Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф06-7524/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А65-28282/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2021 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан - представитель Харитонова О.И. (доверенность от 11.11.2020),
от открытого акционерного общества "Актанышское хлебоприемное предприятие" - представитель Габделхакова Арина Витальевна (доверенность от 01.01.2021),
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель Махиянова Д.С. (доверенность от 12.01.2021),
от нотариуса Набережночелнинского городского округа Гайнетдинова Вадима Шарифгалиевича - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2021 года в помещении суда с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 марта 2021 года по делу NА65-28282/2020 (судья Хафизов И.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Актанышское хлебоприемное предприятие", Актанышский район, дер.Азякуль
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан, г.Казань;
Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ, нотариуса Набережночелнинского городского округа Гайнетдинова Вадима Шарифгалиевича
об отмене решения от 06.10.2020 N 55032А, об обязании внести записи о смене наименования организационно-правовой формы с "открытого акционерного общества" на "акционерное общество", о регистрации Устава ОАО "Актанышское ХПП" в новой редакции, в срок не более чем пять рабочих дней в отношении представленных для государственной регистрации документах о вносимых изменениях,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Актанышское хлебоприемное предприятие" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан (ответчик-1, регистрирующий орган, Инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань (ответчик-2), об отмене решения от 06.10.2020 N55032А, о признании незаконным и необоснованным решения от 17.11.2020 г. N2.8-18/031240@, об обязании внести записи о смене наименования организационно-правовой формы с "открытого акционерного общества" на "акционерное общество" о регистрации Устава ОАО "Актанышское ХПП" в новой редакции, в срок не более чем пять рабочих дней в отношении представленных для государственной регистрации документах о вносимых изменениях.
Определением от 24.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ, привлечен - нотариус Набережночелнинского городского округа Гайнетдинов Вадим Шарифгалиевич.
Определением от 16.02.2021 ходатайство заявителя о частичном отказе от требований судом удовлетворено. Судом принят отказ от заявленных требований в части оспаривания решения УФНС по РТ от 17.11.2020 г. N 2.8-18/031240@. Производство по делу N А65-28282/2020 в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан решения N55032А от 06.10.2020 г. об отказе в государственной регистрации. Возложена обязанность на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан по Республике Татарстан внести в ЕГРЮЛ записи о смене организационно-правовой формы заявителя с "открытого акционерного общества" на "акционерное общество", о регистрации Устава АО "Актанышское ХПП" в новой редакции по заявлению N55032А от 29.09.2020, в срок не более чем 5 (рабочих) дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда РТ.
Взыскано с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, находящихся на соответствующем счете федерального казначейства, в пользу АО "Актанышское хлебоприемное предприятие" 3 000 рублей в счет расходов по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Открытое акционерное общество "Актанышское хлебоприемное предприятие" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Нотариус Набережночелнинского городского округа Гайнетдинов Вадим Шарифгалиевич представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в судебном заседании просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
Представитель открытого акционерного общества "Актанышское хлебоприемное предприятие" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Нотариус Набережночелнинского городского округа Гайнетдинова Вадима Шарифгалиевича в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию 29.09.2020 через нотариуса по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России (номер заявки - U020092911519127) поступили документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, а именно:
1. Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме Р13001, подписанное заявителем - Барсуковой С.Г. - генеральным директором АО "АГРОСИЛА", управляющей организацией ОАО "АКТАНЫШСКОЕ ХПП", подлинность подписи которой нотариально засвидетельствована;
2. Выписка из протокола N 4/2020-ВОСА годового общего собрания акционеров от 20.08.2020;
3. Устав, утвержденный общим собранием акционеров Протокол N 4/2020-ГОСА от 20.08.2020.
Представленным на государственную регистрацию документам был присвоен входящий N 55032А.
Согласно представленным документам наименование организационно-правовой формы ОАО "Актанышское ХПП" приводилось в соответствие с Федеральным Законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, а также утверждался устав в новой редакции.
По результатам рассмотрения представленных документов, регистрирующим органом 06.10.2020 принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица за вхN 55032А в соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, с указанием следующего: документы считаются не представленными, в связи с тем, что в нарушение ст. 56, ст. 62 Закона N 208-ФЗ в представленной выписке из протокола общего собрания отсутствуют сведения об удостоверении принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 17.11.2020 N 2.8-18/031240@ по жалобе ОАО "Актанышское хлебоприемное предприятие" решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан N 55032А от 06.10.2020 об отказе в государственной регистрации оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением N 56972А от 29.10.2018 об отказе в государственной регистрации, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленными.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их введение Инспекции отнесены отношения, регулируемые Федеральным законом N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 года (далее Закон N 129-ФЗ) - возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются, в том числе, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен статьей 23 вышеназванного Закона.
