г. Вологда |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А66-2989/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 января 2021 года по делу N А66-2989/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Техсервис" (адрес: 170518, Тверская область, Калининский район, село Никольское, дом 4б; ОГРН 1166952051265, ИНН 6949107566; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" (адрес: 170554, Тверская область, Калининский район, деревня Рязаново, дом 21; ОГРН 1026900592773, ИНН 6924003220; далее - Администрация) о взыскании 800 670 руб. 00 коп. задолженности по оплате работ, выполненных по муниципальному контракту от 24.06.2019 N 0136300033519000043.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Тверская мостостроительная компания", Министерство транспорта Тверской области, государственное казенное учреждение Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 25.01.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что выводы результатов исследований, проведенных обществом с ограниченной ответственностью "Доринжиниринг-Тверь" (далее - ООО "Доринжиниринг-Тверь") не могут быть приняты во внимание судом и не подлежат учету в настоящем деле. Полагает, что поскольку на основании пунктов 4.3.1 и 4.3 контракта в случае не устранения подрядчиком дефектов до срока повторной приемки, установленного представителем заказчика, заказчик имеет право не принимать и не оплачивать подрядчику данную работу, в удовлетворении иска надлежит отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствии представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От истца до начала судебного заседания поступили пояснения на апелляционную жалобу.
Апелляционный суд отказал в приобщении пояснений к материалам дела, поскольку истцом не представлено доказательств их направления ответчику.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) заключен муниципальный контракт от 24.06.2019 N 0136300033519000043, согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить весь комплекс ремонтных работ на автомобильной дороге общего пользования местного значения Ивановское - Лямово в Кулицком сельском поселении Калининского района Тверской области в соответствии с техническим заданием (приложение 1 к контракту).
Цена контракта составляет 800 670 рублей, в том числе НДС 20 % - 133 445 рублей. Цена контракта включает: исключительно все расходы подрядчика, необходимые для качественного и своевременного выполнения работ, в том числе расходы на материалы, уплату таможенных пошлин, налогов, (в том числе НДС, если подрядчик является плательщиком НДС), сборов и других обязательных платежей; все подъемные и разгрузочно-погрузочные работы с применением ручного труда и техники, транспортные расходы, связанные с доставкой строительных материалов. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом (пунктом 1.2).
Согласно пункту 2.9.1 контракта приемке подлежат все работы и материалы, являющиеся предметом оплаты по контракту, а также скрытые работы и ответственные конструкции, согласно требованиям СП 46.13330.2012 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91", СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85", ВСН 19-89 "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог" (утв. Минавтодором РСФСР от 14.07.1989 N НА-18/266). Скрытые работы подлежат приемке перед производством последующих работ. Подрядчик письменно, не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до начала приемки, уведомляет заказчика о необходимости проведения приемки выполненных работ, подлежащих закрытию, и представляет необходимую отчетную документацию:
- акты освидетельствования скрытых работ;
- акты освидетельствования ответственных конструкций;
- акты лабораторных испытаний;
- акт о приемке выполненных работ (форма КС-2);
- справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3);
- накопительную ведомость выполненных работ;
- общий и специальные журналы работ;
- реестр исполнительной документации за отчетный период;
- счет/счет-фактуру.
Вся исполнительная документация предоставляется на бумажном (оригиналы в количестве 2-х экземпляров), а также на электронном носителе в формате "PDF".
К каждой приемке работ подрядчик представляет фотоматериалы по выполненным за отчетный период работам, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов, в то числе актов на скрытые работы, в количестве не менее 2-х фотографий на каждый вид работ в соответствии с пунктом 2.3.2 контракта.
Заказчик и подрядчик производят ежемесячную приемку-сдачу выполненных работ в отчетном периоде.
Отчётный период, указывается в формах КС-2, КС-3, соответствует календарному количеству дней в месяце и устанавливается с 1 по 30(31) число каждого месяца.
Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения акта о приемке выполненных работ и отчетных документов (материалов) рассматривает представленные подрядчиком документы и подписывает формы КС-2 и КС-3 или направляет подрядчику мотивированный отказ в приемке работ. В случае, если представленная подрядчиком документация имеет замечания по оформлению, или по объемам выполненных работ, или превышает стоимость работ, указанную контракте, а также если Заказчиком выявляются не обнаруженные ранее несоответствия качества выполненных работ, объемов работ, указанных в документации, фактически выполненным объемам работ или иные недостатки, заказчик в указанный в настоящем пункте срок направляет подрядчику письменный мотивированный отказ в приемке указанных работ и требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков (дефектов)) с указанием срока устранения выявленных нарушений и даты повторной приемки.
Повторная приемка заказчиком представленных подрядчиком объемов работ производится после устранения последним причин отказа в первоначальной приемке работ в установленном контрактом порядке. При отсутствии замечаний к документации и к объемам работ, представленным на повторную проверку, заказчик подписывает исправленные подрядчиком формы КС-2 и КС-3 заполненные на дату подписания (пункт 2.9.2).
