г. Киров |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А29-9565/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, ИНН 1101160228, ОГРН 1181101000134
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.03.2021 по делу N А29-9565/2020
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 6 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по ОСК Северного флота (ИНН 7729314745 ОГРН 1027700430889)
к Республике Коми в лице Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (ИНН 1101160250 ОГРН 1181101000190), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (ИНН 1101160228 ОГРН 1181101000134), Министерства экономического развития и промышленности Республики Коми (ИНН 1101487463 ОГРН 1021100520650), Администрации Главы Республики Коми (ИНН 1101482730 ОГРН 1021100530549), Министерства финансов Республики Коми (ИНН 1101481969 ОГРН 1021100524213),
о взыскании убытков в виде недополученного дохода,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 6 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по ОСК Северного флота (далее - Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республике Коми в лице Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее - Министерство энергетики), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Министерство строительства, ответчик, заявитель), Министерства экономического развития и промышленности Республики Коми (далее - Министерство экономразвития), Администрации Главы Республики Коми (далее - Администрация), Министерства финансов Республики Коми (далее - Министерство финансов) о взыскании 363 607 руб. 64 коп. убытков, составляющих межтарифную разницу за период с января по сентябрь 2020 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.03.2021 иск к Министерству строительства удовлетворен, в удовлетворении к Министерству энергетики, Министерству экономразвития, Министерству финансов, Администрации отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство строительства обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на письмо Министерства финансов от 03.04.2019, указал, что компенсация выпадающих доходов Учреждения в результате установления льготного тарифа на коммунальные услуги не может осуществляться путем предоставления целевой субсидии из бюджета Республики Коми. В письме МФ РФ от 05.03.2020 и в статье 78.1 БК РФ указано на возможность предоставления грантов в форме субсидий, таким образом, предоставление грантов в форме субсидий является правом, а не обязанностью органов исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время в Республике Коми отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие права на получение субсидий в форме грантов на основании статьи 78.1 БК РФ ресурсоснабжающим организациям.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Министерство финансов поддерживает доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение принято при неправильном применении норм материального права.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.04.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.04.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Истец заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Истец, являясь ресурсоснабжающей организацией в сфере теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения на территории Республики Коми, осуществлял поставку ресурсов в многоквартирный дом (квартиры), расположенный по адресу: г. Печора, тер. Пос-8. д. 4, от собственных источников Учреждения, переданных последнему в оперативное управление на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.04.2017 N 1001.
С 01.01.2020 на территории Республики Коми (МОMP "Печора") установлены льготные тарифы на тепловую энергию, тарифы для прочих потребителей, приравненных к населению (Приказы Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 18.12.2019 N 75/7-Т, от 18.12.2019 N 75/10-Т).
С 01.01.2020 на территории Республики Коми (МОМР "Печора") установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению (Приказы Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 10.12.2019 N 68/2-Т, от 19.12.2019 N 76/45-Т).
Письмом от 04.03.2020 Учреждение обратилось к Министерству энергетики о заключении с ним договора на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение, поставляемых населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения за 2020 год.
В ответе от 01.04.2020 Министерство энергетики отказало истцу в заключении данного договора.
Расчет количества тепловой энергии и горячего водоснабжения, отпущенных в период с января по сентябрь 2020 года в отношении МОГО "Печора", производился на основании приказа Службы Республики Коми по тарифам от 12.12.2011 N 112/18 в размере 0,0234 Гкал/куб.м, приказа Службы Республики Коми по тарифам от 15.06.2016 N 18/7 в размере 0,0696 Гкал/куб.м.
Приказами Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 18.12.2019 N 75/7-Т, от 18.12.2019 N 75/10-Т, от 10.12.2019 N 68/2-Т, от 19.12.2019 N 76/45-Т на территории Республики Коми для истца установлены тарифы для прочих потребителей (экономически обоснованные тарифы), а также тарифы для населения и потребителей, приравненных к населению.
С 01.01.2020 экономически обоснованный тариф (тариф для прочих потребителей) для МОMP "Печора" составил 2 549 руб. 27 коп./Гкал, с 01.07.2020 - 3 440 руб. 41 коп./Гкал.
С 01.01.2020 льготный тариф (тариф для населения) для МОMP "Печора" составил 2 317 руб. 87 коп./Гкал (без НДС - 1 931 руб. 56 коп./Гкал), с 01.07.2020 - 2 410 руб. 58 коп./Гкал (без НДС - 2 008 руб. 82 коп./Гкал) (Приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 18.12.2019 N 75/7-Т).
Истец полагает, что у него возникли убытки за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в размере 363 607 руб. 64 коп., выраженные в разнице между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты Учреждения на производство соответствующего ресурса.
Истец направил в адрес Администрации, Министерства энергетики, Министерства экономики претензию от 02.07.2020 с требованием возместить убытки.
Претензия оставлена ответчиками без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По общему правилу, по требованию о взыскании убытков обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются: противоправность действий (бездействий) ответчика, факт и размер понесенных убытков, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками истца. При недоказанности одного из указанных обстоятельств иск о возмещении убытков не подлежит удовлетворению.
Исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения.
В силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Законом Республики Коми от 29.10.2018 N 78-РЗ "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в Республики Коми" на территории Республики Коми определены перечень лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, основания для предоставления льгот по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно статье 14 указанного закона компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) и на водоотведение осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год и планируемый период, путем перечисления средств республиканского бюджета Республики Коми на счета соответствующих организаций.
В силу пункта 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.
Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37-40 настоящего документа.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановления N 87) разъяснено, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 29.03.2011 N 2-П), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Таким образом, наличие обязанности по применению цены ресурса (услуги), установленной ниже размера экономически обоснованного тарифа, влечет обязанность соответствующего субъекта по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям.
Учреждение в спорный период являлось организацией, поставляющей коммунальные ресурсы, в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Печора, тер. Пос-8, д. 4; указанный факт подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Законом Республики Коми от 29.10.2018 N 78-РЗ "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в Республики Коми" установлены категории потребителей, имеющих право на льготные тарифы в Республике Коми, а также порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, в связи с применением льготных тарифов.
Согласно материалам дела расчеты с потребителями истец в спорный период осуществлял в соответствии установленными на территории Республики Коми (МО ГО "Инта", МО МР "Печора") льготными тарифами для населения и потребителей, приравненных к населению, величина которых была ниже экономически обоснованных тарифов, установленных Министерством энергетики; таким образом, при осуществлении деятельности по теплоснабжению, горячему водоснабжению Учреждение понесло убытки, обусловленные осуществлением государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и горячую воду.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 Постановления N 87).
Судом установлено, что на основании пункта 5 Указа Главы Республики Коми от 20.10.2020 N 115 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми" Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми переименовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, находящегося в процессе реорганизации путем присоединения к нему Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми переданы функции в сферах энергетики, жилищно-коммунального комплекса, газоснабжения. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 N 540 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми с 01.01.2021 является правопреемником Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми в части функций, переданных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми. Реорганизация Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми путем присоединения не завершена.
Министерством строительства представлена выдержка из Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2019 N 520 "О государственной программе Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан", утвердившего порядок финансирования из республиканского бюджета Республики Коми расходов на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), питьевую воду (питьевое водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) и на водоотведение, согласно которому главным распорядителем бюджетных средств, до которого доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
Довод заявителя о том, что истец не вправе получать денежные средства в виде субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, несостоятелен.
Обязанность по применению льготных тарифов при наличии к тому оснований не вытекает из Закона Республики Коми от 25.10.2018 N 78-РЗ, она обусловлена осуществлением деятельности в соответствующей сфере; организационно-правовая форма ресурсоснабжающей организации не может иметь правового значения для решения вопросов о возмещении межтарифной разницы; доказательств наличия у истца иных источников её возмещения в связи с тем, что он действует в организационно-правовой форме учреждения, ответчиком не представлено.
Гражданское и бюджетное законодательство не содержит запрета на возмещение бюджетному учреждению убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на теплоснабжение для нужд населения и потребителей, приравненных к населению.
Учитывая изложенное, исходя из принципа равенства участников гражданских правоотношений, истцу не может быть отказано в возмещении недополученных доходов по причине того, что он является государственным бюджетным учреждением.
При таких обстоятельствах ссылка заявителя на отсутствие в Республике Коми нормативных правовых актов, устанавливающих право на получении субсидий на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса ресурсоснабжающим организациям, не влияет на оценку судом спорных правоотношений.
Суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.03.2021 по делу N А29-9565/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9565/2020
Истец: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Ответчик: Администрация Главы Республики Коми, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Министерство Финансов Республики Коми, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Третье лицо: Арбитражный Суд Архангельской Области