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Право регистрирующих органов по проверке достоверности представленных заявителем сведений либо по проведению правовой экспертизы документов действующим законодательством не предусмотрено.
Как следует из представленных по делу документов, 29.09.2020 заявителем в МРИ ФНС N 18 по РТ поданы документы для государственной регистрации. Согласно представленным документам наименование организационно-правовой формы ОАО "Актанышское ХПП" приводилось в соответствии с Федеральным Законом от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ, а также утверждался устав в новой редакции.
Ссылаясь на отсутствие в представленной выписке из протокола общего собрания сведений об удостоверении принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством голосования и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, регистрирующим органом отказано в государственной регистрации.
По результатам мероприятий налогового контроля, проведенных Управлением Федеральной налоговой службы по РТ по жалобе заявителя, решение регистрирующего органа оставлено без изменения, а также указано на то, что в представленной на государственную регистрацию выписке из протокола N 4/2020-ВОСА годового общего собрания акционеров общества в нарушение пункта 5 статьи 181.2 ГК РФ отсутствуют сведения о лицах, принявших участие в голосовании, а также отсутствует дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества. В представленной выписке из протокола отсутствует рукописная подпись председателя Барсуковой С.Г. и секретаря Галлиевой Л.Р. Выписка из протокола подписана электронно-цифровой подписью иного лица.
По смыслу пункта 4 статьи 9 Закона регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), решение общего собрания акционеров может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования.
Законом N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" действие п. 2 ст. 50 приостановлено до 31 декабря 2020 г. включительно. Согласно ст. 2 Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 50-ФЗ в 2020 г. по решению совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопросы, указанные в п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона, может быть проведено в форме заочного голосования.
Кроме этого, согласно информационному письму Банка России от 03.04.2020 N ИН-06-28/48 "О проведении общих собраний акционеров в 2020 году" Банк России рекомендовал акционерным обществам при подготовке к проведению годовых общих собраний назначать их, дополнительно оценивая текущие обстоятельства при выборе формы собрания, а акционерным обществам, которые ранее приняли решение о проведении в 2020 году общего собрания акционеров (как годового, так и внеочередного) в очной форме, - рассмотреть целесообразность смены формы годового общего собрания на заочную. Кроме того, рекомендуем акционерным обществам в дополнение к предусмотренным законодательством обязательным способам волеизъявления акционеров, по возможности, обеспечивать акционерам возможность дистанционного участия в годовом собрании путем электронного голосования на сайте акционерного общества, регистратора или центрального депозитария.
Согласно статье 60 Закона N 208-ФЗ голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, проводимого в форме заочного голосования, должно осуществляться бюллетенями для голосования.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 58 Закона N 208-ФЗ принявшими участие в общем собрании акционеров, проводимом в форме заочного голосования, считаются акционеры, бюллетени которых получены до даты окончания приема бюллетеней.
В соответствии с положениями ст. 63 Федерального закона "Об акционерных обществах" протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим на общем собрании акционеров и секретарем общего собрания акционеров.
В протоколе общего собрания акционеров указываются:
место и время проведения общего собрания акционеров;
общее количество голосов, которыми обладают акционеры - владельцы голосующих акций общества;
количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании;
председатель (президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания.
В протоколе общего собрания акционеров общества должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые собранием.
Дополнительные требования к проведению общего собрания акционеров в очной и заочной форме содержаться в Положении Банка России от 16.11.2018 г. N 660-П "Об общих собраниях акционеров" (далее - Положения).
Главой 4 Положения регламентированы дополнительные требования к порядку проведения общего собрания.
В соответствии с пунктом 4.29 Положения датой проведения общего собрания, проводимого в форме заочного голосования, является дата окончания приема бюллетеней для голосования.
При определении кворума и подведении итогов заочного голосования следует учитывать бюллетени, поступившие до даты окончания их приема. При этом последним днем приема бюллетеней и заполнения их электронной формы на сайте является день, предшествующий дате окончания приема бюллетеней (п. 13 Письма Банка России от 27.05.2019 N 28-4-1/2816).
В соответствии с пунктом 4.33 Положения в протоколе общего собрания указываются:
полное фирменное наименование, место нахождения и адрес общества;
вид общего собрания (годовое, внеочередное, повторное годовое, повторное внеочередное);
форма проведения общего собрания (собрание или заочное голосование);
дата определения (фиксации) лиц, имевших право на участие в общем собрании;
дата проведения общего собрания;
место проведения общего собрания, проведенного в форме собрания (адрес, по которому проводилось собрание);
повестка дня общего собрания;
время начала и время окончания регистрации лиц, имевших право на участие в общем собрании, проведенном в форме собрания;
время открытия и время закрытия общего собрания, проведенного в форме собрания, а если решения, принятые общим собранием, и итоги голосования по ним оглашались на общем собрании, также время начала подсчета голосов;
почтовый адрес (адреса), адрес (адреса) электронной почты, по которым направлялись (могли направляться) заполненные бюллетени для голосования при проведении общего собрания в форме заочного голосования, а также при проведении общего собрания в форме собрания, если голосование по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания, могло осуществляться путем направления в общество заполненных бюллетеней, а если общее собрание проводилось с возможностью заполнения электронной формы бюллетеней на сайте в сети "Интернет" - также адрес такого сайта в сети "Интернет";
число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
число голосов, приходившихся на голосующие акции общества по каждому вопросу повестки дня общего собрания, определенное с учетом положений пункта 4.24 настоящего Положения;
число голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания с указанием, имелся ли кворум по каждому вопросу;
число голосов, отданных за каждый из вариантов голосования ("за", "против" и "воздержался") по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум;
формулировки решений, принятых общим собранием по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
основные положения выступлений и имена выступавших лиц по каждому вопросу повестки дня общего собрания, проведенного в форме собрания;
председательствующий на общем собрании (президиум общего собрания) и секретарь общего собрания;
лицо, подтвердившее принятие решений общим собранием и состав лиц, присутствовавших при их принятии;
дата составления протокола общего собрания.
В случае если в обществе не создана счетная комиссия и функции счетной комиссии не выполняются регистратором общества, в протоколе общего собрания должны указываться сведения, которые в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" и настоящим Положением должны указываться в протоколе счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании.
В ходе судебного разбирательства в суд первой инстанции заявителем были представлены выписка из протокола N 4/2020-ВОСА годового общего собрания акционеров открытого акционерного общества "Актанышское хлебоприемное предприятие", протокол N 4/2020-ГОСА годового общего собрания акционеров открытого акционерного общества "Актанышское хлебоприемное предприятие", протокол об итогах голосования на общем собрании акционеров, список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, выписка из протокола N 6/2020 заседания Совета директоров открытого акционерного общества "Актанышское хлебоприемное предприятие", акт приема-передачи документов регистратору от 21.08.2020, акт приема-передачи документов регистратору от 24.08.2020, приказ N 74-СК от 10.08.2020 о создании счетной комиссии.
Исследовав представленные заявителем документы и выписку из протокола, представленную с заявлением от 29.09.2020 вх.N 55032А, суд первой инстанции пришел к выводу, что все требования действующего законодательства заявителем соблюдены, в выписке из протокола указаны общее количество голосов, которыми обладают акционеры - владельцы голосующих акций общества; количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании; председатель (президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания.
Довод налогового органа о необходимости применения положений ст. 181.2 ГК РФ судом отклонен, по следующим мотивам.
Суд первой инстанции посчитал, что иное толкование ответчиком положений действующего законодательства, не свидетельствуют о его правильном применении.
Согласно пункту 1 статьи 181.1 ГК РФ правила, предусмотренные главой 9.1 названного Кодекса, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное, на что указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 104 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что нормы Закона "Об акционерных обществах" являются специальными по отношению к общим правилам Гражданского кодекса Российской Федерации. При таком положении суд первой инстанции признал необоснованной ссылку ответчика на нормы главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.36 Положения выписка из протокола общего собрания или из протокола об итогах голосования на общем собрании может быть подписана председательствующим на общем собрании и (или) секретарем общего собрания, лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа общества, или иным лицом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) обществом. Суд первой инстанции посчитал, что из указанной нормы не следует, что она распространяется только на случаи, когда функции счетной комиссии на общем собрании акционеров осуществляет счетная комиссия акционерного общества (п. 7 письма Банка России от 27.05.2019 N 28-4-1/2816).
