г. Пермь |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А71-8456/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Бородулиной М.В., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Завьялово-Водоканал",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 24 февраля 2021 года
по делу N А71-8456/2020
по иску Управления имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (ОГРН 1091841006465, ИНН 1841006718)
к обществу с ограниченной ответственностью "Завьялово-Водоканал" (ОГРН 1101841002955, ИНН 1841010810)
о взыскании долга по концессионному соглашению, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Завьялово-Водоканал" (далее - ответчик) о взыскании 737 808 руб. 70 коп., из них 721 467 руб. 39 коп. долг по концессионному соглашению от 18.01.2012 за период с 15.07.2019 по 30.06.2020 и 16 341 руб. 31 коп. проценты в порядке ст. 395 ГК РФ за период с 01.08.2019 по 21.07.2020.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку в заключенном между сторонами соглашении нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога, следовательно, концессионная плата включает в себя сумму НДС. То есть задолженность должна быть уменьшена на сумму НДС. Согласно расчету ответчика, задолженность перед истцом составляет 601 222 руб. 82 коп основного долга, 16 108 руб. 54 коп. проценты.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие истца и ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18.01.2012 между Администрацией МО "Первомайское" (Концедент) и ООО "Завьялово-Водоканал" (Концессионер) в соответствии с протоколом конкурсной комиссии N 4 от 13.01.2012 о результатах проведения конкурса и распоряжения Концедента N 2 от 18.01.2012 г. о заключении концессионного соглашения, заключено концессионное соглашение (в редакции дополнительного соглашения от 20.09.2019, л.д. 26) о реконструкции (создании) сетей и объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Первомайское", для осуществления деятельности с использованием (эксплуатацией) сетей и объектов водоснабжения и водоотведения, по условия которого (п. 1.1. соглашения) Концессионер за свой счет обязался выполнить реконструкцию сетей и объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Первомайское", состав и описание которого приведены в Приложении N 1 к настоящему соглашению (далее по тексту соглашения- объекты соглашения), а Концедент обязался предоставить на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектами соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионер обязуется согласно техническому заданию Концедента при совместном вложении средств Концедента и Концессионера выполнить реконструкцию объекта соглашения, ориентировочная стоимость 5400000 (Пять миллионов четыреста тысяч) рублей, срок окончания реконструкции в соответствии с конкурсным предложением (п. 1.2.соглашения).
Срок реконструкции объектов Концессионного соглашения - 7 месяцев с момента заключения настоящего соглашения (п. 8.5 соглашения).
Соглашение вступает в силу 18 января 2012 года и действует до 18 января 2022 года (п. 8.1. соглашения).
По акту приема-передачи Концессионер принял объекты Концессионного соглашения (л.д. 19).
Согласно п. 9.3 соглашения концессионная плата уплачивается Концессионером Концеденту ежеквартально в размере 187500 (Сто восемьдесят семь тысяч пятьсот) руб. 00 коп. с учетом ежегодного повышения уровня инфляции. Концессионная плата за первые пять лет эксплуатации объекта соглашения не взимается Концедентом, а направляется Концессионером на цели, связанные с составлением технической документации на объекты соглашения, составлением проектно-сметной документации по реконструкции объекта соглашения, с реконструкцией и созданием объекта соглашения. Предоставление Концессионером Концеденту отчетности об использовании концессионной платы на указанные цели осуществляется ежеквартально в течение действия всего срока соглашения.
Дополнительным соглашением N 1 к Концессионному соглашению последнее предложение п. 9.3 изложено в новой редакции, а именно: "Предоставление Концессионером Концеденту отчетности об использовании концессионной платы на указанные цели осуществляется по факту выполнения Концедентом указанных работ в течение всего срока соглашения".
Дополнительным соглашением N 2 к Концессионному соглашению из абз. 1 п. 9.3 Концессионного соглашения исключены слова "с учетом ежегодного повышения уровня инфляции".
На основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 25.06.2019 N 257 "О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием "Завьяловский район" и входящим в его состав муниципальным образованием "Первомайское" разграничено имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования "Первомайское", между муниципальным образованием "Завьяловский район" и входящим в его состав муниципальным образованием "Первомайское", утвержден перечень имущества, подлежащего передаче из собственности муниципального образования "Первомайское" в собственность муниципального образования "Завьяловский район".
Передаточный акт о принятии в собственность муниципального образования "Завьяловский район" имущества муниципального образования "Первомайское" на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 25.06.2019 N 257 подписан 15.07.2019.
На основании Постановления Администрации муниципального образования "Завьяловский район" N 1343 от 13.08.2019 имущество, принятое по передаточному акту о принятии в собственность муниципального образования "Завьяловский район" имущества муниципального образования "Первомайское" на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 25.06.2019 N 257, отнесено к составу казны муниципального образования "Завьяловский район", согласно приложению.
