город Томск |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А45-20309/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Колупаевой Л.А., |
судей: |
Аюшева Д.Н., |
|
Сластиной Е.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Е.С., без использования средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы (07АП-3514/2021 (1,2)) федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение от 26 февраля 2021 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20309/2020 (судья Емельянова Г.М.) по исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная Генерирующая Компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889), г. Чита к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036), г.Новосибирск, а при недостаточности лимитов бюджетных средств субсидиарно с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), г. Москва третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), г. Москва о взыскании задолженности за период с 01.05.2020 по 31.05.2020 в размере 72 319, 83 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: без участия (извещен);
от третьих лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ПАО "ТГК-14", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, ответчик N 1, апеллянт), Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик N2, апеллянт) о взыскании субсидиарно задолженности за тепловую энергию в размере 72 319,83 руб. за май 2020, поставленную в нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Чита, ул.Яковлева д.39 встроенные помещения 1,2,3; ул. Ленинградская д. 98 пом. 2; ул.Горького д. 30, пом. 1; ул. Ленина д. 24, пом. 7; ул. Ленина д.110 пом. 2; ул. Угданская д. 26 пом. 1, 2; мкр. Батарейный, д. 3; ул. Е.Гаюсана д. 28 пом. 1.
Решением от 26 февраля 2021 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20309/2020 исковые требования - ПАО "ТГК-14" удовлетворены, с ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности лимитов бюджетных средств субсидиарно с Минобороны России в пользу ПАО "ТГК-14" задолженность за тепловую энергию за май 2020 в размере 72 319,83 руб. 83 коп., государственную пошлину в размере 2 893 руб.
Не согласившись с принятым решением, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела и неправильным применением норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является титульным владельцем спорного объекта, недвижимости, то есть в силу закона владеет данными объектами, но не является их собственником и правом распоряжаться имуществом не наделено, решать вопросы оплаты расходов по содержанию и коммунальным услугам, не правомочно. К тому же, учреждению, как правообладателю объектов недвижимости, полномочия по оплате коммунальных услуг, не переданы. Таким образом, заявитель считает, что вопросы оказания коммунальных услуг по объектам Минобороны России относится к исключительной компетенции ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в связи с чем, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком.
Не согласившись с принятым решением, Минобороны России также обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Минобороны России ссылается на то, что ПАО "ТГК-14", как ресурсоснабжающая организация, в данном случае не может предъявлять исковые требования к Министерству обороны Российской Федерации, поскольку в отношении спорного объекта подразумевается наличие договора теплоснабжения, заключенного между ресурсоснабжающей организации и управляющей организации. Кроме того, заявитель считает, что при вынесении судебного акта, судом допущено нарушение норм процессуального права в части отказа в ходатайстве Министерства обороны Российской Федерации о привлечении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку решение арбитражного суда первой инстанции могло повлиять на права или обязанности ООО "УК "КЕНОН 2", ОАО "Служба заказчика", ООО "Лидер", УК "Четвертая", УК "Пятая", УК "Фаворит". Помимо этого, заявитель отмечает, что при вынесении судебного акта, судом допущено нарушение норм процессуального права в части удовлетворения требований к субсидиарному ответчику - Министерству обороны Российской Федерации, поскольку истцом не доказаны основания для привлечения Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности, а также не доказан факт отсутствия у ФГКУ "Сибирское ТУИО" денежных средств для исполнения обязательств.
Определением от 09.04.2021 апелляционные жалобы приняты к совместному производству, судебное заседание назначено 17.05.2021.
ПАО "ТГК-14" в отзыве на апелляционную жалобу ФГКУ "Сибирское ТУИО" указывает на то, что поскольку право оперативного управления на спорные помещения зарегистрировано за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ, на данное учреждение ложится обязанность по оплате потребленной тепловой энергии с момента государственной регистрации права оперативного управления. Кроме того, истец отмечает, что помещения размещены в многоквартирных домах, которые не находятся на обслуживании ФГБУ "ЦЖКУ", потому оснований считать что именно данное лицо в отсутствие договора, составленного в виде письменного документа, должно оплачивать коммунальные услуги не имеется.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) приобщен судом к материалам дела.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
В порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционные жалобы в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционных жалоб, отзыва, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, за Российской Федерацией зарегистрированы на праве собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Чита, ул. Яковлева д.39 встроенные помещения 1,2,3; ул. Ленинградская д. 98 пом. 2; ул. Горького д. 30, пом. 1; ул. Ленина д. 24, пом. 7; ул. Ленина д.110 пом. 2; ул. Угданская д. 26 пом. 1, 2; мкр. Батарейный, д. 3; ул. Е.Гаюсана д. 28 пом. 1, что подтверждается имеющимися в деле выписками из ЕГРН.
Указанные нежилые помещения закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, право оперативного управления зарегистрировано в установленном порядке. Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле выписками из ЕГРН и не оспорены ответчиками при рассмотрении дела.
Истцом исключена из суммы иска стоимость ресурса, поставленного в помещение по адресу г. Чита, ул. Ленина, 126 пом. 9, в связи с заключением в отношении указанного помещения договора аренды федерального недвижимого имущества от 28.02.2020 N 141/3/5/АИ-76 с индивидуальным предпринимателем Семиным Дмитрием Александровичем
В течение 2020 года ПАО "ТГК-14" осуществляло подачу тепловой энергии в указанные помещения, в связи с чем, обеспечивалось отопление этих помещений, расположенных в многоквартирных домах, принадлежащих ответчику. Стоимость тепловой энергии за расчетный период май 2020 года составила, с учетом уточнений 72 319,83 руб.
