г. Чита |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А10-2918/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Регионстрой" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 февраля 2021 года по делу N А10- 2918/2020 по заявлению Байкальского межрегионального природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия (ОГРН 1050302689810, ИНН 0326026773) о признании недействительным приказа от 08.04.2019 N 127-ПР в части предоставления АО "Регионстрой" права пользования участком недр "Песчаный", расположенного в 1,7 км от ж/д станции Кичера в северовосточном направлении СевероБайкальского района Республики Бурятия, к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, акционерному обществу "Регионстрой" (ОГРН 1020300795602, ИНН 0317002279) о признании недействительной лицензии на право пользования недрами от 30.04.2019 СБР 00668 ПС с целевым назначением и видами работ - совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр "Песчаный", расположенного в 1,7 км от ж/д станции Кичера в северо-восточном направлении Северо-Байкальского района Республики Бурятия,
при участии в судебном заседании:
от истца: Туранова Н.В., представитель (поручение от 11.05.2021);
от ответчиков:
акционерного общества "Регионстрой": Путинцев Р.А., представитель по доверенности от 16.01.2020;
Министерства природных ресурсов Республики Бурятия: Гармаева Л.В., представитель по доверенности от 18.02.2021;
от третьих лиц:
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории: не было;
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия: не было
УСТАНОВИЛ:
Истец, Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия и акционерному обществу "Регионстрой":
о признании недействительным приказа от 08.04.2019 N 127-ПР в части предоставления АО "Регионстрой" права пользования участком недр "Песчаный", расположенного в 1,7 км от ж/д станции Кичера в северо-восточном направлении Северо-Байкальского района Республики Бурятия,
о признании недействительной лицензии на право пользования недрами от 30.04.2019 СБР 00668 ПС, выданной АО "Регионстрой" с целевым назначением и видами работ - совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр "Песчаный", расположенного в 1,7 км от ж/д станции Кичера в северо-восточном направлении Северо-Байкальского района Республики Бурятия.
Решением суда первой инстанции от 24.02.2021 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд признал недействительным приказ Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 8 апреля 2019 года N 127-ПР в части предоставления акционерному обществу "Регионстрой" права пользования участком недр "Песчаный", расположенного в 1,7 км от ж/д станции Кичера в северо-восточном направлении Северо-Байкальского района Республики Бурятия, как несоответствующий Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Суд признал недействительной лицензию на право пользования недрами от 30 апреля 2019 года СБР 00668 ПС, выданной акционерному обществу "Регионстрой", с целевым назначением и видами работ - совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр "Песчаный", расположенного в 1,7 км от ж/д станции Кичера в северо-восточном направлении Северо-Байкальского района Республики Бурятия.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции неправомерно восстановил прокуратуре срок на оспаривание приказа и лицензии, установленный ст. 198 АПК РФ, поскольку прокуратура не представила уважительных причин его пропуска.
Суд сделал ошибочный вывод, что спорная лицензия выдана обществу в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Суд не принял во внимание, что ранее на спорном участке недр производилась добыча местного полезного ископаемого для собственных нужд.
Представитель прокуратуры в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители третьих лиц по делу в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 07.04.2021.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, 30 ноября 2018 года Министерством природных ресурсов Республики Бурятия издан приказ N 432-ПР, которым утвержден план проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия на 2019 год.
Протоколом рассмотрения заявления на участие в аукционе от 03.04.2019 N 657473/1 на пользования недрами местного значения на территории Республики Бурятия Министерством природных ресурсов Республики Бурятия АО "Регионстрой" признан победителем.
По результатам проведения аукциона на предоставление права пользования недрами местного значения на территории Республики Бурятия Министерством природных ресурсов Республики Бурятия 08 апреля 2019 года издан приказ о предоставлении права пользования N 127-ПР, пунктом 1.1 которого АО "Регионстрой" предоставлено право пользования, в том числе участком недр "Песчаный", расположенным в 1,7 км от железнодорожной станции Кичера в северо-восточном направлении Северо-Байкальского района Республики Бурятия, с целью совмещенного пользования (л.д.120 т.3).
Прокуратура посчитав, что указанный приказ нарушает публичные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.
Поскольку прокуратура обратилась в суд 29.06.2020, то она, пропустив срок, как она посчитала установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявила ходатайство о его восстановлении.
В ходатайстве о восстановлении срока на подачу жалобы прокуратурой указано следующее (т. 4, л. 3):
Оспариваемые акты изданы 08.04.2019 и 30.04.2019 и отсутствовали в публично-доступных источниках, проекты с прокуратурой не согласовывались и в прокуратуру не направлялись.