В соответствии с пунктом 2.9.5 контракта, если при приемке выполненных работ их качество или количество вызывает сомнения, заказчик имеет право:
1) выполнить дополнительные измерения и испытания;
2) потребовать от подрядчика повторного проведения измерений и испытаний.
Согласно пункту 2.9.7 контракта, работы по настоящему контракту считаются выполненными окончательно и в полном объеме только после подписания акта межведомственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного ремонтом объекта.
При завершении выполненных работ в полном объеме подрядчик в срок, не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты начала приемки письменно уведомляет заказчика о необходимости проведения приемки (пункт 2.9.8).
Окончательная приемка работ по контракту производится межведомственной комиссией, создаваемой по распоряжению заказчика (пункт 2.9.9).
В соответствии с пунктом 2.9.10 контракта, межведомственная комиссия, созданная заказчиком, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня начала приемки проводит проверку качества и объемов, выполненных подрядчиком работ, а также их соответствия законодательству Российской Федерации и условиям контракта.
В случае, если в ходе проведения процедуры приемки работ в полном объеме будут выявлены недостатки (дефекты) работ, невыполненные работы, Стороны составляют дефектную ведомость, в которой указывается перечень и характер выявленных недостатков (дефектов), объем работ, подлежащий выполнению Подрядчиком, а также срок, необходимый подрядчику для их устранения.
Установленный сторонами в дефектной ведомости срок устранения выявленных нарушений не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней. Подрядчик должен устранить недостатки (дефекты), выявленные межведомственной комиссией в ходе приемки в сроки, установленные дефектной ведомостью.
В случае отказа подрядчика от подписания дефектной ведомости, заказчик самостоятельно подписывает дефектную ведомость, в которой указывается срок устранения выявленных недостатков (дефектов) и который подписывается председателем межведомственной комиссии. Составленная и подписанная таким образом дефектная ведомость направляется подрядчику способом, фиксирующим его получение (в любом случае, отправление дефектной ведомости заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу подрядчика, указанному в настоящем контракте, будет считаться надлежащей доставкой). В случае, если подрядчик в течение 7 (семи) рабочих дней со дня получения дефектной ведомости, не предоставит заказчику письменный мотивированный отказ от его подписания с обязательным изложением причин такого отказа или подписанный подрядчиком экземпляр такой дефектной ведомости, будет считаться, что подрядчик согласился с выводами межведомственной комиссии, содержащимися в представленной заказчиком дефектной ведомости.
Повторная процедура сдачи-приемки работ в полном объеме проводится в порядке, установленном пунктом 2.9 контракта, по письменному извещению заказчика подрядчиком об устранении выявленных в ходе первичной приемки недостатков (дефектов), зафиксированных в дефектной ведомости, и готовности сдать работы в полном объеме межведомственной комиссии.
При устранении всех замечаний подрядчиком стороны подписывают акт межведомственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного ремонтом объекта.
Начало работ - дата заключения контракта (пункт 3.1.1). Окончание работ - 40 (сорок) календарных дней с даты заключения контракта (пункт 3.1.2).
Согласно пункту 6.2.1 контракта, оплата работ производится ежемесячно в безналичной форме платежным поручением путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика, открытый в банке, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), предоставления подрядчиком счета, счета-фактуры (для плательщиков НДС). Оплате подлежат только полностью, своевременно и качественно выполненные работы, предусмотренные настоящим контрактом.
Стоимость работ определяется по ведомости объемов и стоимости работ с понижающим коэффициентом, определенным как частное от деления цены контракта на начальную (максимальную) цену контракта (пункт 6.2.5).
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 30 сентября 2019 года, в части гарантийных обязательств - до их полного исполнения (пункт 16.1.1).
Истцом ответчику направлено уведомление о том, что в рамках выполнения контракта N 01363000335190000430001, планируется выполнение всего комплекса ремонтных работ на автомобильной дороге общего пользования местного значения Ивановское - Лямово в Кулицком сельском поселении Калининского района Тверской области 31.07.2019 истец указал, что просит принять выполненные объёмы работ (от 28.07.2019 N 8).
Истцом ответчику направлено уведомление о необходимости проведения приемки выполненных работ, подлежащих закрытию, представлена необходимая отчетная документация:
- акты освидетельствования скрытых работ от 20.07.2019 N 1, от 20.07.2019 N 2, от 20.07.2019 N 3, от 21.07.2019 N 4, от 22.07.2019 N 5, от 24.07.2019 N 6, от 28.07.2019 N 7, от 29.07.2019 N 8, от 30.07.2019 N 9.
- акты лабораторных испытаний;
- акт о приемке выполненных работ (форма КС-2);
- справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3);
- накопительную ведомость выполненных работ;
- общий и специальные журналы работ;
- реестр исполнительной документации за отчетный период;
- счет/счет-фактуру;
- фотоматериалы по выполненным за отчетный период работам, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов, в количестве не менее 2-х фотографий на каждый вид работ.
