г. Вологда |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А05-6627/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Ралько О.Б. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Коношская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 февраля 2021 года по делу N А05-6627/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Коношская центральная районная больница" (адрес: 164010, Архангельская обл., Коношский р-н, раб.пос. Коноша, Октябрьский просп., д. 105, корп. 1; ОГРН 1032901820247, ИНН 2912003154; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Коношский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" (адрес: 164010, Архангельская обл., Коношский р-н, раб.пос. Коноша, ул. Советская, д. 76; ОГРН 1022901320573, ИНН 2912000675; далее - Администрация) о взыскании 405 998 руб. 06 коп. неосновательного обогащения в виде суммы уплаченного земельного налога.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Архангельской области "Главное управление капитального строительства" (далее - Управление), Министерство имущественных отношений Архангельской области, Министерство строительства и архитектуры Архангельской области.
Решением суда от 03 февраля 2021 года в удовлетворении иска отказано; с истца в доход федерального бюджета взыскано 9 120 руб. государственной пошлины.
Истец с решением суда не согласился, обратился с жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить исковые требования. В обоснование жалобы указывает на то, что со стороны ответчика имеется злоупотребление правом, поскольку права на объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 29:06:120131:691, до настоящего времени не зарегистрированы. Вместе с тем отсутствие государственной регистрации права на недвижимое имущество не освобождает от учета данного имущества по установленным правилам бухгалтерского учета и от уплаты земельного налога.
Управление в отзыве оставило рассмотрение жалобы на усмотрение суда.
Отзывы на жалобу от остальных участвующих в деле лиц не поступили.
Стороны, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, на основании постановления администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" от 12.11.2013 N 588 Учреждению в постоянное бессрочное пользование передан земельный участок с кадастровым номером 29:06:120131:51, расположенный по адресу: Архангельская обл., Коношский район, пос. Коноша, пр. Октябрьский, д. 105, площадью 39 693 кв. м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - объект здравоохранения.
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 13.11.2018 собственником земельного участка является Архангельская область, право собственности зарегистрировано 08.07.2016, право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано за Учреждением 07.03.2014.
В результате межевания земельного участка с кадастровым номером 29:06:120131:51 образован земельный участок с кадастровым номером 29:06:120131:691 площадью 5021 кв. м. Право собственности Архангельской области и право постоянного бессрочного пользования Учреждения на земельный участок с кадастровым номером 29:06:120131:691 зарегистрированы в ЕГРН 04.09.2019.
Как указывает истец, на данном участке расположен объект незавершенного строительства (фундамент), принадлежащий муниципальному образованию "Коношский муниципальный район".
Указывая на то, что ответчик, не оформив права на земельный участок с кадастровым номером 29:06:120131:691, освободил себя от уплаты земельного налога, Учреждение, ссылаясь на уплату налога в полном объеме, обратилось в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в размере 405 998 руб. 06 коп., составляющего часть земельного налога, уплаченного за земельный участок с кадастровым номером 29:06:120131:51, исходя из площади земельного участка с кадастровым номером 29:06:120131:691 в размере 5021 кв. м.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности исковых требований Учреждения.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу статьи 1102 ГК РФ в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
В данном случае в обоснование исковых требований истец ссылается на непринятие ответчиком мер по регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 29:06:120131:691, и несение расходов по уплате земельного налога в отношении земельного участка, занятого данным объектом.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом датой государственной регистрации прав является дата внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (часть 2 статьи 16).
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 статьи 40 Закона N 12-ФЗ.
В силу части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В данном случае судом установлено, что между Управлением капитального строительства администрации Архангельской области (Заказчик) и акционерным обществом "Коряжемский строительный трест" (Подрядчик) заключен договор от 11.03.1994 на строительство объекта "Терапевтический корпус на 60 коек с пищеблоком в п. Коноша" (далее - объект).
Заказчику 22 марта 1994 года выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ; строительство объекта законсервировано в 1998 году.
Управление является правопреемником Управления капитального строительства администрации Архангельской области.
Распоряжением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 21.04.2017 N 40-р утвержден план снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности Архангельской области, согласно которому предлагалось передать в муниципальную собственность объект незавершенного строительства "Терапевтический корпус на 60 коек в п. Коноша", числящийся на балансе Управления, в сумме 2 461,67 тыс. руб.
По акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 31.10.2017 N 45 Управление передало муниципальному образованию "Коношский муниципальный район" затраты по объекту незавершенного строительства "Терапевтический корпус на 60 коек с пищеблоком в п.Коноша".
На основании распоряжения администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" от 31.10.2017 N 437-р на баланс Администрации приняты затраты по объекту незавершенного строительства "Терапевтический корпус на 60 коек с пищеблоком в п. Коноша".
Как следует из пояснений ответчика, в реестр муниципальной собственности района нефинансовые активы - затраты по объекту незавершенного строительства "Терапевтический корпус на 60 коек с пищеблоком в п. Коноша" включены как "незавершенное строительством здание терапевтического корпуса (фундамент)", в соответствии с Положением о ведении Реестра муниципальной собственности муниципального образования "Коношский муниципальный район", утвержденным решением Муниципального Совета муниципального образования "Коношский муниципальный район" от 25.10.2006 N 224.
Вместе с тем из материалов дела видно, что спорный объект как объект недвижимого имущества не регистрировался, право государственной собственности области, право собственности муниципального образования на него в ЕРГН не регистрировалось. Передача объекта в установленном порядке из собственности субъекта в собственность муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не производилась.
Земельный участок с кадастровым номером 29:06:120131:691, на котором расположен спорный объект, находится в собственности Архангельской области и на праве постоянного бессрочного пользования закреплен за Учреждением, государственная регистрация прав произведена в ЕГРН 04.09.2019. Право постоянного (бессрочного) пользования истца на данный земельный участок возникло в соответствии с пунктом 2 статьи 11.8 ЗК РФ. Ответчику данный участок не предоставлялся.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным и формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в ЕГРН как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок, и обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации данного права.
Поскольку за ответчиком право собственности на какие-либо объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 29:06:120131:691, в установленном порядке не зарегистрировано, и земельный участок ответчику в пользование в установленном порядке не предоставлялся, оснований для вывода о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения в размере уплаченного истцом земельного налога не имеется.
Требование о взыскании платы за фактическое пользование земельным участком истцом в рамках настоящего спора не предъявлено.
В свете изложенного ввиду недоказанности правомерности исковых требований суд обоснованно отказал Учреждению в удовлетворении иска.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 февраля 2021 года по делу N А05-6627/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Коношская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6627/2020
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Коношская центральная районная больница"
Ответчик: администрация муниципального образования "Коношский муниципальный район"
Третье лицо: ГКУ Архангельской области "Главное управление капитального строительства", Министерство имущественных отношений Архангельской области, Министерство строительства и архитектуры Архангельской области, Коношский районный суд Архангельской области