21 мая 2021 г. |
Дело N А83-19781/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 21 мая 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
при участии: представителя ООО "Санаторно-курортный комплекс "Голубой Залив" - Бородкина Олега Адольфовича, доверенность от 11.01.2021 N 2;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 декабря 2020 года по делу N А83-19781/2019 (судья Чумаченко С.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санаторно-курортный комплекс "Голубой Залив" к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Санаторно-курортный комплекс "Голубой Залив" (далее - ООО "Санаторно-курортный комплекс "Голубой Залив", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, согласно которого с учетом уточнения просило: решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 20.11.2019 N 90/01/2019-155777 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на объект недвижимости с кадастровым номером 90:25:070102:523 (нежилое здание санатория, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, д. 78, лит. А), признать незаконным; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым рассмотреть по существу заявление от 08.08.2019 ООО "Санаторно-курортный комплекс "Голубой залив" государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 90:25:070102:523 (нежилое здание санатория, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, д. 78, лит. А), в пятидневный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.12.2020, заявление ООО "Санаторно-курортный комплекс "Голубой Залив", было удовлетворено; Решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 20.11.2019 N 90/01/2019-155777 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на объект недвижимости с кадастровым номером 90:25:070102:523 (нежилое здание санатория, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, д. 78, лит. А), было признано незаконным и отменено; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была возложена обязанность рассмотреть по существу заявление от 08.08.2019 ООО "Санаторно-курортный комплекс "Голубой залив" о проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 90:25:070102:523 (нежилое здание санатория, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, д. 78, лит. А), в пятидневный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.12.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что у органа государственной регистрации отсутствует возможность подтвердить подлинность представленной декларации, что препятствует проведению государственной регистрации. В этой связи, Госкомрегистром 28.8.2019 было принято решение о приостановлении им регистрации. В связи с непринятием Заявителем, в течение срока действия приостановления, никаких действий направленных на устранение причин, послуживших основанием для такого приостановления, 20.11.2019 органом было вынесено Решение N 90/01/2019-155777 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на объект недвижимости с кадастровым номером 90:25:070102:523 (нежилое здание санатория, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, д. 78, лит. А).
Представитель ООО "Санаторно-курортный комплекс "Голубой Залив" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым несмотря на неоднократные предложения суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещен, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, проведено в отсутствие представителя указанного лица.
Законность и обоснованность Решения от 04 декабря 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 08 августа 2019 года ООО "СКК "Голубой залив" обратилось в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества - нежилого здания санатория, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, д. 78, лит. А, кадастровый номер 90:25:070102:523, в связи с надстройкой мансарды.
12.09.2019 Общество получило уведомление Госкомрегистра от 20 августа 2019 года N 90/01/2019-111563 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
Основанием приостановления явилась невозможность установления подлинности декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной инспекцией ГАСК в АР Крым 28.03.2012 N КР 14212047039, в связи с отсутствием соответствующей информации.
25.09.2019 Общество обжаловало указанное решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Однако Решением апелляционной комиссии N 625 от 01.10.2019, было отказано в принятии заявления Общества (прилагается) со ссылкой на то, что заявление об обжаловании подано с нарушением требований, установленных пунктом 21 приказа Минэкономразвития России от 20.03.2016 г. N 193 "Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы".
Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято Решение от 20.11.2019 N 90/01/2019-155777 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на объект недвижимости с кадастровым номером 90:25:070102:523 (нежилое здание санатория, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, д. 78, лит. А).
Не согласившись с вышеназванным Решением Госкомрегистра от 20.11.2019 N 90/01/2019-155777, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики с настоящим заявлением, которое было удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Частью 5 статьи 1 Закона о регистрации определено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу части 3 статьи 1 названного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - есть юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации, в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В статье 26 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав, в том числе: пункт 9) не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Приостанавливая осуществление государственной регистрации, а затем, отказывая в регистрации прав, комитет сослался на пункт 9 части 1 статьи 26 Закона о регистрации.
Согласно части 10 статьи 40 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В силу части 1 статьи 21 указанного Закона документы, устанавливающие возникновение права и представляемые для государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости; указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Из материалов дела следует, что Декларация о начале выполнения строительных работ на объекте кадастрового учета была зарегистрирована в инспекции ГАСК АР Крым 27.12.2011 года за N КР 08211114474.
Датой принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта, является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации или выдачи сертификата.
Зарегистрированная декларация о готовности объекта к эксплуатации или сертификат является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в государственную статистическую отчетности и оформления права собственности на него.
Декларация о готовности объекта в эксплуатацию в отношении нежилого здания лит. А по адресу: АРК, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, д. 78, согласно отметке, зарегистрирована в Инспекции ГАСК в АРК 28.03.2012 N КР 14212047039.
Факт регистрации указанной декларации подтверждает также выписка с сайта Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 25.09.2019, удостоверенной временно исполняющей обязанности нотариуса г. Москвы Мартыновой Н.А.
Таким образом, следует признать, что основным документом, дающим право на эксплуатацию объекта, строительство которого окончено до 18.03.2014, является декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная органом государственного архитектурно-строительного контроля Украины.
В соответствии с действовавшим на 27.12.2011 на территории Республики Крым законодательством Украины, а именно, статьей 39 Закона Украины от 17.02.2011 N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности", пунктом 3 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 N 461, принятие в эксплуатацию объектов, которые относятся к IV и V категории сложности, осуществляется на основании акта готовности объекта к эксплуатации путем выдачи Государственной архитектурно-строительной инспекцией и ее территориальными органами Сертификата.
При этом, статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности и разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что полученная Обществом декларация от 28.03.2012 N КР 14212047039 о готовности объекта в эксплуатацию в отношении нежилого здания лит. А по адресу: АРК, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, д. 78, является действующей, не требует какого-либо дополнительного подтверждения со стороны государственных органов, в связи с чем, Уведомление Госкомрегистра от 20 августа 2019 года N 90/01/2019-111563 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, является незаконным и подлежит отмене.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08.04.2021 по делу N А83-1946/2020.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 декабря 2020 года по делу N А83-19781/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19781/2019
Истец: ООО "САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОЛУБОЙ ЗАЛИВ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