Вся исполнительная документация предоставляется на бумажном (оригиналы в количестве 2-х экземпляров), а также на электронном носителе в формате "PDF".
Указанное письмо получено ответчиком 25.11.2019.
При приемке работ были выявлены замечания (письмо ГКУ Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" от 09.10.2019 N 07/4726), которые впоследствии устранены истцом, за исключением замечаний по песчано-гравийной смеси. При этом в ответе на претензию (получено ответчиком 30.12.2019) истец указал, что согласно протоколу испытаний общества с ограниченной ответственностью "Тверьстройконтроль" песчано-гравийная смесь соответствует смеси для покрытий и соответствует ГОСТ 23735-2014. Согласно протоколу ООО "Доринжиниринг-Тверь" N 24-19 так же соответствует ГОСТ.
Акты о приемке выполненных работ от 01.08.2019 N 1 на сумму 800 670 руб. подписаны только со стороны истца, ответчиком акты не были подписаны.
Поскольку претензия, направленная истцом ответчику от 23.12.2019, оставлена последним без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением суда.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 настоящего Кодекса).
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ определено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу статьи 711 указанного Кодекса, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
На основании пункта 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Как следует из материалов дела, истцом предъявлена к взысканию задолженность на основании одностороннего акта о приемке выполненных работ от 01.08.2019 N 1 на сумму 800 670 руб., который направлен истцом в адрес ответчика и получен последним 25.11.2019.
Согласно пункту 6.2.1 контракта, оплата работ производится ежемесячно в безналичной форме платежным поручением путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, открытый в банке, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), предоставления Подрядчиком счета, счета-фактуры (для плательщиков НДС). Оплате подлежат только полностью, своевременно и качественно выполненные работы, предусмотренные настоящим контрактом.
Согласно абзацу 3 пункта 2.9.2 контракта Заказчик в течении 10 рабочих дней со дня получения акта о приемке выполненных работ и отчётных документов (материалов) рассматривает представленные Подрядчиком документы и подписывает КС-2, КС-3. В случае если имеются замечания Заказчик направляет Подрядчику письменный мотивированный отказ (10 дней) и требовании об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения выявленных нарушений и даты повторной приемки.
Согласно пунктам 2.9.9 и 2.9.10 контракта, окончательная приемка работ по контракту производится межведомственной комиссией, создаваемой по распоряжению Заказчика. В случае выявления недостатков работ составляется дефектная ведомость, в которой указывается недостатки и объём работ и сроки их устранения. Применительно к спорному случаю дефектная ведомость не была составлена.
Как усматривается из материалов дела, Общество 28.12.2019 получило претензию от Администрации. Недостатки, указанные в претензии все устранены истцом, так как они касались оформления документов. Спорным являлось качество материала - песок, который, по мнению ответчика, не соответствует техническому заданию.
Истец 30.12.2019 в ответе на претензию указал, что согласно протоколу испытания ООО "Доринжиниринг-Тверь" N 24-19 песчано-гравийная смесь на спорной дороге соответствует смеси для покрытия согласно ГОСТ 23735-2014. Более того, истец просил согласно пункту 2.4.1 контракта при возникновении конфликтной ситуации созвать совещание на 10.01.2020. Ответчик не ответил на данную претензию истца и совещание не созвал.
Вопреки требованиям пункта 2.9.10 контракта дефектная ведомость с указанием сроков устранения выявленных дефектов ответчиком не составлена. В нарушение положений пункта 1 статьи 720 ГК РФ заказчик о наличии недостатков в работе немедленно об этом подрядчику не заявил.
Акты освидетельствования на скрытые работы подписаны без замечаний (представитель Заказчика, инженер строительного контроля ООО "ГМК").
Акты о приемке выполненных работ, направленные в адрес Заказчика, Заказчиком не подписаны, мотивированный отказ от приемки истцу ответчиком не направлен.
Так же, согласно протоколам испытаний природной песчано-гравийной смеси, отобранной на спорном объекте, составленным ООО "Тверьстройконтроль" и ООО "Доринжиниринг-Тверь", представленным в дело, песчано-гравийная смесь используемая истцом на данном объекте соответствует требованиям ГОСТ 23735-2014, действующему в спорный период, указанному в контракте.
Кроме того, доказательства наличия жалоб со стороны жителей Калининского района на качество отремонтированной дороги отсутствуют. Новых торгов по их ремонту ответчик не объявлял. Дорога имеет потребительскую ценность для ответчика, ею пользуются уже год и замечаний к качеству нет.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что работы по контракту выполнены надлежащим образом и сданы истцом ответчику, приняты ответчиком, имеют для ответчика потребительскую ценность.
Поскольку ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств оплаты выполненных работ в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании задолженности в заявленном размере - 800 670 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку ответчик в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, то за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25 января 2021 года по делу N А66-2989/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2989/2020
Истец: ООО "ТЕХСЕРВИС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН"
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области", Министерство транспорта Тверской области, ООО "Тверская мостостроительная компания", ООО "Доринжиниринг-Тверь"