г. Пермь |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А50-10776/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" - Ермакович А.В., паспорт, доверенность от 24.07.2020; Плотникова А.Ю., паспорт, доверенность от 10.06.2020, диплом;
от Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Закатов В.М., удостоверение, доверенность от 30.11.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Уральский центр промышленной безопасности" - Белослудцев А.Н., удостоверение, доверенность от 07.09.2020;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 февраля 2021 года
по делу N А50-10776/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536)
к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1025900533229, ИНН 5902290459)
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Уральский центр промышленной безопасности"
об оспаривании предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "ПСК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, Ростехнадзор, надзорный орган) о признании недействительным предписания от 17.02.2020 N РП-282-53-о/П-2020 в части нарушений, указанных в пунктах 4-6, 10, 11, 13-21, 24, 32, 39-43, 68-77, 82-85, 90-92, 99, 100, 104, 105, 116, 120, 121, 168-171, 191, 195-199, 215, 219-223, 225, 228-231, 233-235, 238, 274-279, 287, 288 (с учетом уточнения заявленных требований - л.д.54-93 том 17).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Предписание от 17.02.2020 N РП-282-53-о/П-2020 признано недействительным в части пунктов 39-43, 170, 171, 221-223, а также пунктов 195-198 в части, касающейся детского сада N 256. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Дополнительным решением от 19.02.2021 на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований по пунктам 10, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 82, 83, 84, 85, 90, 99, 100, 104, 105, 116, 120, 121, 168, 169, 191, 195, 196, 197, 198, 199, 215, 219, 220, 228, 274, 275, 277, 278, 279, 287, 288 предписания, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в оспариваемой части отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель в жалобе указывает, что указанное в пункте 10 предписания нарушение вменено незаконно, поскольку требования к оборудованию тепловых камер тепловых сетей установлены пунктом 77 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (далее - ФНП ОРПД N116), согласно которому камеры для обслуживания подземных трубопроводов пара и горячей воды должны иметь не менее двух люков с лестницами или скобами. Тепловые камеры тепловых сетей, поименованные в пункте 10 предписания, полностью соответствуют требованиям пункта 77 ФНП ОРПД N116.
С нарушениями, указанными в пунктах 68-77, 82-85, 99-100, 104-105, 116, 120-121, 168-169, 191, 274-279, 287 предписания, заявитель не согласен, поскольку Ростехнадзором не представлены доказательства того, что указанные в этих пунктах бесхозяйные сети были переданы ООО "ПСК" на содержание и обслуживание; Ростехнадзор не наделен полномочиями по определению организации, обязанной осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных сетей. Более того, ООО "ПСК" не является лицом, на которое может быть возложена обязанность по устранению нарушений в отношении сетей холодного водоснабжения (пункты 69, 72, 75, 77 Предписания). ООО "ПСК" не является гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения. В перечень проверяемых объектов сети холодного водоснабжения не входили, доказательства принадлежности сетей холодного водоснабжения ООО "ПСК" в материалы дела не представлено. ООО "ПСК" не является организацией, на которую возложена обязанность по содержанию или обслуживанию многоквартирных жилых домов, иных социально значимых объектов (детских садов) и, таким образом, лицом, на которое в силу норм законодательства может быть возложена обязанность по устранению нарушений, изложенных в пунктах 68-77, 82-85, 99-100, 104-105, 116, 120-121, 168-169, 191, 274-279, 287предписания.
С пунктами 90, 91, 195-198, 215, 219, 220, 222, 228, 288 предписания общество не согласно, так как замечания Ростехнадзора основаны на положениях Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее - ПТЭ ТЭ), которые в силу пункта 1.4 на устройства, поднадзорные Ростехнадзору, не распространяется.
В судебном заседании представители заявителя на доводах жалобы настаивали.
Управление с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представители Управления в судебном заседании доводы отзыва поддержали.