Оплата тепловой энергии не производилась.
В связи с наличием задолженности истец в адрес ответчика направил претензию от 19.06.2020 N АС3155 с требованием погасить задолженность, не погашенную в установленный срок.
Задолженность ответчиком погашена не была, в связи с чем, истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 (далее - постановление Пленума N 10/22) разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Исходя из смысла норм статей 210, 296 ГК РФ и указанной правовой позиции высшей судебной инстанции право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В силу статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 ГК РФ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Статьей 10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности могут возникать вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (пункт 6 статьи 10 ЖК РФ).
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за отопление и горячее водоснабжение.
Согласно пункту 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если не установлен иной срок.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно пункту 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
В пункте 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, на ответчика как владельца нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, возлагалась обязанность по заключению договора ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Такая обязанность ответчиком исполнена не была, что следует из материалов дела.
Отсутствие заключенного ответчиком договора теплоснабжения само по себе не освобождает его от оплаты потребленных коммунальных ресурсов, что соответствует положениям абзаца 2 пункта 6 Правил N 354, согласно которому договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148 (54) указанных Правил (пункт 7 Правил N 354).
Согласно пункту 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, действует до даты (включительно) прекращения предоставления коммунальных услуг соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее. Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Из материалов дела следует, что в спорный период истец осуществлял поставку коммунального ресурса в нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Чита, ул. Яковлева д.39 встроенные помещения 1,2,3; ул. Ленинградская д. 98 пом. 2; ул. Горького д. 30, пом. 1; ул. Ленина д. 24, пом. 7; ул. Ленина д.110 пом. 2; ул. Угданская д. 26 пом. 1, 2; мкр. Батарейный, д. 3; ул. Е.Гаюсана д. 28 пом. 1
Заключение договора ресурсоснабжения с собственником нежилого помещения в подобной ситуации для ресурсоснабжающей организации обязательно.
Факт поставки ресурса сторонами не оспаривался.
Из материалов дела следует, что в мае 2020 года истец осуществил поставку ответчику тепловой энергии общей стоимостью 72 319,83 руб.
Количество и стоимость поданной тепловой энергии зафиксирована в акте приема-передачи и счете-фактуре за соответствующий расчетный период, и не оспорена ответчиками.
Представленный истцом расчет платы за тепловую энергию, апелляционным судом проверен, признан верным.
Ответчиком не представлено доказательств того, что в спорные периоды ресурс не использовался, об отчуждении или о передаче на ином основании другим лицам нежилого помещения в спорный период ответчик не заявил.
Доказательства того, что ответчик обратился в ресурсоснабжающую организацию с просьбой о прекращении теплопотребления во всех принадлежащих ему нежилых помещениях, суду не представлены.
Вывод суда о том, что отсутствие подписанных со стороны ответчика актов приема-передачи тепловой энергии не освобождает его от оплаты коммунального ресурса, является обоснованным, поскольку нормативное регулирование правоотношений по теплоснабжению не ставит исполнение обязательства по оплате тепловой энергии в зависимость от согласования потребителем акта приема-передачи соответствующего ресурса.
Довод Минобороны России о необоснованном привлечении его в качестве субсидиарного ответчика отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В силу подпунктов 1, 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных подпунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет собственник соответствующего имущества.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Согласно подпункту 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, указанное лицо является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Суд первой инстанции правомерно привлек к участию в деле в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации, указав в резолютивной части решения на необходимость произвести взыскание с собственника имущества (Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации) в субсидиарном порядке при недостаточности денежных средств у основного должника - казенного учреждения.
Довод о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком, так как вопросы оказания коммунальных услуг по объектам Минобороны России относится к исключительной компетенции ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку предметом взыскания по настоящему делу является задолженность в период с 01.05.2020 по 31.05.2020 за потребление тепловой энергии в нежилых помещениях расположенных по адресу: г. Чита, ул. Яковлева д.39 встроенные помещения 1,2,3; ул. Ленинградская д. 98 пом. 2; ул. Горького д. 30, пом. 1; ул. Ленина д. 24, пом. 7; ул. Ленина д.110 пом. 2; ул. Угданская д. 26 пом. 1, 2; мкр. Батарейный, д. 3; ул. Е.Гаюсана д. 28 пом. 1, которое принадлежит Российской Федерации и передано в оперативное управление ФКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны"
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в ходатайстве Министерства обороны Российской Федерации о привлечении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Исходя из изложенного, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекаются арбитражным судом к участию в деле, если судебный акт, которым закончится рассмотрение дела в суде первой инстанции, может быть принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 N ВАС-14486/09).
По правилам арбитражного процессуального законодательства при разрешении ходатайства о вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, подлежит установлению наличие заинтересованности лица в исходе рассмотрения дела.
Исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь статьями 51, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не представил достаточных доказательств того, что принятый в последующем судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, потенциально может повлечь нарушение прав и законных интересов указанного лица по отношению к участникам спора, в связи с чем, апелляционный суд соглашается с правомерностью выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "УК "КЕНОН 2", ОАО "Служба заказчика", ООО "Лидер", УК "Четвертая", УК "Пятая", УК "Фаворит".
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционных жалобах не приведено, в связи, с чем оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
С учетом того, что апеллянты освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26 февраля 2021 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20309/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20309/2020
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 14"
Ответчик: Российская Федарация в лице Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Третье лицо: ИП Сёмин Дмитрий Александрович, ФГБУ "Центральное Жилищно-коммунальное управление" МО РФ, Министерство обороны Российской Федерации, Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд