таможенной оценке как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Расходы на перевозку товара вне таможенной территории Союза дополняют стоимость сделки, если они не включены в цену товара. Расходы на перевозку по таможенной территории Союза уменьшают стоимость сделки, если они входят в цену товара.
Такое регулирование введено в целях обеспечения общей применимости процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров к разным условиям поставки в соответствии с пунктом 11 статьи 38 ТК ЕАЭС и предполагает, что таможенная стоимость определяется применительно к месту прибытия товаров на таможенную территорию, вне зависимости от распределения обязанностей по перевозке (транспортировке) товаров между сторонами конкретного внешнеторгового контракта.
В связи с этим понятие "расходы на перевозку (транспортировку)" имеет автономное значение для целей главы 5 "Таможенная стоимость товаров" ТК ЕАЭС и охватывает затраты, отвечающие критерию связи с перемещением товаров. Тип гражданско-правового договора, в рамках исполнения которого понесены затраты (договоры перевозки, транспортной экспедиции, договор агентирования или комиссии и др.), число привлеченных к перемещению товаров субъектов (перевозчики, экспедиторы, агенты и т.п.) и иные подобные обстоятельства юридического значения для целей таможенной оценки не имеют.
Выделение "расходов на перевозку (транспортировку)" из "цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар" по смыслу положений пункта 3 статьи 39 и подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца) покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) товара, а также характера и размера упомянутых расходов.
Таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС.
Исходя из пункта 1 статьи 38 ТК ЕАЭС и преамбулы Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой - от декларанта допустимо требовать предоставление документов, которые доступны для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 Постановления Пленума N 49).
Поэтому соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку), обозначенных в подпункте 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров, типов заключенных гражданско-правовых договоров.
В то же время представляемые документы, во всяком случае, должны отвечать требованиям, установленным пунктами 9 - 10, 13 статьи 38 ТК ЕАЭС, то есть исключать риски произвольного определения таможенной стоимости, выступая источником достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, позволяя таможенному органу убеждаться в ее соответствии действительности. Представляемые декларантом документы должны позволять установить состав и размер затрат на оплату соответствующих услуг, относимость этих затрат к перевозке задекларированного товара.
В свою очередь, если товар фактически поставлен на территорию Союза, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары подтверждена и является достоверной, но невозможно достоверно установить размер расходов на перевозку (транспортировку), понесенных поставщиком, это не означает, что таможенная стоимость может определяться первым методом исходя из полной контрактной цены без какого-либо исключения из нее стоимости перевозки (транспортировки) товара по таможенной территории Союза. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 ТК ЕАЭС в такой ситуации не исключается возможность использования представленных декларантом или имеющихся в распоряжении таможенного органа документально подтвержденных сведений об обычно применяемых тарифах перевозчиков (экспедиторов). Иной подход по существу приводил бы к произвольному в условиях фактической поставки товара определению таможенной стоимости одних и тех же товаров, что не отвечает пунктам 9 и 11 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Вышеуказанная правовая позиция подтверждается определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 N 307-ЭС20-13121 по делу N А66-5900/2019.
Согласно пункту 1.2 контакта наименование, количество, цена, дата и условия поставки, в т.ч. Инкотермс, деталей указывается в подтверждении поставки (далее - "Спецификации") на каждую отдельную партию товара, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора и первоначальных заказов. Перед поставкой, продавец обязан подписать Спецификацию.
Согласно пункту 2.2 контракта по обоюдному соглашению сторон отправителем может быть третья сторона - транспортно-экспедиторская компания или компания перевозчик.
Как следует из материалов дела, в контракте (в Спецификации к нему) отправитель товаров, как и страна отправления Индия по данным поставкам, не согласованы, то есть не установлено по какому маршруту должна осуществляться доставка товаров в соответствии с представленными заказами, и какова фактическая стоимость этой доставки, подлежащая включению в цену товара. На момент заказа продукции в заказе прописана только общая стоимость доставки 2900 евро на все строки заказа.
В Спецификации, инвойсе, выставленных на партию товара, задекларированного по ДТ N 10221010/270819/0044967, указана стоимость доставки 400 евро за 400 штук ввезенного товара, тогда как согласно тарифам международных перевозок грузов, стоимость транспортировки определяется в зависимости от веса брутто перевозимого груза. По данной поставке при весе брутто 1886 кг стоимость доставки составляет 400 евро.
Согласно пункту 4.1 контракта цены на детали (включая срок их действия, условия поставки по Incoterms 2010 и зависимость от фактически заказанных покупателем объемов) указываются в прайс-листе продавца.
Однако прайс-лист, соответствующий условиям пункта 4.1 контракта, декларантом не представлен.
Представлен прайс-лист с ценой 50.00 евро/шт. на условиях EXW на артикул В25671С5347А375.
ООО "РИК Логистик" в письме от 26.09.2019 N 2, в ответ на запрос таможенного органа представлены пояснения, что калькуляция стоимости единицы изделия и стоимости доставки является коммерческой тайной, и предоставление этих данных не предусмотрено условиями договора поставки N 01/15 от 17.09.2015.
Таким образом, отсутствие прайс-листа, соответствующего условиям пункта 4.1 контракта, калькуляции цены сделки не позволяют определить составляющие стоимости сделки и убедиться, что в стоимость сделки, помимо стоимости товаров, действительно включены все расходы, связанные с транспортировкой товаров.
ООО "РИК Логистик" в письме от 17.02.2020 N 01/4, в ответ на запрос таможенного органа, представлены пояснения, что стоимость перевозки на условиях СРТ - Санкт-Петербург включена в стоимость инвойсов. Для подтверждения суммы расходов по перевозке приложена экспортная декларация с указанной в ней детализированной суммой расходов на перевозку.