Представитель третьего лица в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, только в обжалуемой части.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в период с 21.01.2020 по 17.02.2020 Управлением на основании распоряжений от 21.01.2020 N РП-282-53-о и от 30.01.2020 N РП-395-53-о (в связи с аварией на тепловых сетях, произошедшей 20.01.2020 и повлекшей групповой несчастный случай со смертельным исходом), проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ПСК", в ходе которой выявлены в числе прочих следующие нарушения требований промышленной безопасности:
- не проведены мероприятия для обеспечения безопасного использования площадок и лестниц, применяемых для доступа к площадкам обслуживания оборудования под давлением, предназначенным для проведения периодических работ, в соответствии с требованиями пунктов 13-15 ФНП ОРПД N 116 (при ближайшем капитальном ремонте или реконструкции оборудования), чем нарушены положения частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункта 15 ФНП ОРПД N 116 (пункт 10 предписания);
- трубопровод горячей воды первого контура, проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 126: на арматуре нет бирок с нанесенными названиями и номерами согласно технологическим схемам трубопроводов горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение статьи 4, частей 1, 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 337 ФНП ОРПД N 116 (пункт 68 предписания);
- трубопровод горячей воды (первого контура), проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 126: при проходе трубопроводов горячей воды через стенку камеры не исключена возможность ее подтопления: гильзы подачи и обратки горячей воды и ХВС зачеканены со стороны подвала при помощи монтажной пены, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 77 ФНП ОРПД N116 (п. 69 предписания);
- трубопровод горячей воды (первого контура), проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 126: тепловая изоляция на трубопроводах горячей воды находится в неисправном состоянии - частично отсутствует тепловая изоляция ГВС, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 349 ФНП ОРПД N 116 (п. 70 предписания);
- трубопровод горячей воды первого контура, проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 122: на арматуре нет бирок с нанесёнными названиями и номерами согласно технологическим схемам трубопроводов горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 337 ФНП ОРПД N 116 (п. 71 предписания);
- трубопровод горячей воды (первого контура), проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 122: при проходе трубопроводов горячей воды через стенку камеры не исключена возможность её подтопления: гильзы подачи и обратки горячей воды и ХВС не зачеканены со стороны подвала, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 77 ФНП ОРПД N 116 (п. 72 предписания);
- трубопровод горячей воды первого контура, проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 122: тепловая изоляция на трубопроводах горячей воды находится в неисправном состоянии - частично отсутствует тепловая изоляция трубопровода горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 349 ФНП ОРПД N116 (п. 73 предписания);
- трубопровод горячей воды первого контура, проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 118: на арматуре нет бирок с нанесёнными названиями и номерами согласно технологическим схемам трубопроводов горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 337 ФНП ОРПД N 116 (п. 74 предписания);
- трубопровод горячей воды первого контура, проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 118: при проходе трубопроводов горячей воды через стенку камеры не исключена возможность её подтопления: гильзы подачи и обратки горячей воды и ХВС не зачеканены со стороны подвала, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 77 ФНП ОРПД N 116 (п. 75 предписания);
- трубопровод горячей воды первого контура, проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 118: тепловая изоляция на трубопроводах горячей воды находится в неисправном состоянии - частично отсутствует тепловая изоляция трубопровода горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 349 ФНП ОРПД N 116 (п. 76 предписания);
- трубопровод горячей воды (первого контура), проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 118: трубопроводы горячей воды и ХВС проложены через наружную стену здания в сторону жилого дома ул. Мира, 116, без защитного футляра (гильз), в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 76 ФНП ОРПД N 116 (п. 77 предписания);
- трубопровод горячей воды (первого контура), проложенный в подвальном помещении жилого дома по адресу ул. Крисанова, 17, со стороны ТК 584: тепловая изоляция на трубопроводах горячей воды находится в неисправном состоянии, отсутствует тепловая изоляция на трубопроводе горячей воды подачи первого контура по подвалу, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 349 ФНП ОРПД N116 (п. 82 предписания);