В связи с чем суд первой инстанции признал довод ответчика о том, что в представленной выписке из протокола отсутствуют сведения о подписи регистратора, несостоятельным.
Суд первой инстанции указал на то, что представленная для государственной регистрации выписка из протокола общего собрания акционеров была подписана собственноручно секретарем собрания акционеров Галиевой Л.Р., что подтверждается материалами дела, в связи с чем счел довод налогового органа о том, что в представленной выписке из протокола отсутствует рукописная подпись секретаря Галлиевой Л.Р. отклонил как опровергнутый представленными документами.
С учетом п.4.36 Положения, суд счел ссылку налогового органа на то, что в представленной выписке из протокола отсутствует подпись председателя Барсуковой С.Г., несостоятельной.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 02.02.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом. При этом документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Суд первой инстанции установил, что 29 сентября 2020 года Нотариусом были совершены следующие нотариальные действия:
- свидетельствование подлинности подписи генерального директора акционерного общества "АГРОСИЛА" (ОГРН 1161674050394) - управляющей компании открытого акционерного общества "Актанышское хлебоприемное предприятие" (ОГРН 1021605556345) на заявлении форма Р13001 в Межрайонную инспекцию ФНС N 18 по Республике Татарстан о внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении открытого акционерного общества "Актанышское хлебоприемное предприятие" в связи с принятием Протокола N 4/2020-ВОСА Годового общего собрания акционеров ОАО "Актанышское хлебоприемное предприятие" от 20 августа 2020 года об изменении организационно-правовой формы ОАО "Актанышское хлебоприемное предприятие" на АО "Актанышское хлебоприемное предприятие", реестровый номер 16/174-н/16-2020-8-419;
- представление в Межрайонную инспекцию ФНС N 18 по Республике Татарстан документов на государственную регистрацию, реестровый номер 16/174-н/16-2020-8-420.
В рамках нотариального действия по представлению в Межрайонную инспекцию ФНС N 18 по Республике Татарстан документов на государственную регистрацию, на регистрацию были представлены следующие электронные документы, подписанные цифровой усиленной квалифицированной подписью нотариуса:
- вышеуказанное заявление по форме Р13001,
- Устав открытого акционерного общества "Актанышское хлебоприемное предприятие", утвержденный Протоколом N 4/2020-ВОСА Годового общего собрания акционеров ОАО "Актанышское хлебоприемное предприятие" от 20 августа 2020 года,
- выписка из протокола N 4/2020-ВОСА Годового общего собрания акционеров ОАО "Актанышское хлебоприемное предприятие" от 20 августа 2020 года.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции отклонил довод налогового органа о подписании протокола неустановленным иным лицом и признал его несостоятельным.
Суд первой инстанции сослался на пункт 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, из которого следует, что в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Учитывая изложенное, по мнению суда первой инстанции, законных оснований к отказу в государственной регистрации у Инспекции не имелось, а анализ доводов обжалуемого решения свидетельствует о выходе ответчика за пределы полномочий, предоставленных законом, в частности нарушении запрета установленного ч.4.1 ст. 9 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что выразилось в проверке представленных документов на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации, что нарушило права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Требования заявителя были удовлетворены, с указанием инспекции устранить допущенные в отношении него нарушения прав и законных интересов.
Арбитражный апелляционный суд считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что в силу п.4) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Как указано выше, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал оценку представленному для регистрации изменений протоколу общего собрания акционеров, проведенному в заочной форме. Однако, суд апелляционной инстанции отмечает, что основанием для принятия оспариваемого отказа налоговым органом указано не на то, что протокол не соответствует Закону об АО, а на то, что отсутствуют доказательства правомочности самого собрания, поскольку не представлен протокол об итогах голосования, составляемый счетной комиссией.
Для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, обязательным документом является решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений (подпункт "б" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 58 Закона N 208-ФЗ общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, регистрирующий орган не располагает информацией об акционерах общества, поскольку сведения об акционерах не отражаются в ЕГРЮЛ. В АО ведется реестр акционеров, ведение которого осуществляется регистратором (ст. 44 Закона N 208-ФЗ). Сведения о держателе реестра акционеров (регистраторе) подлежат обязательному отражению в ЕГРЮЛ.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, ОАО "Актанышское хлебоприемное предприятие" является публичным акционерным обществом, держателем реестра акционеров является ООО "ЕВРОАЗИАТСКИЙ РЕГИСТРАТОР".