Как правильно установлено судом первой инстанции, фактически в экспортной декларации продублированы сведения из инвойсов о стоимости товаров и стоимости перевозки, при этом детализация стоимости перевозки (перечень конкретных оказанных услуг), отсутствует.
ООО "РИК Логистик" в ответ на запрос таможенного органа не представлены документы и пояснения от продавца, подтверждающие включение в стоимость товара транспортных расходов и в каком размере; причины отличия стоимости перевозки в инвойсе от стоимости перевозки в авианакладной, а также коммерческая переписка с продавцом, подтверждающая запрос указанных документов у продавца.
Вместе с тем, в обращении ООО "РИК Логистик", поступившем в СЗТУ 17.06.2020 (вх. Пулковской таможни от 17.06.2020 N 07648), Общество сообщает, что дополнительно обратились за разъяснением к компании "TDK Europe GmbH". Из ответа поставщика следует, что доставка товаров в адрес ООО "РИК Логистик" осуществлена на условиях СРТ - Санкт Петербург в полном соответствии с положениями Инкотермс 2010. По маршруту Plant: TDK India Private Limited, A TDK Group Company/MUMBAI AIR / St. Petersburg -AIR.
Из пояснений продавца следует, что сумма 400 евро является согласованной сторонами надбавкой к цене товара, включена в стоимость товара и поименована в Спецификации к контракту как Handling cost/Обработка груза. Данная сумма является именно надбавкой, и не является эквивалентом стоимости перевозки в любом смысле, то есть данная сумма не отражает действительную стоимость перевозки.
Судом первой инстанции правомерно указано, что доводы ООО "РИК Логистик" о включении в стоимость товара стоимости транспортировки в размере 400 евро в качестве надбавки к цене, основанные на информации, полученной от продавца, не могли быть приняты и оценены таможенным органом в качестве доказательств достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, поскольку письмо поставщику и ответ продавца представлены ООО "РИК Логистик" совместно с обращением в СЗТУ после завершения Пулковской таможней проверки документов и сведений.
Согласно информации, полученной от авиакомпании "Эмирейтс" стоимость авиаперевозки по маршруту Бомбей - Санкт-Петербург по авианакладной N 176 74018136 (ДТ N 10221010/270819/0044967) фактически составила: 318786,50 INR, что при пересчете по курсу на дату ДТ составляет 3979,72 евро (2,01 евро/кг), что значительно превышает сумму транспортных расходов, заявленную в инвойсе (400 евро).
Таким образом, в результате проведенной проверки выявлено расхождение сведений о стоимости транспортных расходов в документах, представленных ООО "РИК Логистик" и авиакомпанией "Эмирейтс", непосредственно осуществляющей доставку товаров.
С учетом изложенного, в результате проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров выявлено заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10221010/270819/0044967, выразившееся во включении в структуру таможенной стоимости расходов за транспортировку, относящихся к ввезенным товарам, не в полном объеме.
При таких обстоятельствах таможенный орган пришел к выводу и с ним правомерно согласился суд первой инстанции, что представленные документы содержат неустранимые противоречия, в связи, с чем являются недостаточными для документального подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров; декларирование их с более низкой ценой по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, задекларированных ранее; а также включение в стоимость сделки транспортных расходов не в полном объеме.
Согласно пункту 1 Порядка проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, установленного приказом ФТС России от 01.07.2016 N 1310 (далее - Порядок N 1310), ведомственный контроль -- это деятельность таможенных органов, направленная на устранение нарушений требований права Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, совершенных таможенными органами и (или) их должностными лицами при реализации ими задач и функций в области таможенного дела.
Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение, а также признать незаконным действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.
В силу пункта 6 Порядка N 1310 проведение ведомственного контроля осуществляется таможенными органами в связи с наличием поводов, к числу которых относятся: исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения (иные документы) судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела; жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в рассмотрении которых таможенным органом отказано, обращения граждан и организаций в таможенные органы; другое.
Согласно пункту 12 Порядка N 1310 подразделения таможенных органов при возникновении поводов для проведения ведомственного контроля обязаны проинформировать о них функциональное подразделение, к компетенции которого отнесено проведение ведомственного контроля соответствующих решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. В случае принятия начальником функционального подразделения (лицом, его замещающим) решения о проведении ведомственного контроля либо получения письма вышестоящего таможенного органа о необходимости провести ведомственный контроль начальник функционального подразделения (лицо, его замещающее) дает должностному лицу функционального подразделения поручение на проведение ведомственного контроля.
Таким образом, ведомственный контроль проводится непосредственно по инициативе самого таможенного органа (по поручению соответствующего должностного лица) при установлении необходимости в проведении ведомственного контроля.
Основания или обстоятельства, требующие обязательного проведения ведомственного контроля и принятия по его результатам решения, Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289) и Порядком N 1310 не установлены.
Письмо Северо-Западного таможенного управления от 13.07.2020 N 14-03-18/14853 "О рассмотрении обращения", не обладает признаками ненормативных актов, не содержат предписаний властно-распорядительного характера, не относятся к категории решений в сфере таможенного дела, не влияет на исчисление таможенных пошлин, налогов, и не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а является ответом на обращение, принятым в порядке и строгом соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Обществом не представлено доказательств нарушения его прав указанным ответом Северо-Западного таможенного управления на обращение
Таким образом, требования о признании незаконным ответа на обращение обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности вынесенных Таможней решения и ответа Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ, в связи, с чем правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2021 по делу N А56-73332/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73332/2020
Истец: ООО "РИК ЛОГИСТИК"
Ответчик: ПУЛКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