- трубопровод горячей воды (первого контура), проложенный в подвальном помещении жилого дома по адресу ул. Крисанова, 17, со стороны ТК 584: при проходе трубопроводов горячей воды через стенку камеры не исключена возможность её подтопления: гильза трубопровода горячей воды подачи первого контура зачеканена без обмазки расвором, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 77 ФНП ОРПД N 116 (п. 83 предписания);
- трубопровод горячей воды (первого контура), проложенный в подвальном помещении жилого дома по адресу ул. Крисанова, 17, со стороны ЦТП-36: тепловая изоляция на трубопроводах горячей воды находится в неисправном состоянии, отсутствует тепловая изоляция на подающем трубопроводе горячей воды первого контура по подвалу, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 349 ФНП ОРПД N 116 (п. 84 предписания);
- трубопровод горячей воды (первого контура), проложенный в подвальном помещении жилого дома по адресу ул. Крисанова, 17, со стороны ЦТП-36: при проходе трубопроводов горячей воды через стенку камеры не исключена возможность её подтопления: гильза трубопровода горячей воды не зачеканена, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 77 ФНП ОРПД N 116 (п. 85 предписания);
- не проводятся гидропневматические промывки вновь построенных трубопроводов горячей воды и после их капитальных ремонтов в 2-м эксплуатационном районе, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ); п. 6.2.17 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - ПТЭ ТЭ) (п. 90 предписания);
- трубопровод горячей воды (первого контура), проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 83, у которого отсутствует доступ к местам ввода в техническое подполье здания, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; пп. "г" п. 218 ФНП ОРПД N 116 (п. 99 предписания);
- трубопровод горячей воды (первого контура), проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Мира, 83 у которого тепловая изоляция находится в неисправном состоянии - частично отсутствует тепловая изоляция, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч.1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 349 ФНП ОРПД N 116 (п. 100 предписания);
- трубопровод горячей воды (первого контура), проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Беляева, 51: на арматуре нет бирок с нанесенными названиями и номерами согласно технологическим схемам трубопроводов горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч.1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 337 ФНП ОРПД N 116 (п.104 предписания);
- трубопровод горячей воды первого контура, проложенный в подвальном помещении жилого дома по ул. Снайперов, 18: тепловая изоляция на трубопроводах горячей воды находится в неисправном состоянии, частично отсутствует тепловая изоляция на трубопроводах горячей воды, проложенных в техническом подполье здания (МКД), в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 349 ФНП ОРПД N 116 (п. 105 предписания);
- трубопровод горячей воды первого контура, проложенный в подвальном помещении технического подполья жилого дома по адресу ул. Карпинского, 57а: при проходе трубопроводов горячей воды через стенку камеры не исключена возможность её подтопления: гильза трубопровода горячей воды зачеканена без обмазки раствором, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 77 ФНП ОРПД N 116 (п. 116 предписания);
- трубопровод горячей воды первого контура, проложенный в помещении технического подполья жилого дома по ул. Карпинского, 57а: тепловая изоляция на трубопроводах горячей воды находится в неисправном состоянии, тепловая изоляция трубопроводов в подвале здания частично повреждена и частично отсутствует, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 349 ФНП ОРПД N 116 (п. 120 предписания);
- трубопровод горячей воды первого контура, проложенный в помещении технического подполья жилого дома по ул. Карпинского, 57а: не обеспечен контроль состояния оборудования в процессе эксплуатации: ввод трубопроводов горячей воды в здание закрыт коробом, осмотр гильз произвести не представляется возможным, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; пп. "г", "л" п. 218 ФНП ОРПД N 116 (п. 121 предписания);
- в подвале дома по адресу: ул. Баумана, 9а, имеются следы повреждения коррозией трубопровода горячей воды, а также местное разрушение тепловой изоляции, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; пп. "о" п. 218 ФНП ОРПД N 116 (п. 168 предписания);
- коррозионное повреждение трубопровода горячей воды в подвале дома по адресу г. Пермь, ул. Советской Армии, д. 21а, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; пп. "о" п. 218 ФНП ОРПД N 116 (п. 169 предписания);
- трубопроводы горячей воды, проходящие через подвалы домов N 34 по ул. Писарева; NN 27, 70а по ул. Репина; N 26 по ул. Мелитопольская (выход ТС); N 80а по ул. Воркутинская; N 50 по ул. Карбышева, отсутствует герметизация вводов - выводов трубопроводов горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 77 ФНП ОРПД N 116 (п. 191 предписания);
- трубопровод М2-02-3 Ду 400 тепловой магистрали (14 тепловых камер и один ввод в здание д/сада N 256): не произведены электрические измерения тепловых сетей организацией, разработавшей проект тепловых сетей, или специализированной организацией, разработавшей технические решения по защите тепловых сетей от наружной коррозии, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п.п. 2.6.7, 6.2.40 ПТЭ ТЭ (п. 195 предписания);
- трубопровод М2-02-3 Ду 400 тепловой магистрали (14 тепловых камер и один ввод в здание д/сада N 256): не проводятся систематические осмотры трубопроводов подземных тепловых сетей и электрические измерения на потенциал блуждающих токов для определения коррозионной агрессивности грунтов и опасного воздействия блуждающих токов, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п. 6.2.39 ПТЭ ТЭ (п. 196 предписания);
- трубопровод М2-02-3 Ду 400 тепловой магистрали (14 тепловых камер и один ввод в здание д/сада N 256): при текущей эксплуатации тепловых сетей ООО "ПСК" не проводятся мероприятия, обеспечивающие: поддержание в исправном состоянии оборудования, строительных и других конструкций тепловых сетей; выявление и восстановление разрушенной тепловой изоляции и антикоррозионного покрытия; удаление скапливающейся в каналах и камерах воды и предотвращение попадания туда грунтовых и верховых вод; поддержание чистоты в камерах и проходных каналах, недопущение пребывания в них посторонних лиц; осуществление контроля за коррозией, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п. 6.2.25 ПТЭ ТЭ (п. 197 предписания);
- трубопровод М2-02-3 Ду 400 тепловой магистрали (14 тепловых камер и один ввод в здание д/сада N 256): отсутствует перечень трубопроводов, подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора в котором указаны лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов; не заведены паспорта по установленной форме на каждый трубопровод, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п. 5.2.2 ПТЭ ТЭ (п. 198 предписания);
- тепловая камера 33: лестницы для обслуживания, осмотра, ремонта трубопровода не соответствуют установленным требованиям, а именно, лестницы для спуска в тепловую камеру имеют: ширину менее 600 мм, высоту между ступенями более 200 мм, ширину ступеней менее 80 мм, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 14 ФНП ОРПД N 116 (п. 199 предписания);
-тепловая камера 33-12: не проводятся мероприятия, обеспечивающие осуществление контроля за коррозией, а именно имеется значительная коррозия металлических строительных конструкций, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п. 6.2.25 ПТЭ ТЭ (п. 215 предписания);
- тепловые камеры 33-16-2, 33-16-2А, 33-16-2Б: при текущей эксплуатации тепловых сетей не проводятся мероприятия, обеспечивающие поддержание чистоты в камерах, а именно наличие мусора в тепловых камерах, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п. 6.2.25 ПТЭ ТЭ (п. 219 предписания);
- ввод теплосети в д/сад, ясли N 256: на вводе трубопроводов тепловых сетей в здание отсутствуют устройства, предотвращающие проникновение воды в здание, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п. 6.1.6 ПТЭ ТЭ (п. 220 предписания);
- ввод теплосети в дом ул. Советской Армии, 21: при текущей эксплуатации тепловых сетей ООО "ПСК" не проводятся мероприятия, обеспечивающие выявление и восстановление разрушенной тепловой изоляции и антикоррозионного покрытия - тепловая изоляция разрушена, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п. 6.2.25 ПТЭ ТЭ (п. 228 предписания);
- трубопровод тепловой сети 1-го контура 2Ду200 по подвалам жилых домов по ул. Маршала Рыбалко, 86 и 88: некачественная герметизация вводов инженерных сетей - вводы не герметичны; частично разрушена тепловая изоляция трубопроводов горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 76 ФНП ОРПД N 116; ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п.п. 6.1.6, 6.1.31 ПТЭ ТЭ (п. 274 предписания);
- трубопроводы тепловой сети 1 -го контура по подвалам жилых домов по ул. Ласьвинская, 74а, 72 и 76: некачественная герметизация вводов инженерных сетей - вводы не герметичны; частично разрушена тепловая изоляция трубопроводов горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 76 ФНП ОРПД N 116; ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п.п. 6.1.6, 6.1.31 ПТЭ ТЭ (п. 275 предписания);