Недвижимое имущество, являющееся объектом Концессионного соглашения от 18.01.2012 передано из муниципального образования "Первомайское" в собственность муниципального образования "Завьяловский район".
20.09.2019 между Администрацией муниципального образования "Завьяловский район" (Концедент) и ООО "Завьялово-Водоканал" (Концессионер) во исполнение Постановления Администрации муниципального образования "Завьяловский район" N 1343 от 13.08.2019 заключено дополнительное соглашение к Концессионному соглашению от 18.01.2012, согласно которому в преамбуле Соглашения изменен Концедент на Администрацию муниципального образования "Завьяловский район", Акт приема-передачи к Соглашению изложен в новой редакции, внесены изменения в реквизиты сторон Концессионного соглашения от 18.01.2012, согласовано, что условия настоящего дополнительного соглашения распространяются на правоотношения сторон, возникшие с 15.07.2019.
Как указывает истец, учитывая данные положения, обязанность Концессионера по внесения концессионной платы возникла по отношению к Концеденту в лице муниципального образования "Завьяловский район" с 15.07.2019. Согласно п. 9.3 Соглашения, в редакции дополнительного соглашения N 2 от 01.11.2018, концессионная плата уплачивается Концессионером Концеденту ежеквартально в размере 187500 руб. 00 коп. Вместе с тем, за период с 15.07.2019 по 30.06.2020 концессионная плата Концессионером не вносилась. По состоянию на 21.07.2020 сумма основного долга составляет 721 467,39 рублей. В адрес ответчика была направлена претензия от 14.05.2020 N 1996 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность. Претензия получена ответчиком 22.05.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления, однако действий по исполнению обязательства не последовало. Поскольку ответчик не исполнил обязанность по уплате арендной платы, истец на основании ст. 395 ГК РФ с учетом положений ст. ст. 192, 314 ГК РФ начислил проценты (концессионная плата подлежит внесению не позднее последнего день месяца соответствующего квартала) в размере 16341 руб. 31 коп. за период с 01.10.2019 по 21.07.2020.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался из их обоснованности и правильности расчета истца.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Поскольку концессионное соглашение по своей правовой природе является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами; то к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (часть 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее -концессионная плата).
В разделе IX Соглашения: "Плата по соглашению" сторонами предусмотрено внесение концессионной платы в твердой сумме.
Согласно п. 9.3 Соглашения, в редакции дополнительного соглашения N 2 от 01.11.2018, концессионная плата уплачивается Концессионером Концеденту ежеквартально в размере 187500 рублей.
Из материалов дела следует, что за период с 15.07.2019 по 30.06.2020 концессионная плата Концессионером не вносилась, что ответчиком не оспаривается.
Согласно расчету истца за указанный период задолженность ответчика составляет 721 467 руб. 39 коп.
Как и в суде первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что не согласен с расчетом истца, ссылаясь на п. 3 ст. 161 НК РФ, считает, что концессионер, как налоговый агент, обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДС с уплаченных сумм концессионной платы. Таким образом, по мнению ответчика, задолженность по концессионному соглашению от 18.01.2012 составляет 601 222 руб. 82 коп. - основной долг и 16 108 руб. 54 руб. - проценты.
Повторно проверив расчеты сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что расчет истца является верным, основанным на нормах действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В соответствии со статьей 378.1 НК РФ имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 02.10.2003 N 384-0, порядок уплаты НДС, установленный п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, то есть составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. При реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, исчисление и уплату в бюджет НДС осуществляют указанные организации.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку, по концессионному соглашению от 18.01.2012 объекты концессионного соглашения не закреплены ни за каким унитарным предприятием или учреждением на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, то самостоятельное исчисление и уплата ответчиком дополнительно к размеру концессионной платы, установленной в концессионном соглашении, суммы НДС, является обязательной в соответствии пунктом 1 статьи 422 ГК РФ независимо от наличия в договоре соответствующего условия.
В связи с тем, что ответчиком обязательство по внесению концессионной платы по соглашению от 18.01.2012 надлежащим образом за спорный период в заявленном размере не исполнено, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по концессионному соглашению в размере 721 467 руб. 39 коп.
Пунктом 9.3 Соглашения предусмотрено ежемесячное внесение концессионной платы. Соответственно, концессионная плата подлежит внесению не позднее последнего день месяца соответствующего квартала.
Поскольку ответчиком ненадлежащим образом исполнено обязательство по внесению концессионной платы, истцом в порядке статьи 395 ГК РФ начислены и предъявлены ко взысканию проценты в размере 16 341 руб. 31 коп.
Расчет процентов истца апелляционным судом проверен, признан арифметически верным. Методика расчета процентов ответчиком не оспорена (статья 65 АПК РФ).
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2021 года по делу N А71-8456/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8456/2020
Истец: Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
Ответчик: ООО "Завьялово-Водоканал"