Прокуратура узнала о разработке карьера и указанных правовых актах из информации, поступившей в прокуратуру от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории 13.04.2020.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что Приказ от 08 апреля 2019 года о предоставлении права пользования N 127-ПР является следствием заключения гражданско-правовой сделки заключенной по итогам проведения открытого аукциона, в связи с чем применению подлежат нормы гражданского законодательства об оспаривании сделок заключенных на торгах.
Статьей 449 Гражданского кодекса РФ установлено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Учитывая, что прокуратура в публичных интересах вправе оспаривать, в том числе сделки заключенные на торгах, суд апелляционной инстанции считает, что требования прокуратуры заявлены в пределах ее компетенции.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, торги были проведены 03.04.2019, вопрос же об их оспаривании поставлен прокуратурой перед судом 29.06.2020, то есть с пропуском установленного срока.
Статьей 199 Гражданского кодекса РФ установлено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ч.2).
Учитывая, что общество заявляло в суде первой инстанции о пропуске срока давности, суд апелляционной инстанции полагает, что требования прокуратуры в части признания незаконным результатов торгов - приказа от 08 апреля 2019 года о предоставлении права пользования N 127-ПР, заявлено за рамками срока исковой давности.
То обстоятельство, что стороны заблуждаясь, ссылались на применение положений ч. 4 ст. 198 АПК РФ, путем восстановления срока или признания его пропущенным без уважительных причин, суд апелляционной инстанции оценивает критически, поскольку данное обстоятельство указывает о намерении сторон применить срок давности оспаривания.
Кроме того суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции неправильно определив характер правоотношений между сторонами в рамках получения лицензии на пользование недрами, рассматривал дело в порядке главы 24 АПК РФ, в то время как оно подлежало рассмотрению в порядке искового производства, с соответствующим распределением бременем доказывания.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что прокуратурой пропущен срок исковой давности на обжалование результатов торгов в виде приказа от 08 апреля 2019 года о предоставлении права пользования N 127-ПР.
Данный срок восстановлению не подлежит.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что в части требований о признании приказа недействительным, решение суда в порядке ст. 270 АПК РФ подлежит отмене, в иске прокуратуре в данной части надлежит отказать.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции усматривает, что требование о признании недействительным лицензии на право пользования недрами от 30 апреля 2019 года СБР 00668 ПС, выданной акционерному обществу "Регионстрой", с целевым назначением и видами работ - совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр "Песчаный", расположенного в 1,7 км от ж/д станции Кичера в северо-восточном направлении Северо-Байкальского района Республики Бурятия, является требованием об аннулировании действия лицензии, что подлежит рассмотрению в порядке искового производства, а не в порядке главы 24 АПК РФ, как то сделал суд первой инстанции и заявляли стороны.
При этом срок исковой давности требования об аннулировании лицензии в соответствии ст. 196, 200 Гражданского кодекса РФ составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что срок исковой давности о признании лицензии недействительной (аннулировании) прокуратурой не пропущен, поскольку она выдана 30.04.2019, а прокуратура обратилась в суд за защитой нарушенных публичных интересов 29.06.2020.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии со ст.1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (абзац 3 статьи 11 Закона о недрах).
На основании статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2.3 Закона о недрах установлено, что к участкам недр местного значения относятся, в том числе участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Порядок пользования недрами на участках недр местного значения, включающих участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, установлен Законом Республики Бурятия от 29.11.2005 N 1346-III "О порядке пользования недрами на участках недр местного значения в Республике Бурятия" (далее - Закон РБ N 1346-III).
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 6 марта 2014 года N 111-р (утратило силу с 24 марта 2014 года) внесены изменения в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия, утвержденный распоряжением Правительства Республики Бурятия от 20.02.2013 N 73-р, а именно: дополнительно внесены пункты 158-167 согласно приложению (л.д.37-45 т.1).
В частности, внесен пункт 167 в Группу полезных ископаемых: "общераспространенные полезные ископаемые", где вид полезного ископаемого - песок; наименование участка недр (месторождение, перспективная площадь, горизонт и т.д.), местоположение (район) - участок недр "Песчаный", Северо-Байкальский район Республики Бурятия; общая площадь (S) - 0,693 кв.м; указаны географические координаты крайних точек участка недр; запасы (с указанием категории, тыс.куб.м) - РЗ -2079; экспертный орган, номер, дата оценки запасов (ресурсов) - нет; наличие (отсутствие) ООПТ регионального и местного значения - отсутствуют; наличие (отсутствие) ООПТ федерального значения (номер, дата письма уполномоченного органа) - отсутствуют, письмо Минприроды России от 23.08.2013 N 12-29/16153 (л.д.39 т.1).