- трубопровод тепловой сети 1-го контура по подвалу жилого дома по ул. Маршала Рыбалко, 41: на подающем трубопроводе 1-го контура Дн133 установлен хомут из-за утечки; частично разрушены или отсутствует тепловая изоляция трубопроводов горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 76 ФНП ОРПД N 116; ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п. 6.1.31 ПТЭ ТЭ (п. 277 предписания);
- трубопровод тепловой сети 1-го контура по подвалу жилого дома по ул. Воронежская, 20: не выполнена герметизация трубопровода со стороны одного ввода (по левую сторону от фасада здания); частично разрушены или отсутствует тепловая изоляция трубопроводов горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 76 ФНП ОРПД N 116; ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п.п. 6.1.6, 6.1.31 ПТЭ ТЭ (п. 278 предписания);
- трубопровод тепловой сети 1 -го контура по подвалу жилого дома по ул. Адмирала Ушакова, 59/2: некачественная герметизация вводов инженерных сетей - вводы не герметичны (теплотрасса 1-го контура); частично разрушены или отсутствует тепловая изоляция трубопроводов горячей воды, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 76 ФНП ОРПД N 116; ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п.п. 6.1.6, 6.1.31 ПТЭ ТЭ (п. 279 предписания);
- на трубопроводах тепловых сетей первого контура разрушены: тепловая изоляция, антикоррозийное покрытие и устройства, предотвращающие проникновение воды и газа в здания (герметизация ввода инженерных сетей) в домах по адресам: ул. Крупской, 93; ул. Крупской,95/ул. Старцева, 37; ул. Старцева, 19; ул. Звонарева, 5; ул.Ст. Разина, 75; Комсомольский пр., 62, 64, 68, 72; ул. Механошина, 10, 12; ул. Революции, 28, 30, 58, 60, 62, 64; ул. Газеты Звезда, 42, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 76 ФНП ОРПД N 116; ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п.п. 6.1.6, 6.1.30, 6.1.31 ПТЭ ТЭ (п. 287 предписания);
- на магистральных трубопроводах горячей воды первого контура разрушены тепловая изоляция, антикоррозийное покрытие и устройства, предотвращающие проникновение воды и газа в здания (герметизация ввода инженерных сетей) в доме по адресу ул. Старцева, 21, в чем надзорный орган усмотрел нарушение ст. 4, ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ; п. 76 ФНП ОРПД N 116; ч. 1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 23.2 Закона N 190-ФЗ; п.п. 6.1.6, 6.1.30, 6.1.31 ПТЭ ТЭ (п. 288 предписания).
Итоги проверки зафиксированы в акте проверки от 17.02.2020 N РП-282-53-о/А-2020.
По итогам проверки Управлением обществу выдано предписание от 17.02.2020 N РП-282-53-о/П-2020 о принятии мер по устранению выявленных нарушений. Срок исполнения предписания установлен до 17.04.2020.
Письмом Управления от 02.09.2020 N 282-75830 срок исполнения предписания продлен до 30.11.2020.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "ПСК" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Закон N116-ФЗ).
Согласно пункта 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.
Пунктом 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ установлено, что работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
В соответствии с пунктом 2 ФНП ОРПД N 116, разработанных на основании Закона N 116-ФЗ и действовавших до 01.01.2021, настоящие ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа):
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C);
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.
Согласно пункту 12 данных правил для обслуживания, осмотра, ремонта оборудования под давлением проектом должно быть предусмотрено устройство стационарных металлических площадок и лестниц.
Согласно пункту 15 ФНП ОРПД N 116 для обеспечения доступа к площадкам обслуживания оборудования под давлением, предназначенным для проведения периодических работ (плановое техническое обслуживание, ремонт) в местах расположения люков, запорной, регулирующей арматуры и иных устройств, оборудованных автоматическим дистанционным приводом, первичных датчиков, передающих данные на вторичные устройства (приборы) систем автоматизации и (или) контрольно-измерительных приборов (установленных дистанционно), не требующих постоянного (неоднократного) присутствия персонала (за исключением случаев, установленных пунктом 12 настоящих ФНП), проектом установки оборудования под давлением может быть предусмотрено применение переносных, передвижных площадок и лестниц, а также стационарных лестниц с углом наклона к горизонтали более 50° при условии обеспечения возможности осмотра оборудования в таких местах с поверхности пола (земли) или других площадок. Предусматриваемые проектом в этих случаях вертикальные лестницы должны быть металлическими шириной не менее 600 мм с расстоянием между ступенями лестниц не более 350 мм и, начиная с высоты 2 м, должны оснащаться предохранительными дугами радиусом 350-400 мм, располагаемыми на расстоянии не более 800 мм одна от другой и скрепленными между собой полосами, с расстоянием от самой удаленной точки дуги до ступеней в пределах 700-800 мм.
В случаях, предусмотренных проектной документацией, руководствами (инструкциями) по эксплуатации и производственными инструкциями, для ремонта и технического обслуживания оборудования в местах, не требующих постоянного обслуживания, допускается применение передвижных, приставных площадок и лестниц, строительных лесов, конструкция и места установки которых определяются проектом производства работ, разрабатываемым для конкретного случая их проведения в соответствии с требованиями настоящих ФНП, стандартов и строительных норм и правил. При этом не допускается установка приставных лестниц и стремянок около и над работающими машинами и механизмами (имеющими вращающиеся и поступательно движущиеся части), а также производство с их ступеней работ, предусматривающих использование ручных машин, проведение сварочных работ, перемещение или удержание грузов (деталей и материалов) при монтаже, демонтаже и ремонте оборудования. Для выполнения таких работ следует применять леса, подмостки и лестницы с площадками, огражденными перилами, а для перемещения и удержания грузов - грузоподъемные машины и механизмы соответствующей грузоподъемности.
Площадки и лестницы, смонтированные до вступления в силу настоящих ФНП, должны быть приведены в соответствие с требованиями пунктов 13-15 настоящих ФНП при ближайшем капитальном ремонте или реконструкции оборудования. До приведения площадок и лестниц в соответствие с требованиями пунктов 13-15 настоящих ФНП эксплуатирующей организации необходимо провести мероприятия для обеспечения их безопасного использования.
Установив, что пункт 10 оспариваемого предписания соответствует вышеуказанным положениям ФНП ОРПД N 116, суд в признании предписания недействительным в данной части отказал.
Обжалуя решение суда, заявить указывает, что требования к оборудованию тепловых камер тепловых сетей установлены пунктом 77 ФНП ОРПД N 116, согласно которому камеры для обслуживания подземных трубопроводов пара и горячей воды должны иметь не менее двух люков с лестницами или скобами; при проходе трубопроводов через стенку камеры должна быть исключена возможность подтопления камеры. Тепловые камеры тепловых сетей, поименованные в пункте 10 предписания, полностью соответствуют требованиям пункта 77 ФНП ОРПД N 116.
Однако довод заявителя о соблюдении им пункта 77 ФНП ОРПД N 116 к камерам для обслуживания подземных трубопроводов не опровергает необходимость соблюдения требований, предусмотренных пунктами 13-15 ФНП ОРПД N 116 к площадкам и лестницам для обслуживания, осмотра, ремонта оборудования под давлением.
Обжалуя решение суда в части отказа в признании недействительными пунктов 68-77, 82-85, 99-100, 104-105, 116, 120-121, 168-169, 191, 274-279, 287 предписания, общество настаивает, что не обязано отвечать за содержание бесхозяйных сетей, расположенных в подвалах жилых домов, и проведение работ по герметизации вводов в дом. Управлением не доказано, что указанные в названных пунктах предписания бесхозяйные сети переданы ООО "ПСК" на содержание и обслуживание. Более того, ООО "ПСК" не является лицом, на которое может быть возложена обязанность по устранению нарушений в отношении сетей холодного водоснабжения (пункты 69, 72, 75, 77 предписания).
Отклоняя доводы общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 15 указанного закона в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
В случае, если органами местного самоуправления в указанном порядке не определена теплосетевая (единая теплоснабжающая) организация, осуществляющая содержание и обслуживание бесхозяйных сетей, с учетом положений части 4 статьи 8, части 11 статьи 15 названного Закона затраты на содержание, ремонт бесхозяйных тепловых сетей, так же как и потери в них, должны оплачиваться лицами (теплосетевыми, теплоснабжающими организациями), осуществляющими их эксплуатацию в целях осуществления своих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения. Затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов для указанных организаций.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких сетей и получает выгоду от их эксплуатации.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 15 данного закона местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Соответственно, на теплоснабжающей организации, с которой заключен договор теплоснабжения, лежит обязанность по обеспечению поставки тепла в точку поставки, согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности Сторон.
Заявителем не оспорен факт того, что спорные участки бесхозяйной тепловой сети используются заявителем для поставки ресурсов, то есть производственной деятельности. Не используя спорные сети, заявитель будет лишен возможности исполнить обязательства по поставке тепловой энергии потребителям в рамках договорных отношений.
ФНП ОРПД N 116 предусмотрено, что подземные трубопроводы должны быть защищены от коррозии; тип и способы защиты определяют проектной документацией в зависимости от конструктивного исполнения (п. 76); камеры для обслуживания подземных трубопроводов пара и горячей воды должны иметь не менее двух люков с лестницами или скобами; При проходе трубопроводов через стенку камеры должна быть исключена возможность подтопления камеры (п. 77); на арматуре или на специальной металлической бирке должны быть нанесены названия и номера согласно технологическим схемам трубопроводов, а также указатели направления вращения штурвала (п. 337); тепловая изоляция трубопроводов и арматуры должна быть в исправном состоянии; температура на ее поверхности при температуре окружающего воздуха 25°C должна быть не более 55°C (п. 349).
В соответствии с пунктом 218 ФНП ОРПД N 116 организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо, в том числе: установить такой порядок, чтобы рабочие, на которых возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, поддерживали его в исправном состоянии и вели наблюдение за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, записывая результаты осмотра и проверки в сменный журнал (пп. "г"); контролировать состояние металла в процессе эксплуатации оборудования под давлением в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации и настоящих ФНП (пп. "л"); обеспечить осмотр, обслуживание, обследование, ремонт и экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (пп. "о").
Действительно, ответственность за содержание в надлежащем состоянии, обслуживание инженерных сетей возлагается законом на управляющие компании, собственников и нанимателей жилых помещений (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30, 67, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Подробный порядок по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для приобретения муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект в настоящее время разработан и действует в виде регламента (утвержден постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130).
Заявителем не оспаривается осуществление поставки тепловой энергии для целей отопления и (или) горячего водоснабжения через транзитные сети, проходящие по подвалам спорных жилых домов, на последующие объекты, то есть сети используются заявителем в целях своей предпринимательской деятельности.
Затраты на содержание, ремонт бесхозяйных тепловых сетей, так же как и потери в них должны оплачиваться лицами (теплосетевыми, теплоснабжающими организациями), осуществляющими их эксплуатацию в целях осуществления своих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения. Затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов для указанных организаций.
То обстоятельство, что право собственности на транзитные участки сетей за кем-либо не зарегистрировано, транзитные сети в установленном порядке бесхозяйными не признаны, не освобождает непосредственного пользователя таких сетей от обязанности их содержания.
Таким образом, судом правомерно учтено, что факты бесхозяйности сетей трубопроводов горячей воды либо принадлежности таких сетей (части сетей) иным лицам в данной ситуации не свидетельствуют об отсутствии нарушений, установленных в пунктах 68-77, 82-85, 99, 100, 104, 105, 116, 120, 121, 168, 169, 191, 274-279, 287, 288.
Доводы жалобы об отсутствии у общества обязанности по устранению нарушений в отношении сетей холодного водоснабжения (пункты 69, 72, 75, 77 предписания) отклоняются, так как в указанных пунктах речь идет только о трубопроводах горячей воды (л.д.42-43 том 1).
Кроме того, в ходе проверки доводы о бесхозяйности сетей либо принадлежности их иным лицам заявителем не приводились, к моменту рассмотрения дела судом первой инстанции оспариваемые обществом требования предписания уже были исполнены.
Пунктами 90, 91, 195-198, 215, 219, 220, 222, 228, 288 предписания Ростехнадзор вменяет обществу нарушения положений Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (ПТЭ ТЭ).
В соответствии с пунктом 1.1 данных правил они устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Согласно пункту 2.6.7 ПТЭ ТЭ периодические осмотры тепловых энергоустановок производятся лицами, ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок. Периодичность осмотров устанавливается настоящими Правилами. Результаты осмотров оформляются в журнале обходов и осмотров или оперативном журнале.