Согласно представленной на государственную регистрацию выписке из протокола общего собрания акционеров, функции счетной комиссии выполняет держатель реестра акционеров ОАО "Актанышское хлебоприемное предприятие" - ООО "Евроазиатский регистратор", в лице уполномоченных лиц: Горбуновой Е.Г., Дульцевой О.А.
В соответствии с пунктом 4 статьи 97 ГК РФ исполнение функций счетной комиссии публичного акционерного общества осуществляется регистратором общества.
Пунктом 4 статьи 56 Закона N 129-ФЗ установлено, что счетная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определяет кворум общего собрания акционеров, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования.
Согласно пункту 3 статьи 47 Закона N 208-ФЗ в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.
Таким образом, исходя из императивных положений Закона N 208-ФЗ, счетная комиссия не создается, и функции счетной комиссии не выполняются регистратором общества, лишь в случае, если все голосующие акции принадлежат одному акционеру.
Фактическое отсутствие счетной комиссии, отсутствие регистратора при проведении собрания являются существенными нарушениями требований Федерального закона Российской Федерации "Об акционерных обществах", поскольку от счетной комиссии зависит надлежащее определение кворума собрания, а также подсчет голосов при определении итогов голосования.
Таким образом, соблюдение кворума общего собрания акционеров, установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, обеспечивает счетная комиссия или регистратор.
В силу статьи 62 Закона N 208-ФЗ по итогам голосования счетная комиссия составляет протокол об итогах голосования, подписываемый членами счетной комиссии или лицом, выполняющим ее функции. Протокол об итогах голосования подлежит приобщению к протоколу общего собрания акционеров. Однако, указанный документ для проведения государственной регистрации в рассматриваемом случае регистрирующему органу не представлен.
После составления протокола об итогах голосования и подписания протокола общего собрания акционеров бюллетени для голосования опечатываются счетной комиссией и сдаются в архив общества на хранение.
Регистрация лиц, имеющих право на участие в собрании, также как и определение кворума должны осуществляться счетной комиссией (пункт 4 статьи 56 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Документы, которые составляются в процессе проведения общего собрания акционеров, призваны служить доказательством соблюдения установленной законом процедуры проведения собрания и достоверности принятых решений.
В соответствии со статьей 62 Федерального законаN 208-ФЗ по итогам голосования по вопросам повестки дня обязательно должен составляться протокол об итогах голосования, который приобщается к протоколу собрания акционеров и по существу является главным документальным доказательством того, какие именно решения были приняты на собрании акционеров.
В связи с тем, что указанные в выписке из протокола сведения: - об общем количестве голосов, которыми обладают акционеры - владельцы голосующих акций общества; - об общем количестве голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании (кворум собрания); - повестка дня собрания были подтверждены лицом, осуществляющим ведение реестра акционер АО (регистратором), путем выполнения им функций счетной комиссии установленных п. 4 ст. 56 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", регистрирующим органом и было принято решение об отказе в государственное регистрации.
Как указано выше, протокол об итогах голосования, подписываемый членами счетной комиссии, в регистрирующий орган не представлялся.
Отсутствие подписи регистратора общества, как лица уполномоченного в силу закона определять кворум и подводить итоги голосования, не позволяет считать достоверными факт проведения собрания и принятия решений, отраженных в протоколе собрания, представленного на государственную регистрацию в связи с регистрацией устава АО в новой редакции.
Аналогичный правовой подход отражен в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 11.06.2019 по делу А55-26917/2019.
В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В рассматриваемом случае решение суда подлежит отмене по пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как вынесенное при неправильном применении норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В части прекращения производства по требованию к УФНС по РТ решение суда первой инстанции не проверялось, поскольку таких доводов в апелляционной жалобе не заявлено.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение искового заявления в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 марта 2021 года по делу N А65-28282/2020 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Актанышское хлебоприемное предприятие" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28282/2020
Истец: ОАО "Актанышское хлебоприемное предприятие", Актанышский район, дер.Азякуль
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан, г.Казань, Управление Федеральной налоговаой службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Нотариус Набережночелнинского городского округа Гайнетдинов Вадим Шарифгалиевич, г. Набережные Челны, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд