г. Владивосток |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А24-5925/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Т.А. Солохиной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-2071/2021
на решение от 17.02.2021
судьи О.Н.Бляхер
по делу N А24-5925/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Государственного учреждения - Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 4100001358, ОГРН 1024101024012)
к муниципальному казенному учреждению "Служба материально-технического и организационного обеспечения органов местного самоуправления Октябрьского городского поселения" (ИНН 4108008228, ОГРН 1184101002029)
о взыскании 28 452, 72 руб.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, отделение Фонда, ФСС) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Служба материально-технического и организационного обеспечения органов местного самоуправления Октябрьского городского поселения" (далее - ответчик, страхователь, МКУ "Служба материально-технического и организационного обеспечения органов местного самоуправления Октябрьского городского поселения") о взыскании 28 452,72 руб. убытков, составляющих сумму излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности.
Решением суда от 17.02.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФСС обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 17.02.2021, отделение Фонда просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ФСС. В обоснование доводов апелляционной жалобы настаивает на представлении ответчиком недостоверных сведений о заработке за два предшествующих года в отношении застрахованного лица, в результате чего произошла переплата пособия по временной нетрудоспособности Глушкову О.Л., что является убытком для Фонда и подлежит возмещению за счет ответчика.
МКУ "Служба материально-технического и организационного обеспечения органов местного самоуправления Октябрьского городского поселения" письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители участвующих в деле сторон не явилиcь, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
ФСС письменно ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу ФСС в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
19.09.2019 МКУ "Служба материально-технического и организационного обеспечения органов местного самоуправления Октябрьского городского поселения" направило в адрес отделения Фонда посредством электронной связи сведения (реестры), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 331115143641, выданному на имя Глушкова Олега Леонидовича на период с 05.09.2019 по 18.09.2019.
На основании полученных сведений отделение Фонда назначило Глушкову О.Л. пособие по временной нетрудоспособности в сумме 20 582,48 руб. и перечислило его на лицевой счет указанного застрахованного лица платежным поручением от 23.09.2019 N 478552.
16.12.2019 МКУ "Служба материально-технического и организационного обеспечения органов местного самоуправления Октябрьского городского поселения" направило в адрес отделения Фонда посредством электронной связи сведения (реестры), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 342250308158, выданному на имя Глушкова О.Л. на период с 01.12.2019 по 13.12.2019.
На основании данных сведений отделение Фонда назначило Глушкову О.Л. пособие по временной нетрудоспособности в сумме 18 710,80 руб. и перечислило его на лицевой счет указанного застрахованного лица платежным поручением от 19.12.2019 N 114648.
Общая сумма выплат по листкам нетрудоспособности N 331115143641 и N 342250308158 составила 45 164,28 руб. с учетом НДФЛ.
23.01.2020 от страхователя в адрес отделения Фонда посредством электронной связи поступили уточненные сведения (реестры) по листкам нетрудоспособности N 331115143641, N 342250308158, выданным на имя Глушкова О.Л. на периоды с 05.09.2019 по 18.09.2019, с 01.12.2019 по 13.12.2019 в связи с неверным указанием заработка Глушкова О.Л. за два предшествующих года.
В ходе проверки указанных листков нетрудоспособности специалистами отделения Фонда установлено, что по оплаченным листкам нетрудоспособности произошла переплата пособия по временной нетрудоспособности на сумму 32 703,72 рубля (в том числе НДФЛ в сумме 4 251,00 руб.).
Фактически по листку нетрудоспособности N 331115143641 подлежало оплате пособие в сумме 6 526,96 руб. (с учетом НДФЛ), по листку нетрудоспособности N 342250308158 - пособие в сумме 5 933,60 руб. (с учетом НДФЛ).
Общая сумма пособия по временной нетрудоспособности, подлежащая выплате Глушкову О.Л., составила 12 460,56 руб. (с учетом НДФЛ).
По расчету истца переплата составила 32 703,72 руб. с учетом НДФЛ или 28 452,72 руб. без учета НДФЛ.
Письмом от 27.01.2020 N 3 истец обратился к ответчику с требованием о возврате излишне выплаченной суммы пособия.
Письмом от 26.06.2020 N 63 ответчик сообщил, что, несмотря на наличие в поданных в отделение Фонда сведениях в отношении листков нетрудоспособности N 331115143641 и N 342250308158 неверных данных в отношении размера заработка Глушкова О.Л. за два предшествующих года, расчеты пособия, подлежащего выплате отделением Фонда, произведены учреждением верно.
Поскольку возврат денежных средств в добровольном порядке произведен не был, отделение Фонда обратилось с рассматриваемым иском в суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФСС и отмены решения суда в силу следующего.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Исходя из смысла названных статей, а также статьи 65 АПК РФ, для применения ответственности в виде взыскания убытков истец должен доказать наличие убытков и их размер, противоправность действия (бездействия), вину стороны, причинившей убытки, причинно-следственную связь между действием (бездействием) и убытками. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех названных элементов ответственности.
Согласно разъяснениям, данным арбитражным суда в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), который определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294).
К таким субъектам Российской Федерации относится с 01.07.2019, в частности, Камчатский край.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 3 Положения N 294 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Учреждения путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Пунктом 16 Положения N 294 предоставлено, что за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размер, страхователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.2 Федерального закона от N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, а страхователь в установленные сроки представляет в Фонд документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий, в том числе и реестр сведений в электронном виде. Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется Фондом в установленный срок со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона N 225-ФЗ страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).
Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, осуществляется в установленных размерах территориальным органом страховщика, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя (часть 9 статьи 13 Закона N 225-ФЗ).
В соответствии счастью 1 статьи 15 Федерального закона N 225-ФЗ страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
Материалами дела подтверждается, что ответчиком своевременно в электронном форме представлены в Фонд реестры сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности Глушкова О.Л. по листкам нетрудоспособности:
- N 331115143641 за период болезни с 05.09.2019 по 18.09.2019;
N 342250308158 за период болезни с 01.12.2019 по 13.12.2019.
Факт выплаты отделением Фонда застрахованному лицу Глушкову О.Л. пособия по временной нетрудоспособности в общей сумме 45 164,28 руб. по указанным листкам нетрудоспособности подтверждается предоставленными в дело платежными поручениями и сторонами не оспаривается.
Однако подлежит отклонению довод Фонда о вине учреждения в излишней выплате пособия по временной нетрудоспособности ввиду представления ответчиком недостоверных сведений о заработке застрахованного лица за два предшествующих года по листкам нетрудоспособности N 331115143641 и N 342250308158, выданным на имя Глушкова О.Л. на периоды с 05.09.2019 по 18.09.2019 и с 01.12.2019 по 13.12.2019, поскольку Фондом не опровергнуто, что как в первоначально поданных ответчиком сведениях по листкам нетрудоспособности N 331115143641 и N 342250308158, так и в откорректированных сведениях по спорным листкам нетрудоспособности обществом указаны верные суммы пособия Глушкова О.Л., подлежащие выплате отделением Фонда, которые составили 6 526,96 руб. по листку нетрудоспособности N 331115143641 и 5 933,60 руб. по листку нетрудоспособности N 342250308158 и совпадают с суммами пособий, рассчитанными Фондом.
Несмотря на то, что графы о среднем заработке были заполнены учреждением ошибочно, так как сам расчет пособия был произведен ответчиком правильно и отражен в представленных листках нетрудоспособности с указанием верного размера подлежащего выплате в пользу застрахованного лица, коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности вывода Фонда об имеющемся сокрытии сведений либо предоставлении недостоверных сведений, повлекших неверное исчисление пособия.
Осуществляя контроль за достоверностью представленных сведений, ФСС мог сопоставить свои расчеты пособия с расчетами пособия, указанными ответчиком в представленных сведениях в целом, и при должной степени заботливости обнаружить несоответствия, провести необходимую проверку, запросить дополнительные сведения у ответчика, чтобы исключить излишнее начисление.
Фондом не оспорен вывод суда первой инстанции о том, что итоговую сумму пособия, подлежащую выплате страхователю, МКУ "Служба материально-технического и организационного обеспечения органов местного самоуправления Октябрьского городского поселения" указало верно по листкам нетрудоспособности N 331115143641 и N 342250308158.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований полагать, что обществом совершены виновные действия, направленные на излишнее начисление и выплату пособия застрахованному лицу, выражающиеся в сокрытии или представлении недостоверных сведений.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности Фондом совокупности условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, и, как следствие, наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с МКУ "Служба материально-технического и организационного обеспечения органов местного самоуправления Октябрьского городского поселения" в пользу Фонда ущерба в размере 28 452,72 рублей.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании закона и противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФСС освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 17.02.2021 по делу N А24-5925/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5925/2020
Истец: ГУ Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "служба материально-технического и организационного обеспечения органов местного самоуправления октябрьского городского поселения"