В организации составляются перечни трубопроводов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора России и учету на предприятии. В перечнях указываются лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов. На каждый трубопровод заводится паспорт по установленной форме (п. 5.2.2 ПТЭ ТЭ).
Пунктом 6.1.6 ПТЭ ТЭ установлено, что на вводах трубопроводов тепловых сетей в здания необходимо предусматривать устройства, предотвращающие проникновение воды и газа в здания.
В силу пункта 6.2.5 ПТЭ ТЭ в организации составляются и постоянно хранятся: план тепловой сети (масштабный); оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы; профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления; перечень газоопасных камер и проходных каналов. На план тепловой сети наносятся соседние подземные коммуникации (газопровод, канализация, кабели), рельсовые пути электрифицированного транспорта и тяговые подстанции в зоне не менее 15 м от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети или бесканального трубопровода по обе стороны трассы. На плане тепловой сети систематически отмечаются места и результаты плановых шурфовок, места аварийных повреждений, затоплений трассы и переложенные участки. План, схемы, профили теплотрасс и перечень газоопасных камер и каналов ежегодно корректируются в соответствии с фактическим состоянием тепловых сетей. Все изменения вносятся за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения. Информация об изменениях в схемах, чертежах, перечнях и соответствующие этому изменения в инструкциях доводятся до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих документов.
В соответствии с пунктом 6.2.17 ПТЭ ТЭ трубопроводы тепловых сетей до пуска их в эксплуатацию после монтажа, капитального или текущего ремонта с заменой участков трубопроводов подвергаются очистке:
- паропроводы - продувке со сбросом пара в атмосферу;
- водяные сети в закрытых системах теплоснабжения и конденсатопроводы - гидропневматической промывке;
- водяные сети в открытых системах теплоснабжения и сети горячего водоснабжения - гидропневматической промывке и дезинфекции (в соответствии с санитарными правилами) с последующей повторной промывкой питьевой водой. Повторная промывка после дезинфекции производится до достижения показателей качества сбрасываемой воды, соответствующих санитарным нормам на питьевую воду.
О проведении промывки (продувки) трубопроводов необходимо составить акт.
Согласно пункту 6.2.25 ПТЭ ТЭ при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо, в том числе: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод; поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц; осуществлять контроль за коррозией.
Для определения коррозионной агрессивности грунтов и опасного воздействия блуждающих токов проводятся систематические осмотры трубопроводов подземных тепловых сетей и электрические измерения на потенциал блуждающих токов (пункт 6.2.39 ПТЭ ТЭ).
В соответствии с пунктом 6.2.40 ПТЭ ТЭ электрические измерения на трассах вновь сооружаемых и реконструируемых тепловых сетей производятся организациями, разработавшими проект тепловых сетей, или специализированными организациями, разрабатывающими технические решения по защите тепловых сетей от наружной коррозии.
Наличие нарушение, указанных в пунктах 90, 91, 215, 219, 220, 228, а также в пунктах 195-198 предписания в части, не касающейся детского сада N 256, общество не оспаривает. Обжалуя решение суда, оно указывает, что ПТЭ ТЭ в силу пункта 1.4 на устройства, поднадзорные Ростехнадзору, не распространяется.
При этом общество не оспаривает, что спорные объекты относятся к тем, что перечислены в пункте 1.1 ПТЭ ТЭ. К объектам тепловых электростанций рассматриваемые объекты общества не относятся, поэтому на них распространяются требования ПТЭ ТЭ (пункты 1.1-1.2 ПТЭ ТЭ).
Электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (пункт 1.3 Правил).
Поскольку эксплуатируемый обществом объект относится к опасным производственным объектам общество обязано соблюдать Правила промышленной безопасности производственных объектов, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, что не исключает соблюдение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 февраля 2021 года по делу N А50-10776/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 12.02.2021 N 5745.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10776/2020
Истец: ООО "ПЕРМСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ЗАПАДНО-УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ООО "Уральский центр промышленной безопасности"
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6380/2021
20.05.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3515/2021
19.02.2021 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-10776/20
03.02.2021 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-10776/20