Из материалов дела следует, что участок недр "Песчаный" расположен в Северо-Байкальском районе, в 1,7 км от железнодорожной станции Кичера в Северо-Восточном направлении.
Из информации предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (Управления Росреестра по Республике Бурятия) в письме от 02.06.2020 представленной по требованию прокуратуры, следует, что "при сопоставлении географических координат участка, точек и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, выявлено, что участок недр "Песчаный" площадью 696 026 кв.м расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р", приложена схема (т.1, л.д.58-62).
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела в порядке ст. 71 АПК РФ доказательств опровергающих данный вывод не установил.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств опровергающих данные выводы истца ответчиками по делу не предоставлено.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
На основании пункта 3 статьи 6 Закона N 94-ФЗ перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.
До 1 января 2021 года действовал перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 (далее - Постановление N 643).
Согласно Постановлению N 643 в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается, в том числе "разведка и разработка новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами".
Добыча полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах, кроме добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также проведения дноуглубительных работ".
Вместе с тем оспариваемая лицензия предоставляет обществу право в центральной экологической зоны Байкальской природной территории осуществлять деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче песка.
При этом суд апелляционной инстанции понимает, что понятие "разработка месторождения" представляет собой синоним добыче полезного ископаемого.
Действительно, в Постановлении правительства идет речь о запрете осуществления "разведки и разработки новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами".
Как установлено прокуратурой, участок недр "Песчаный" включен в перечень участков недр местного значения распоряжением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 N 111- р, что не оспаривается сторонами.
При этом, как установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривается сторонами, ранее в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разрешений (лицензий) на разработку указанного месторождения не выдавалось.
Поскольку лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, то нет оснований утверждать, что данное месторождение ранее разрабатывалось на законных основаниях.
В связи с указанным суд апелляционной инстанции полагает, что данное месторождение можно отнести к новым месторождениям, ранее не затронутых эксплуатационными работами.
Доводы общества о том, что ранее на данном участке недр добычу полезного ископаемого "песок" вел совхоз "Эстония", а затем предприниматель Фомичев А.В., суд апелляционной инстанции оценивает критически, поскольку в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о законности добычи полезных ископаемых данными субъектами, а также что разработка данного месторождения осуществляюсь ими в соответствии с законодательством о недрах.
Добыча полезных ископаемых для собственных нужд не требует получения лицензии, следовательно, не свидетельствует о том, что в отношении данного месторождения осуществляется разведка и разработка месторождения, как это установлено законодательством о недрах.
Истцом в материалы дела представлены запрос прокурора и ответ Сибирского отделения Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский Федеральный геологический фонд" от 07.12.2020 N АК-83/43 (л.д.6-7 т.4).
ФГБУ "Росгеолфонд" сообщило, что по данным Карт-Приложений к выпускам Государственного баланса запасов твердых полезных ископаемых на 01.01.2020, Сборника сводных материалов о запасах общераспространенных полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2020, составленного на основе государственного и территориального баланса запасов, Базы данных Информационной системы "Недра" (ИС "Недра"), Федеральной Государственной информационной системы лицензирования недропользования (ФГИС АСЛН) и Государственного кадастра месторождений и проявлений (ГКМ), месторождения песчано-гравийных пород, расположенные в границах участка с кадастровым номером Росреестра 03:17:160804:328, отсутствуют.
В Каталоге геологической изученности на данной территории учтены только геологосъемочные работы. Сведения о проведении на данном участке разведочных работ на месторождениях отсутствуют. В ФГИС "АСЛН" отсутствуют сведения о наличии на данном участке действующих или аннулированных лицензий.
Бурятским филиалом ФБУ "ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу" по определению суда первой инстанции представлена информация от 01.02.2020 N 86, согласно которой при анализе материалов, имеющихся на хранении в Бурятском филиале ТФГИ, участок "Песчаный", расположенный в 1,7 км на с-в от ж/станции Кичера не учитывался как объект учета баланса в ГБЗ ПИ СССР "Песчано-гравийные материалы" (Государственный баланс запасов полезных ископаемых). Согласно выпускам госбаланса запасов ПГС по состоянию на 01.01.1993, 01.01.1987, 01.01.1982, 01.01.1977, 01.01.1972 (выпуск раз в 5 лет) сведений о разработке, добыче песчано-гравийной смеси в районе станции Кичера не имеется.
Кроме того, были рассмотрены Сводные отчетные балансы запасов строительных материалов по РБ с 1995 по 2005 гг. (ежегодные), подготовленные Бурятгеолфондом (ныне БурТФГИ), в которых также не имеется сведений о разработке на участке Песчаном, равно как и в районе станции Кичера. В филиале хранятся отчеты по инженерно-геологическим изысканиям, сейсмическому микрорайонированию, поискам и разведке подземных вод по площадям в районе станции Кичера, геологической информации, отчетов по разведке/поискам месторождений ОПИ в указанном районе нет (л.д.143-145 т.3).
Ответчики доказательств обратного, в суд не представили.
В соответствии с Кодексом РСФСР о недрах от 09.07.1976 (действовавшего до 21.02.1992) недра предоставлялись в пользование для добычи полезных ископаемых в виде горных отводов.
На основании статьи 55 Кодекса РСФСР о недрах запасы и месторождения полезных ископаемых, а также проявления полезных ископаемых подлежат государственному учету по единым для Союза ССР системам.
Согласно статье 56 Кодекса РСФСР о недрах государственный кадастр месторождений полезных ископаемых должен содержать сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горнотехнические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения и его геологоэкономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.
Статьей 57 Кодекса РСФСР о недрах предусмотрено, что государственные балансы запасов полезных ископаемых должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.
Вместе с тем, как указано выше, материалы дела не содержат доказательств, сведений о разведке и разработке на законных основаниях месторождения общераспространенного полезного ископаемого песка на участке недр "Песчаный" до 2001 года.
Ссылку Общества на письмо Администрация муниципального образования городского поселения "поселок Кичера" от 16.10.2020 N 409, адресованное генеральному директору АО "Регионстрой" (л.д.57 т.2) суд апелляционной инстанции оценивает критически, поскольку данное письмо не указывает на законность добычи полезных ископаемых на спорном участке.
В соответствии со статьей 11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах от 9 июля 1975 года (действовавшего до 8 декабря 1991 года, далее - Основы законодательства о недрах), статьей 10 Кодекса РСФСР о недрах от 9 июля 1976 года предоставление горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых относилось к ведению исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов по государственному управлению в области использования и охраны недр.
Согласно статье 11 Основ законодательства о недрах горные отводы для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых предоставляются исполнительными комитетами районных (городских) Советов народных депутатов и подлежат регистрации в органах государственного горного надзора. Отнесение полезных ископаемых к общераспространенным производится органами государственного горного надзора в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
Предприятия, организации, учреждения и граждане имеют право пользоваться недрами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи для своих хозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вод без предоставления горного отвода, в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
Статьей 33 Основ законодательства о недрах и статьей 50 Кодекса РСФСР о недрах закреплено требование по утверждению запасов полезных ископаемых, относящегося к условиям осуществления государственного учета.
При этом применительно к обеспечению планирования работ по геологическому изучению недр, рациональному использованию месторождений полезных ископаемых, размещению предприятий по добыче полезных ископаемых и решению иных народнохозяйственных задач было предусмотрено ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых и государственных балансов запасов полезных ископаемых (статья 37 Основ законодательства о недрах).
В соответствии со статьей 39 Основ законодательства о недрах государственные балансы запасов полезных ископаемых должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.
На основании статьи 40 Основ законодательства о недрах запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасы полезных ископаемых, дополнительно разведанные в процессе разработки месторождений, подлежат утверждению специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
При утверждении запасов устанавливаются достоверность разведанных запасов полезных ископаемых, их количество и качество, условия залегания, степень изученности, народнохозяйственное значение и подготовленность месторождения для промышленного освоения.
Исходя из статьи 42 Основ законодательства о недрах участки недр, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежали государственному учету по единым для Союза ССР системам.
Таким образом, указанными нормативными актами, действовавшими в советском периоде в сфере недропользования, предусматривалась система утверждения запасов полезных ископаемых на основе учета минерально-сырьевой базы, в том числе связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно статье 28 Закона о недрах (в редакции, действовавшей до 2001 года) государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
На основании статей 30 и 31 Закона о недрах ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, который должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 Закона о недрах (в редакции, действовавшей до 2001 года) государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Основами законодательства о недрах, Кодексом РСФСР о недрах и Законом о недрах предусмотрено, что запасы полезных ископаемых подлежали и подлежат постановке на государственный учет, осуществляется учет состояния и изменений запасов полезных ископаемых.
Вместе с тем запасы полезных ископаемых подлежали установке путем разведки месторождения в соответствии с законодательством.
Доказательств, что ранее, в отношении данного месторождения полезного ископаемого проводились геологоразведочные изыскания, в суд не представлено.
Сам по себе факт добычи песка и использование его для хозяйственных нужд не свидетельствует о разведке и разработке месторождения полезных ископаемых как это понимается в законодательстве о недрах.
Суд апелляционной инстанции не принимает в качестве доказательства решение Северо-Байкальского районного Совета народных депутатов от 14.06.1987 N 383 о предоставлении горных отводов в Северо-Байкальском, Ангоянском, Уоянском и Муйском лесхозах, поскольку исходя из письма Администрации МО ГП "поселок Кичера" от 19.05.2020 N 178 следует, что в период строительства БАМа до 1993 года участок недр "Песчаный" относился к землям совхоза "Эстония", позже являлся сенокосом кооператива "Ойхал".
Доказательств того, что участок недр "Песчаный" относился к лесным участкам и входил в состав какого- либо лесхоза, материалы дела не содержат.
Как указывает истец и не опровергается материалами дела, впервые сведения об участке недр "Песчаный" внесены в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия распоряжением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 N 111-р.
В соответствии с внесенными указанным распоряжением сведениями: ранее экспертиза запасов не проводилась, протокола оценки прогнозных ресурсов не имеется.
Из отчета о результатах геологоразведочных работ с подсчетом запасов песка на участке недр "Песчаный", расположенном в 1,7 км северовосточнее от станции Кичера БАМ на 01.03.2020 (представлен 01.09.2020 в электронном виде Обществом, л.д.12-15 т.4) следует, что в соответствии с договоренностями между АО "Регионстрой" и ООО "БНПП Недра-Сервис" в 2019 году проведены геологоразведочные работы в пределах лицензионной площади с подсчетом запасов песчаных пород (песка строительного) на участке недр карьер "Песчаный" с целью подготовки их к промышленному освоению. Площадь месторождения в контуре промышленных запасов составляет 690 133 кв.м, мощность полезной толщи 5,2 м. Подсчет запасов на месторождении проведен методом блоков с определением как средней глубины отработки, так и средней статистической модности продуктивного горизонта. На участке запасы подсчитаны по категории С2, работы проведены по более плотной разведочной сети для наиболее полного и объемного изучения участка недр. По результатам опробовательских и лабораторных работ установлено: песок месторождения удовлетворяет требованиям ГОСТ 8736-2014 и пригоден для строительных работ без ограничения по радиационной безопасности. Месторождение подготовлено для промышленного освоения.
Доводы общества о том, что о АО "Регионстрой" добывает песок для ООО "Элит СпецСтрой", являющегося субподрядчиком на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по строительству (реконструкции) объекта "Железнодорожная инфраструктура на участке Лена-Восточная - Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги "Строительство двухпутной вставки на перегоне Северобайкальск-Блок-пост 1084", в связи с чем, на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 254-ФЗ) Общество вправе добывать песок по спорной лицензии, суд апелляционной инстанции оценивает критически.
Действительно Федеральный закон N 254-ФЗ в соответствии со статьей 1 устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 N 2774-р принятым в соответствии с данным законом утвержден Перечень объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Перечень объектов), куда включен объект: "Железнодорожная инфраструктура на участке Лена-Восточная - Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги "Строительство двухпутной вставки на перегоне Северобайкальск - Блок-пост 1084" (пункт 25).
Между тем из названных нормативных актов не следует, что добыча полезных ископаемых на участке недр "Песчаный" включена в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.10.2020 N 2774-р перечень объектов, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Разведка и разработка карьера на участке недр "Песчаный" сама по себе не обусловлена необходимостью расширения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в границах Байкальской природной территории.
В связи с принятием Федерального закона N 254-ФЗ не внесены какие-либо изменения, касающиеся изменения порядка предоставления или использования участков для добычи недр на Байкальской природной территории, либо в Постановление N 643.
Кроме того Федеральный закон N 254-ФЗ опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31.07.2020, то есть действует с 31.07.2020. Норм о его распространении на ранее возникшие правоотношения не принято.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что у Министерства отсутствовали законные основания и необходимые условия для выдачи Обществу лицензии на пользование недрами СБР 00668 ПС от 30.04.2019, в связи с чем требования прокураты о признании лицензии незаконной (аннулировании) подлежат удовлетворению.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "24" февраля 2021 года по делу N А10-2918/2020 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать недействительной (аннулировать) действие лицензии на право пользования недрами от 30 апреля 2019 года СБР 00668 ПС, выданной Министерством природных ресурсов Республики Бурятия акционерному обществу "Регионстрой", с целевым назначением и видами работ - совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр "Песчаный", расположенного в 1,7 км от ж/д станции Кичера в северо-восточном направлении Северо-Байкальского района Республики Бурятия.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.